Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
---------;
в присутствии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "-----------" - --------, действующей на основании доверенности б/н от 18.06.2024 года (со сроком действия 1 (один) год);
Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" - --------, действующей на основании доверенности N09/13 от 28.05.2024 года (со сроком действия 1 (один) год);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - ---------, действующего на основании доверенности б/н от 13.06.2024 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 20 июня 2024 года в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "-------" (далее - ООО "--------", Заявитель) на действия Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N0809500000324001838 на капитальный ремонт сетей наружного освещения по ул. Ульянова в г. Саранск (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 12.06.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N3076/24 от 13.06.2024 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 17.06.2024 года NЕЛ/2384/24 рассмотрение жалобы назначено на 19.06.2024 года в 15 часов 20 минут.
17.06.2024 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202400109157000299).
19.06.2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 17 часов 25 минут 20.06.2024 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России с участием представителей сторон.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0809500000324001838 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 05.06.2024 17:04 (МСК) (действующая редакция извещения об Аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 912 453,48 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.06.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 13.06.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 17.06.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.06.2024 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 13.06.2024 поступило 2 заявки на участие в Аукционе под идентификационными номерами: 2096690; 2097844. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1 (идентификационный номер заявки 2097844), предложившего цену контракта 3 892 891,21 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Аукциона.
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по жалобе (вх.N3231/24 от 19.06.2024 года).
Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения по жалобе (вх.N3214-ЭП/24 от 19.06.2024 года; вх.N3301/24 от 20.06.2024 года), которые приобщены к материалам настоящего дела.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в описании объекта закупки указан товар - светильник ДКУ 04-120-001 Urban, используемый при выполнении работ по Аукциону, не соответствующий требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 года N2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" (далее - Постановление N2255) в части наличия ударопрочного защитного стекла.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системы).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно извещению N0809500000324001838 объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту сетей наружного освещения.
В разделе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к качественным, техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам выполнения работ:
- создание искусственного светового потока, который отвечает нормативным требованиям и обеспечивает необходимый уровень безопасности на автодорогах и пешеходных зонах в темное время суток (функциональные характеристики);
- протяженность ВЛ 0,38 - 825 м (технические характеристики);
- все работы необходимо выполнить качественно в полном объеме в соответствии со сметной документацией и требованиями СП 76.13330.2016 "Электротехнические устройства" Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85 (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. N955/пр) (качественные характеристики);
- устойчивость к неблагоприятным внешним факторам. Корпус светильников выполнен из прочного и герметичного материала. Он обеспечивает надежную защиту от дождя, снега, перепадов температурного режима и других неблагоприятных погодных факторов (эксплуатационные характеристики).
В табличной форме описания объекта закупки Заказчиком указаны виды и объемы работ, подлежащие выполнению в рамках заключенного по результатам Аукциона муниципального контракта. Кроме того, Заказчиком приведен перечень товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, среди которого указан светильник ДКУ 04-120-001 Urban.
Согласно части 6 статьи 48 Федерального закона от 23.11.2009 года N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) требования к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, должны быть установлены Правительством Российской Федерации до 1 марта 2010 года. С 1 июля 2010 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются осветительные устройства, электрические лампы, не соответствующие указанным требованиям.
Так, во исполнение части 6 статьи 48 Закона об энергосбережении, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 года N2255 утверждены требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что осветительные приборы, предлагаемые к использованию в ходе исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту сети наружного освещения, должны соответствовать требованиям Постановления N2255.
Согласно пункту 28 требований, утвержденных Постановлением N2255, светильники для наружного утилитарного освещения на основе светодиодов с потребляемой мощностью 100 Вт и более помимо оптических элементов должны содержать ударопрочное защитное стекло со степенью защиты от внешних механических воздействий IK08 с энергией удара 5 Дж.
Представитель Заказчика, присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России, пояснил, что одним из параметров светодиодных светильников ДКУ 04-120-001 Urban (производитель - ООО -----------) является наличие ударопрочного стекла со степенью защиты IK08/5 Дж. В подтверждение свое позиции Заказчиком в материалы дела представлены копия паспорта НЖИЯ.676000.027ПС на светильник светодиодный ДКУ 04-120-001 Urban М (пункт 1.6 технических параметров); копия протокола испытаний N224ИЛНВОК от 13.05.2024 на светильник светодиодный ДКУ 04-120-001 Urban М (раздел "результат испытаний").
Комиссия Управления, проанализировав представленные Заказчиком доказательства, приходит к выводу, что товар, подлежащий использованию при исполнении контракта - светильник ДКУ 04-120-001 Urban, соответствует требованиям пункта 28 Постановления N2255.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе установлена совокупность технических требований к товару таким образом, что им соответствует только конкретная модель светильника ДКУ 04-120-001 Urban единственного производителя - ООО -----------.
Пунктами 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: сопровождение такого указания словами "или эквивалент".
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 19 Закона о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту сетей наружного освещения по ул. Ульянова в г. Саранск (код ОКПД2: 42.22.22.140 - работы по ремонту местных линий электропередачи и связи).
Виды и объемы работ, а также требования, предъявляемые к выполнению работ, установлены Заказчиком в разделе извещения "Описание объекта закупки". Заказчиком установлен перечень товаров, подлежащих использованию в рамках выполнения работ (светильник ДКУ 04-120-001 Urban; кронштейн 1 рожковый приставной К1-1,5-1,5-гц; кронштейн анкерный КАМ4000 и т.д.), при этом Заказчиком указано, что "_в случае указания на товарный знак в описании объекта закупки, в Контракте, приложениях к нему и иной документации читать такое указание с сопровождением словами "или эквивалент".".
В разделе извещения о проведении Аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком указано, что заявка на участие в Аукционе должна содержать: "_Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона;
Информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг_".
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Согласно позиции ФАС России, отраженной в письме NИА/53616/20 от 25.06.2020 года, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
Как пояснили представители Заказчика и Уполномоченного учреждения, объектом закупки в рассматриваемом случае является выполнение работ, а не поставка товара. При этом не требуется поставка товаров, которые при исполнении контракта будут переданы по товарной накладной и приняты на бухгалтерский учет Заказчика. В описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к материалам и оборудованию, используемым при выполнении работ по капитальному ремонту сети наружного освещения. Работы принимаются Заказчиком по акту о приемке выполненных работ, а материалы и оборудование, используемые в процессе выполнения таких работ, не подлежат приемке и постановке на учет.
Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав положения извещения о проведении Аукциона, приходит к выводу, что объектом закупки является выполнение работ, а не поставка товара; товар, указанный заказчиком в описании объекта закупки, является используемым при выполнении работ, а не поставляемым; товар сопровождается словами "или эквивалент". Вследствие чего у Комиссии Мордовского УФАС России отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе, в связи с чем рассмотренный довод жалобы является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "------------" на действия Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N0809500000324001838 на капитальный ремонт сетей наружного освещения по ул. Ульянова в г. Саранск необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 20 июня 2024 г. N 013/06/42-348/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024