Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС) в утвержденном составе: Сучков О.Н. - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии УФАС; Смышляева И.А. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС; Косоногова Е.А. - старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС, рассмотрев жалобу (вх. N 3310-ЭП/24 от 14.06.2024) жалобу ООО "Архитектурный центр "Югреставрация" (далее - Заявитель) на положение извещения о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по разработке проектной документации "Проект зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Горицкий монастырь", XVI-начало XX вв. (Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы)" (извещение N 0130600048424000043, далее - закупка, аукцион), на действия/бездействие Заказчика/Уполномоченного органа - Администрации Кирилловского муниципального округа Вологодской области (далее - Субъект контроля) при проведении аукциона, в присутствии представителей Субъекта контроля и Заявителя,
У С Т А Н О В И Л А:
14.06.2024 жалоба Заявителя размещена в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru, далее - ЕИС) и зарегистрирована в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС). 1 В силу п. 1 ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно извещению об осуществлении закупки дата и время окончания срока подачи заявок 18.06.2024 09:00 (мск). Жалоба Заявителя подана в установленный срок и принята УФАС к рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.ст. 99, 105, 106 Закона N 44-ФЗ и Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - Правила N 1576), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576.
Уведомлением от 18.06.2024 N 04-11/175-24 лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, посредством размещения информации в ЕИС сообщено о назначении рассмотрения жалобы на 21.06.2024 в 09:00 (мск).
В силу ч. 2 ст. 106 Закона N 44-ФЗ лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, сообщено о возможности рассмотрения жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети "Интернет" (далее - ВКС).
Соответствующая ссылка ВКС направлена Заявителю и Субъекту контроля по электронной почте.
В соответствии с требованиями ст.ст. 99, 105, 106 Закона N 44-ФЗ, Правил N 1576 Комиссией УФАС в рамках рассмотрения жалобы Заявителя проведена внеплановая проверка. В рамках рассмотрения жалобы и внеплановой проверки установлено следующее. 10.06.2024 в ЕИС размещено извещение об осуществлении закупки (далее - извещение).
Согласно извещению объектом (предметом) закупки является разработка проектной документации на строительство объекта: "Выполнение работ по разработке проектной документации "Проект зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Горицкий монастырь", XVI-начало XX вв. (Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы)" Начальная (максимальная) цена контракта - 5 066 666,67 руб. В составе извещения в ЕИС размещены файлы: проект контракта, описание объекта закупки, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, обоснование НМЦК. В извещении установлены требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: "Наличие лицензии или выписки из реестра лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности на следующие виды работ: "Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории". Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом (п. 42 ч.1 ст.12) от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 2.12.2020 N2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" на геодезическую и картографическую деятельность с видами работ: "Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории"". Аналогичные требования к участникам закупки установлены в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению. 2 Заявитель не согласен с указанными требованиями к участникам закупки, считает, что Субъектом контроля допущено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе. Субъект контроля и его представители (в том числе специалисты Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, Комитета по регулированию контрактной системы Вологодской области, действующие по доверенности от имени Администрация Кирилловского муниципального округа Вологодской области) не согласились с доводом Заявителя, считают, что такие доводы не состоятельны и не обоснованы. Субъектом контроля представлены письменные возражения. Комиссия УФАС, проанализировав довод Заявителя, возражения Субъекта контроля и материалы жалобы в их совокупности, пришла к следующему выводу.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования к участникам закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (п.п. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Разработка проекта зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с требованиями Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 (далее - Положение о зонах охраны) и ГОСТ Р 59124-2020 "Сохранение объектов культурного наследия. Состав и содержание научно-проектной документации проекта зон охраны. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 59124-2020).
Согласно п. 3 Положения о зонах охраны разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко- архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко- культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии. Пунктом 6 Положения о зонах охраны, п. 4.7 ГОСТ Р 59124-2020 предусмотрено, что проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
В силу п. 1 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации зоны охраны объектов культурного наследия относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные 3 законодательные акты Российской Федерации" геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. С учетом п. 42 ст. 12 Федерального закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" геодезическая и картографическая деятельность, в результате которой осуществляются установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории подлежит лицензированию в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126 (далее - Положение о лицензировании). Как следует из п. 3 Положения о лицензировании, п. 8, 9 приложения к Положению о лицензировании установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, установление и изменение границ зон с особыми условиями использования территории входят в перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию. Из указанных положений земельного законодательства и законодательства о лицензировании геодезической и картографической деятельности следует, что установление и изменение границ зон с особыми условиями использования территории возможно осуществлять только при наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность. В Описании объекта закупки (далее - ТЗ) указано, что целью и задачами выполнения работ по разработке проектной документации "Проект зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Горицкий монастырь", XVI-начало XX вв. (Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы)" являются: "1.
Разработка проекта зон охраны объекта культурного наследия на основании материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости, проекта зон охраны объектов культурного наследия, проекта режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах указанных зон, обеспечивающих сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде, в целях последующего его утверждения (принятия нормативного правового акта Правительства Вологодской области) в установленном порядке в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации".
2. Организация проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее - экспертиза) проекта зон охраны и приведение материалов проекта в соответствие с результатами экспертизы.
