Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС) в утвержденном составе: Сучков О.Н. - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии УФАС; Смышляева И.А. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС; Косоногова Е.А. - старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС, рассмотрев жалобу (вх. N 3393-ЭП/24 от 19.06.2024) жалобу индивидуального предпринимателя Казаченко А.А. (далее - Заявитель) на положение извещения о проведении электронного аукциона N 0330300051924000198 "Ремонт входной группы и замена окон в Кувшиновском доме культуры, филиале МБУК ВМО "Семенковское КДО"" (далее - закупка, аукцион), в присутствии представителя Уполномоченного учреждения (Муниципальное казенное учреждение Вологодского муниципального округа "Расчетно-аналитический центр"), в отсутствии Заказчика (муниципальное бюджетное учреждение культуры Вологодского 1 муниципального округа "Семенковское культурно-досуговое объединение") и Заявителя, заявивших ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия,
У С Т А Н О В И Л А:
18.06.2024 жалоба Заявителя размещена в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru, далее - ЕИС), 19.06.2024 зарегистрирована в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно извещению об осуществлении закупки дата и время окончания срока подачи заявок 25.06.2024 09:00 (мск). Жалоба Заявителя подана в установленный срок и принята УФАС к рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.ст. 99, 105, 106 Закона N 44-ФЗ и Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - Правила N 1576), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576.
Уведомлением от 20.06.2024 лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, посредством размещения информации в ЕИС сообщено о назначении рассмотрения жалобы на 25.06.2024 в 11:00 (мск).
В силу ч. 2 ст. 106 Закона N 44-ФЗ лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, сообщено о возможности рассмотрения жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети "Интернет" (далее - ВКС). Соответствующая ссылка ВКС направлена лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, по электронной почте.
В соответствии с требованиями ст.ст. 99, 105, 106 Закона N 44-ФЗ, Правил N 1576 Комиссией УФАС в рамках рассмотрения жалобы Заявителя проведена внеплановая проверка. В рамках рассмотрения жалобы и внеплановой проверки установлено следующее. 17.06.2024 в ЕИС размещено извещение об осуществлении закупки (далее - извещение).
Согласно извещению объектом (предметом) закупки является Ремонт входной группы и замена окон в Кувшиновском доме культуры, филиале МБУК ВМО "Семенковское КДО". Начальная (максимальная) цена контракта - 743 211,85 руб. В составе извещения в ЕИС размещены файлы: "Microsoft Word Document Проект контракта, Microsoft Word Document Описание объекта закупки, RAR архив Сметная документация, RTF Document BE9A~1, Microsoft Word Document Обоснование цены контракта". В жалобе указано о том, что в приложении к извещению в ЕИС размещен проект контракта, в котором п. 2.1 изложен в следующей редакции: "2.1. Цена контракта составляет рублей копеек с учетом налога на добавленную стоимость по налоговой ставке %, а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиками налога на добавленную стоимость, цена контракта налогом на добавленную стоимость не облагается. 2.2.
Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и включает в себя стоимость работ, затрат, связанных с исполнением контракта, а также все налоги, сборы и другие обязательные платежи, которые подрядчик должен оплачивать в соответствии с условиями контракта или на иных основаниях, связанных с исполнением контракта. 2 2.3.
В случае если подрядчик не является в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиками налога на добавленную стоимость, налог на добавленную стоимость в документы о приемке не включается (за исключением компенсации налога на добавленную стоимость на материалы при предоставлении подтверждающих документов).". По мнению Заявителя, данные положения проекта контракта вынуждают победителя аукциона, который применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) отчитываться перед Заказчиком по компенсации налога на добавленную стоимость (НДС) на материалы с предоставлением подтверждающих документов. Если победитель аукциона не подтверждает документами факт оплаты им материалов с НДС, то сумма НДС по локальному сметному расчету не подлежит оплате. Заявитель считает, что данная позиция проекта контракта противоречит нормам Закона о контрактной системе, так как участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Закон N 44-ФЗ не разделяет подход к цене контракта участниками, применяющими разные формы налогообложения. В сметной документации стоимость определена с учетом НДС, то это, по мнению Заявителя не означает, что у стороны, обязанной произвести оплату работ по контракту, появляются основания корректировать цену контракта в сторону уменьшения в одностороннем порядке (ст. 95 Закона N 44-ФЗ), или производить оплату работ с удержанием сумм НДС (за минусом НДС), так как это противоречит прямому запрету на изменение условий контракта (в том числе и условия о его цене), содержащемуся в ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
В обоснование своей позиции Заявитель ссылается на письма Минфина России от 14.03.2023 N 24-06-06/21248, от 21.09.2018 N 02-09-09/67738, от 26.09.2017 N 24-03- 07/62238, от 13.03.2018 N 24-03-07/15341, от 26.08.2017 N 24-01-10/55970, от 05.09.2014 N 03- 11-11/44793, письмо ФАС России от 21.08.2014 N АЦ/33651/14 и правоприменительную практику судов. Заявитель просит признать его жалобу обоснованной, обязать Заказчика исключить из проекта контракта п. 2.3 и дать разъяснение о незаконности таких требований со стороны Заказчика. Заказчик и Уполномоченное учреждение не согласились с доводом Заявителя, представлены письменные возражения, в которых указано следующее.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п. 15 ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (оффшорного) владения активами в Российской Федерации, либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Закон N255-ФЗ), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Законом N 255-ФЗ.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе освобождённый от уплаты НДС и применяющий УСН, вправе участвовать в закупках. Пунктами 2, 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должно содержать, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект контракта.
