Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ----
члены комиссии:
Алексанцина Нина Викторовна - ----
Перякова Юлия Александровна - ---
Плешивцева Анастасия Алексеевна - ----
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Брокер Групп", извещенных о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-351/2024 надлежащим образом;
в присутствии представителей:
казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" - ----
государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - -----
рассмотрев 20 июня 2024 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "БРОКЕР ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000324001841 на капитальный ремонт сетей наружного освещения по ул. Пионерская рп. Ялга в г. о. Саранск (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 12.06.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения (вх.N3069/24 от 13.06.2024 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/42-351/2024 о нарушении законодательства в сфере закупок от 17 июня 2024 года N ЕЛ/2371/24 рассмотрение жалобы назначено на 19 июня 2024 года в 15 часов 30 минут.
17.06.2024 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 2024001091570003090001).
19.06.2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 20.06.2024 года 16:20.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0809500000324001841 о проведении Аукциона (с приложениями) размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 05.06.2024 года 15:54 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 146 831,57 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.06.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 13.06.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 17.06.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.06.2024 N233-М-ЭА-24/ВР по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона 09:00 13.06.2024 года поступило 2 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 2097857, 2098664, признанные соответствующими требованиям об осуществлении закупки. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1, предложившего цену контракта 5 071 135.97 руб. (пять миллионов семьдесят одна тысяча сто тридцать пять рублей 97 копеек).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в нарушение требований действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении Аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 11 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N2571).
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по жалобе (вх.N3241/24 от 19.06.2024 года), а также письменные доказательства (вх.N3300/24 от 20.06.2024 года).
Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения по жалобе (вх.N3217-ЭП/24 от 19.06.2024 года; вх.N3301/24 от 20.06.2024 года), которые приобщены к материалам настоящего дела.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системы электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно позиции 11 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ N2571 к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 приложения, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 указанной графы рассматриваемой позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ N2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: по позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено ГрК РФ (пункт 14.3 статьи 1 ГрК РФ).
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту сетей наружного освещения по ул. Пионерская рп. Ялга в г. о. Саранск, начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 146 831,57 рублей (бюджет городского округа Саранск). Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N2571.
Согласно описанию объекта закупки, размещенному в составе извещения о проведении электронного аукциона N0809500000324001841, к объемам и видам работ, подлежащим выполнению в рамках исполнения муниципального контракта, относятся, в том числе демонтаж 3-х проводов ВЛ, демонтаж одного дополнительного провода, подвеска самонесущих изолированных проводов, демонтаж светильников с лампами люминесцентными, установка светильников с лампами люминесцентными и т.д.
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что дополнительные требования по позиции 11 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ N2571 Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлены в связи с тем, что сети наружного освещения по ул. Пионерская рп. Ялга в г. о. Саранск не относятся к объектами капитального строительства и, как следствие, к линейным объектам, являются движимым имуществом, поскольку не имеют прочной связи с землей (отсутствует фундамент), их перемещение возможно без несоразмерного ущерба объектам, имеется возможность повторного использования объектов после перемещения. Указанное подтверждается информационным письмом муниципального предприятия городского округа Саранск "Горствет" (исх.N538 от 20.06.2024 года), выпиской из реестра муниципального имущества (исх.N315-КУМИ от 20.06.2024 года), представленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск (приобщены к материалам дела).
Представитель Уполномоченного учреждения, поддержав позицию, изложенную в возражениях на жалобу (вх.N3217-ЭП/24 от 19.06.2024 года), указал, что исходя из объема и видов работ, указанных в извещении, необходимо произвести демонтажные и монтажные работы по установке светильников, таким образом, работы в данном случае являются не строительными, а монтажными и осуществляются на объекте движимого имущества.
Частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что подателем жалобы не представлено документарных доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов. Стоит отметить, что ООО "БРОКЕР ГРУПП" заявку на участие в закупке не подавало, а также не направляло запросы на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, Комиссия Управления, основываясь на фактических обстоятельствах дела, учитывая позиции представителей сторон, приходит к выводу, что в рассматриваемом случае объектом закупки не является выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, следовательно, действия Заказчика, не установившего в извещении об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 11 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ N2571, не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Довод жалобы является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" на действия казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000324001841 на капитальный ремонт сетей наружного освещения по ул. Пионерская рп. Ялга в г. о. Саранск необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 20 июня 2024 г. N 013/06/42-351/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024