3. Получение Заключения (письмо) Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области о согласии с выводами государственной историко-культурной экспертизы на разработанный проект зон охраны.".
Согласно ТЗ в наименование и состав проекта входит следующее. "Проектная документация: "Проект зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Горицкий монастырь", XVI-начало XX вв. (Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы)" (далее - Проект). Разделы проектной документации должны быть разработаны в следующем составе: Состав проектной документации: Раздел I. "Предварительные работы" включает:
а) исходно-разрешительную документацию;
б) план (графическая схема) места расположения объекта (объектов) культурного наследия; 4 в) схему землепользования с указанием существующего положения (анализ данных государственного кадастра недвижимости); дополнительно в рамках данного раздела (исходя из особенностей территории и имеющихся материалов прошлых лет) могут быть выполнены в составе работ либо по материалам прошлых лет:
г) инженерно-геодезические работы, включая формирование топоосновы;
д) археологические исследования;
е) прочие предварительные сведения, исходя из особенностей территории. Раздел II. "Историко-культурные исследования (материалы по обоснованию)" включает:
1. Подраздел "Архивные исследования" включает:
а) историко-архивные и библиографические исследования;
б) историческую справку (историческую записку).
2. Подраздел "Анализ ранее разработанных проектов зон охраны" включает:
а) анализ материалов ранее разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия (текстовая часть);
б) карту (схему) анализа материалов ранее разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия.
3. Подраздел "Историко-архитектурные исследования" включает:
а) историко-культурный (историко-архитектурный) опорный план (графическую часть);
б) историко-культурный (историко-архитектурный) опорный план (текстовую часть).
4. Подраздел "Историко-градостроительные исследования" включает:
а) историко-культурный (историко-градостроительный) опорный план (графическую часть);
б) историко-культурный (историко-градостроительный) опорный план (текстовую часть).
5. Подраздел "Ландшафтно-визуальный анализ" включает:
а) карту (схему) ландшафтно-визуального анализа композиционных связей объекта культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения;
б) разрезы со схемой расположения разрезов на плане, в целях обоснования композиционных связей объекта культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения;
в) ландшафтно-визуальный анализ композиционных связей объекта (объектов) культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения (текстовую часть), в том числе исследования по установлению объектов капитального строительства, предельные параметры которых не соответствуют назначаемым режимам и регламента;
г) фотофиксацию, отражающую визуальные взаимосвязи объекта культурного наследия и фотофиксацию застройки исследуемой территории;
д) схему фотофиксации.
6. В состав историко-культурных исследований могут быть включены дополнительные подразделы, исходя из особенностей территории. Каждый раздел (подраздел) должен содержать результат проведенных исследований. Раздел III. "Проект зон охраны (итоговая часть)" включает:
а) описание границ проектируемых зон охраны;
б) основной чертеж (карту (схему) границ зон охраны объектов культурного наследия);
в) проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия;
г) карту градостроительного зонирования;
д) описание специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и природной среды, графическое отражение специальных мер, направленных на сохранение, восстановление (регенерацию) историко- градостроительной среды и (или) отражение специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и природной среды в режимах использования и требованиям к градостроительным регламентам. Раздел IV. "Комплект для передачи сведений о зонах охраны объектов культурного наследия в государственный кадастр недвижимости" в требуемом формате включает схемы 5 границ зон охраны (охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта) в XML* формате.". В ТЗ указан результат выполнения работ: "Результатом выполненных работ является проектная документация "Проект зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Горицкий монастырь", XVI- начало XX вв. (Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы)", имеющая положительное заключение (акт) государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, при наличии заключения (письма) Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области о согласии с выводами государственной историко- культурной экспертизы на разработанный проект зон охраны.". С учетом изложенного, исходя из специфики объекта закупки, в извещении правомерно установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность. Виды и объемы работ, предусмотренных в ТЗ, технологически и функционально связаны между собой, так как установление и изменение границ зон с особыми условиями использования территории возможно осуществлять только при наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность.
Таким образом, довод жалобы является необоснованным. Участники должны иметь соответствующую лицензию на геодезическую и картографическую деятельность, отсутствие которое не позволит заказчику достичь целей эффективности и результативности осуществляемой закупки. Отклонение участников закупки, не имеющих лицензию на геодезическую и картографическую деятельность, будет являться правомерным действием комиссии по осуществлению закупки. Иных нарушений в рамках внеплановой проверки не выявлено. Кроме того, отсутствие рисков и признаков нарушений подтверждается сведениями прикладного программного обеспечения подсистемы "Мониторинг закупок" (включая модуль "Риск-мониторинг") ЕИС.
Доводы Заявителя об ограничении конкуренции (нарушении требований антимонопольного законодательства) образуют самостоятельный предмет для рассмотрения, вследствие чего такие доводы выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе. В связи с тем, что доказательства, свидетельствующие об ограничении конкуренции, не представлены, основания для передачи жалобы в антимонопольный орган на предмет установления наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Правилами N 1576, Комиссия УФАС
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Архитектурный центр "Югреставрация" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии подпись О.Н. Сучков
Члены Комиссии: подпись И.А. Смышляева подпись Е.А. Косоногова 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 21 июня 2024 г. N 035/06/31-488/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024