Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Заказчика Управления общего образования Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о включении ООО "Альфа-Эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000824001366 "Шифр: 63-2024нр5172 Поставка оборудования в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" на создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
17.06.2024 Управление общего образования Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области" (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "Альфа-Эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000824001366 "Шифр: 63-2024нр5172 Поставка оборудования в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" на создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
29.02.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком является Управление общего образования Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 834 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2024 NИЭА1 заявка ООО "Альфа-Эксперт" (далее- Общество, Поставщик) признана соответствующей извещению о проведении Аукциона.
26.03.2024 между Заказчиком и Обществом по итогам проведения Аукциона заключён контракт N УОО/37/24 с реестровым номером 3644600658624000010 на поставку оборудования в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Об-разование" на создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - Контракт).
В соответствии п. 1.2. Контракта Поставщик обязуется поставить, а Заказчик - принять и оплатить Товар, наименование, технические характеристики, количество, цена которого определяются в Спецификации (Приложение N 1) (далее - Спецификация), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Пунктом 1.4 Контракта предусмотрено, что срок поставки Товара: с даты заключения контракта по 13.05.2024 г., в один этап. Поставщик за 2 дня до осуществления поставки Товара направляет Заказчику уведомление о времени поставки Товара в Место поставки.
Согласно п. 4.1.1. Контракта Поставщик обязан поставить Товар, указанный в пункте 1.1. Контракта надлежащего качества в соответствии со Спецификацией к Контракту и не позднее срока поставки, указанного в п.1.4. Контракта.
В соответствии с п. 4.1.3. Контракта Поставщик обязан передать Заказчику вместе с товаром надлежаще оформленные документы:
- копии деклараций(и) о соответствии или сертификата(ов) соответствияпоставляемого Товара, либо иные документы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- копии декларации(й) о соответствии или сертификата(ов) соответствия иликачества предо-ставляются Поставщиком в случае, если товар подлежит обязательному декларированию или серти-фикации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 4.2.5. Контракта Заказчик вправе требовать надлежащего исполнения обязательств Поставщиком по Контракту.
В соответствии с п. 5.4. Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекать-ся эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 8.8. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, в том числе, но не ограничиваясь, в случаях:
- отказа Поставщика передать Заказчику Товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству Товара, аименно обнаружения Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика одоукомплектовании Товара;
- неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки Товара.
04.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Исполнителем Контракта.
04.06.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 04.06.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 13.06.2024.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
15.05.2024 Обществом была произведена поставка товара.
23.05.2024 Поставщиком сформирован и размещен в единой информационной системе документ о приемке N 51.
24.05.2024 Заказчиком проведена экспертиза, в ходе которой было установлено, что поставленный товар не соответствует условиям Контракта.
В нарушение требований Контракта Обществом поставлен товар, производителем которого является ООО "Современные технологические системы", что подтверждается приложенной декларацией о соответствии ЕАЭС N RU.PA04.B.20840/23. Данный производитель и производимая им продукция не включены в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров.
Исходя из этого, Заказчиком 24.05.2024 направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке с предложением устранить нарушения в течении десяти дней с момента получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке. Однако, Обществом в десятидневный срок не были устранены выявленные Заказчиком нарушения требований Контракта. Таким образом, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Представители Общества пояснили, что после подписания контракта и в процессе исполнения контракта производители отказали в поставке товара, что подтверждается письмами, направленными в адрес Комиссии Саратовского УФАС России.
Представитель Подрядчика также пояснил, что Общество приняло решение о поиске альтернативных производств. Проведя отбор и анализ возможностей, было выявлено, что ООО "Современные технологические системы" является производителем оборудования, которое в полном объеме соответствует спецификации (техническому заданию) Контракта.
03.06.2024 Общество направило в адрес Заказчика письмо N 16 с просьбой разрешить и согласовать поставку товара после устранения замечаний по мотивированному отказу, а также выразило готовность исполнить Контракт.
07.06.2024 Общество направило письмо N 25 в адрес Заказчика, с просьбой согласовать поставку товара на 10.06.2024.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "АльфаЭксперт" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "Альфа-Эксперт" от исполнения контракта.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Управлением общего образования Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в отношении ООО "Альфа-Эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 24 июня 2024 г. N 64-167
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024