Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "САМБА" на действия МКУ "Капитальное строительство" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0360300298224000130 "Поставка технологического оборудования для оснащения объекта капитального строительства: "Школа на 825 мест по ул. Ипподромная в
Ленинском районе г. Саратова".
УСТАНОВИЛА:
19.06.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "САМБА" на действия МКУ "Капитальное строительство" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0360300298224000130 "Поставка технологического оборудования для оснащения объекта капитального строительства: "Школа на 825 мест по ул. Ипподромная в Ленинском районе г. Саратова" (далее - Запрос котировок).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Заказчика присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считал жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
10.06.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении запроса котировок.
Заказчиком по данному Запросу котировок МКУ "Капитальное строительство".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 768 360,00 рублей.
В соответствии со ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу жалобы, прикладное программное обеспечение с установленными в извещении характеристиками, закупаемое Заказчиком, указывает на одного производителя, в связи с чем подать заявку на участие в аукционе не представляется возможным.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что согласно сведениям с сайта, производителя "Юный кодер" - программное обеспечение с элементами игры и головоломки. Программное обеспечение обучает пользователя основам языка программирования Python. Пользователь выступает в роли ассистента, который управляет роботом с помощью языка программирования Python.
При этом данное программное обеспечение является отдельным продуктом, наличие которого на компьютере не влияет на его работоспособность. Данное программное обеспечение не связано с закупаемым АРМом ни технологически, ни функционально. Данное программное обеспечение не является операционной системой, без которого использование компьютера невозможно.
Также установлено реализацией единственного подходящего к извещению программного обеспечения занимается официальный дилер ООО "ТКвант".
Согласно протоколу подведения итогов от 20.06.2024 NИЗК1 победителем данного аукциона является ООО "Тквант", который предложил к поставке товар, производства Мобильного класса Айти Знайка.
Присутствующий на рассмотрении представитель Заказчика пояснил, что при подготовке к проведению закупки и в целях формирования НМЦК Заказчиком проанализирован рынок потенциальных поставщиков товара, получены коммерческие предложения от потенциальных поставщиков, что свидетельствовало о достаточном количестве лиц, готовых принять участие в закупке.
Доказательства, свидетельствующие о наличии товара с указанными характеристиками нескольких производителей, Заказчиком не представлены.
Согласно части 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе".
Таким образом, установленные в извещении Заказчиком характеристики препятствуют возможности поставки оборудования других производителей.
Довод жалобы признан обоснованным.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Согласно приложению N1 к извещению о проведении Запроса котировок "Описание объекта закупки", у закупаемого товара "Автоматизированное рабочее место учителя для кабинета информатики" установлены следующие характеристики:
Предустановленное программное |
наличие |
обеспечение (ПО) для обучения языкам программирования с бессрочной лицензией, позволяющее изучить основы алгоритмизации, программирования и базовые функции языка Python |
|
Форма предоставления обучения в ПО |
игра с элементами головоломки, интерактивное обучающее окружение |
Интерфейс модуля ученика в ПО |
в 2D графическом стиле с видом сверху, экран пользователя разделен на две части: игровое поле и поле для ввода и редактирования кода |
Игровой процесс ПО |
пользователь (ученик) выступает в роли ассистента, который управляет персонажем на игровом поле с помощью команд и кода на Python, с целью решения головоломок и задач, используя программирование |
Учебные темы ПО |
алгоритм, ввод и вывод данных, типы данных, условные операторы, коллекции, функции, работа с командами print() и input(), числовые типы данных (float и int), арифметические операции, логические операции, циклы for и while, работа со списками и строками |
Теоретическая часть каждой учебной темы ПО |
предоставляющая информацию для изучения материала, представленная в текстовом и графическом формате |
Количество уровней оценки понимания материала ПО, включающих задания для практики |
5 |
Инструменты тестирования для проверки знаний после каждой учебной темы ПО |
наличие |
Система записи статистики по прохождению уровней |
наличие |
Персонаж в ПО, помогающий ориентироваться в прохождения уровней |
обладает анимацией эмоций, отображаемых на его лице: правильное решение задачи, неправильное решение задачи, длительное решение задачи |
Методическое пособие по работе с ПО, включающее инструкции с картинками, описывающие процесс |
наличие |
установки, теоретическую часть по учебным темам (базовые алгоритмы, порядок работы с ПО и получаемые учеником знания, команды print() и input(), числовые типы данных float и int, арифметические операции, условный оператор и логические операции, цикл for, цикл while, работа со списками, работа со строками) |
|
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы пояснил, что при формировании и размещения извещения об осуществлении данной закупки код ОКПД-2 26.20.150 которому соответствует следующий товар
"Автоматизированное рабочее место".