В силу п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре 3 строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Приемка результатов поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлена обязанность для заказчика осуществить оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в сроки, установленные ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, после подписания документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 346.11 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст.ст. 161 и 174.1 НК РФ.
На основании п. 3 ст. 169 главы 21 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ).
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками НДС в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) составлять счета-фактуры не должны. При этом в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС, сумма НДС, указанная в этой счет-фактуре, подлежит уплате в бюджет в полном объеме (п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).
Учитывая изложенное, обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на исполнителя работ, применяющего упрощенную систему налогообложения, только в случае выставления таким исполнителем покупателю (заказчику) работ счета фактуры с выделением суммы НДС. По мнению Заказчика и Уполномоченного учреждения, само по себе установление в контракте цены предстоящих работ не означает неоспоримого факта их выполнения именно на 4 соответствующую сумму, оплате подлежат только фактически выполненные работы (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2023 N 307-ЭС23-12695).
Участник закупки при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить соответствии с положениями НК РФ, соответственно, при заключении контракта с победителем закупки, работающем по упрощенной системе налогообложения, в документах о приемке может быть учтена только компенсация НДС на материалы при предоставлении подтверждающих документов, при этом стоимость работ не должна превышать цену контракта. Следовательно, на подрядчике лежит обязанность представить заказчику документы подтверждающие выполнение работ, тем самым доказать, что работы были выполнены именно на сумму, указанную в контракте (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17.10.2023 N НИ/4786/23 по делу N 039/06/50-811/2023).
Заказчик и Уполномоченное учреждение считают, что оплата не подтвержденных документами является суммой неосновательного обогащения. Кроме того, по итогам контрольных мероприятий Контрольно-ревизионного управления Департамента финансов Вологодской области были установлены факты неэффективного использования средств бюджета Вологодской области. Указанное нарушение выразилось в том, что в нарушение ст. 34, п. 7 ч. 1 ст. 162 БК РФ, ч. 1 ст. 34 Закон N 44-ФЗ в связи с применением в актах приёмки выполненных работ (форма КС-2) при исполнении контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт объектов капитального строительства коэффициентов заменяющих НДС ("тендерного коэффициента", "поправочного коэффициента", "компенсационного коэффициента", "твёрдого договорного коэффициента "1,2"), не предусмотренного сводным сметным расчётом, локальным сметным расчётом и извещением об осуществлении закупок, были допущены нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств. В обоснование своей позиции Заказчик и Уполномоченное учреждение сослались на определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2023 N 308-ЭС23-3950 по делу по делу А32-6131/2022, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.03.2023 N Ф07-3010/2023 по делу N А21-7946/2022.
Заказчик и Уполномоченное учреждение просят признать жалобу необоснованной. Комиссия УФАС, проанализировав довод Заявителя, возражения Заказчика и Уполномоченное учреждение, материалы жалобы в их совокупности, пришла к следующему выводу.
В силу законодательства о контрактной системе победитель закупки при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями НК РФ.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть уплачена участнику закупки, с которым заключается контракт, в установленном контрактом размере. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки действующими нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена (письмо Минфина России от 14.03.2023 N 24-06-06/21248).
Вместе с тем, обязательных правил для заказчиков, предписывающих исключить строку НДС, либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и сметы без НДС, то есть разработать условия документации и сформировать цену контракта в зависимости от применения системы налогообложения участником закупки Закон о контрактной системе не содержит. Последующие отношения, связанные с исчислением и уплатой НДС при получении оплаты по контракту лицами, применяющими общую систему налогообложения, а также с перечислением НДС в бюджет лицами, освобожденными от уплаты НДС, регулируются налоговым законодательством. Данная позиция подтверждается 5 определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2021 N 309-ЭС20-22970 по делу N А60-55923/2019.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС делает вывод об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного учреждения при формировании извещения и проекта контракта. Довод жалобы является необоснованным. Уведомлением о принятии жалобы к рассмотрению Заявителю было разъяснено, что в силу части 1 статьи 105 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурентных способов участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Заявителю предложено представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав на участие в аукционе (на право подачи заявки) и соответствие требованиям, установленным Законом о контрактной системе. Вместе с тем, такие доказательства в материалы жалобы не представлены.
Согласно положениям Закона о контрактной системе при проведении проверок и рассмотрении жалоб на действия/бездействие заказчиков и иных субъектов контроля не обязывает антимонопольный орган/соответствующие комиссии антимонопольного органа устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса. Комиссия УФАС оценивает доводы Заявителя, пояснения, возражения Заказчика и иных субъектов контроля с учетом требований действующего законодательства и на основании представленных доказательств (документов). Иных нарушений в рамках внеплановой проверки не выявлено. Кроме того, отсутствие рисков и признаков нарушений подтверждается сведениями прикладного программного обеспечения подсистемы "Мониторинг закупок" (включая модуль "Риск-мониторинг") ЕИС.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Правилами N 1576, Комиссия УФАС
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Казаченко А.А. необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии подпись О.Н. Сучков
Члены Комиссии: подпись И.А. Смышляева подпись Е.А. Косоногова 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 25 июня 2024 г. N 035/06/34-500/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024