Кроме того, Заказчик при формировании требований к характеристикам товара исходил из имеющейся потребности в закупке необходимого товара с учетом специфики оснащаемого объекта.
То есть потребность Заказчика состоит в автоматизированном рабочем месте, реализованном в виде системы из взаимосвязанных и совместимых между собой компонентов, то есть требуется сложное устройство, образующее единое целое и предполагающее использование по его общему назначению. Закупка отдельных товаров не может быть осуществлена, поскольку не гарантирует совместимость указанных товаров.
Комиссия Саратовского УФАС России отмечает, что не любое программное обеспечение можно приобрести вместе с компьютером на правах предустановленного.
Как указал Верховный Суд РФ, является правомерным объединение в единый объект закупки компьютерного оборудования и программное обеспечение, без которого начало использования компьютерной техники невозможно.
Под программным обеспечением, без которого начало использования автоматизированного рабочего места невозможно, обычно понимается операционная система. Закупка автоматизированного рабочего места, на которых, помимо операционной системы, должно быть установлено и иное программное обеспечение, необходимое заказчику для работы, может быть квалифицирована как неправомерное объединение в один лот товаров, не связанных друг с другом.
Наличие у заказчика потребности как в автоматизированном рабочем месте, так и в программном обеспечении не означает, что поставка этого компьютерного оборудования и установка этого программного обеспечения находятся между собой в такой технологической и функциональной взаимосвязи, при которой они неизбежно должны закупаться только вместе, в едином объекте закупки.
Необходимость осуществлять действия на данном компьютерном оборудовании с использованием требуемого заказчиком программное обеспечение не исключает раздельной закупки автоматизированного рабочего места и установки необходимого ПО, не относящегося к операционным системам, "без которых начало использования компьютерной техники невозможно".
Поставка автоматизированного рабочего места и установка требуемого заказчиком программное обеспечение не имеют технологической и функциональной взаимосвязи, предопределяющей их закупку только совместно (единым объектом закупки). При этом они объединены заказчиком в единый объект рассматриваемого аукциона. Поскольку участники закупки лишены возможности предложить частичное исполнение контракта, объединение поставки компьютеров с установкой ПО в один лот привело к ограничению количества участников закупки, поскольку исключило из числа участников лиц, способных исполнить контракт лишь в части поставки компьютерного оборудования, но не в части установки ПО.
Проанализировав требования извещения и условия принятия участия в электронном аукционе, Комиссией Саратовского УФАС России установлено наличие в действиях Заказчика нарушений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части объединения в один лот поставки компьютерного оборудования и установки требуемого Заказчиком прикладного программного обеспечения.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "САМБА на действия МКУ "Капитальное строительство" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0360300298224000130 "Поставка технологического оборудования для оснащения объекта капитального строительства: "Школа на 825 мест по ул. Ипподромная в Ленинском районе г. Саратова" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать в виду ранее выданного по жалобе N 064/06/33-876/2024 от 25.06.2024.
4. Материалы жалобы должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, ввиду переданных ранее по решению N 064/06/33-876/2024 от 25.06.2024.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 25 июня 2024 г. N 064/06/33-878/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024