Изготовлено в полном объеме 24 июня 2024 года г. Курск Инспекцией Курского УФАС России в связи поступлением на рассмотрение по подведомственности из Федеральной антимонопольной службы (вх.N2825-ЭП/24 от 02.05.2024 г.) обращения Счетной палаты Российской Федерации, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства РФ о контрактной системе в действиях заказчиков - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Льговский" (далее - МО МВД России "Льговский"), Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Октябрьскому району Курской области (далее - ОМВД России по Октябрьскому району), на основании ст.99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576), приказа заместителя руководителя Курского УФАС России N270/24 от 27.05.2024, 2 N289/24 от 07.06.2024 в период с 27.05.2024 по 21.06.2024 (включительно), в составе: проведена внеплановая проверка в действиях заказчиков - МО МВД России "Льговский", ОМВД России по Октябрьскому району, на предмет нарушения законодательства РФ о контрактной системе. Заседание Инспекции по рассмотрению обращения Счетной палаты Российской Федерации было назначено на 06.06.2024 в 15 часов 00 минут (Уведомление Курского УФАС России NМВ/2051/24 от 27.05.2024).
В ходе рассмотрения 06.06.2024 обращения Счетной палаты Российской Федерации, в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, имеющих значение для проведения внеплановой проверки действий заказчиков - МО МВД России "Льговский", ОМВД России по Октябрьскому району, Инспекцией Курского УФАС России принято решение о продлении срока проведения внеплановой проверки на 10 рабочих дней (приказ Курского УФАС России N289/24 от 07.06.2024 г.). Информация о продлении срока проведения внеплановой проверки размещена в Единой информационной системе. Заседание Инспекции назначено на 19 июня 2024 года в 15 часов 00 минут. Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи посредством плагина TrueConf по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/0106818778 , в отсутствие представителя заказчика - МО МВД России "Льговский" (уведомленного надлежащим образом в единой информационной системе, в том числе по электронной почте ( ), письменное ходатайство от 19.06.2024 Nб/н о рассмотрении дела без участия представителя МО МВД России "Льговский"), в отсутствие представителя заказчика - ОМВД России по Октябрьскому району (уведомленного надлежащим образом в единой информационной системе, в том числе по электронной почте ( ), письменное ходатайство от 19.06.2024 Nб/н о рассмотрении дела без участия представителя ОМВД России по Октябрьскому району), на заседаниях Инспекции Курского УФАС России 06.06.2024 и 19.06.2024 велась аудиозапись.
Согласно обращению Счетной палаты Российской Федерации, заказчиками, нарушены требования законодательства РФ о контрактной системе. Полномочия Курского УФАС России как контрольного органа в сфере закупок при проведении внеплановых проверок определены ст.99 ФЗ "О контрактной системе..." и постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576.
В пределах, предоставленных Инспекции Курского УФАС России полномочий, на основании документов и сведений, представленных в материалы проверки, установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), в редакции, действующей на момент утверждения плана-графика закупок МО МВД России "Льговский", ОМВД России по Октябрьскому району на 2023 г., заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи. 3 При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 ФЗ "О контрактной системе...", за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 ФЗ "О контрактной системе..." по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу ч.4 ст.30 ФЗ О контрактной систем е.", в случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или все заявки были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи преимущество и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пункта 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик (за исключением заказчика, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона) обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
В силу п.10 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации" программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров (работ, услуг) (далее - программа развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) - комплекс мер по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, субъектам малого и среднего предпринимательства - участникам программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее - участники программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), реализуемых заказчиками, указанными в части 1 статьи 16.1 настоящего Федерального закона, при участии корпорации развития малого и среднего предпринимательства и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных органов (организаций); В соответствии с п.5 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации" установлено, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры: особенности участия 4 субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Заказчик, как это закреплено в ч.5 ст.30 ФЗ "О контрактной систем е.", при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч.6 ст.30 ФЗ "О контрактной систем е.", условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч.5 ст.30 ФЗ "О контрактной систем е.", включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч.1 ст.30 ФЗ "О контрактной систем е.", и включается в отчет, указанный в ч.4 ст.30 ФЗ "О контрактной систем е.". В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Процедура определения поставщика, как определено п.2 ч.1 ст.3 ФЗ "О контрактной системе...", представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных ФЗ "О контрактной систем е." случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта. Исходя из смысла вышеизложенных правовых норм, процедура осуществления закупки - это совокупность действий, включающая в себя, в том числе, размещение извещения, рассмотрение поданных на участие в процедуре заявок, определение победителя закупки, заключение и исполнение контракта.
Согласно положениям ч.3 ст.30 ФЗ "О контрактной системе...", при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 ст. 30 ФЗ "О контрактной системе...", в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Таким образом, для соблюдения требований, установленных ч.1 ст.30 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик обязан осуществить конкурентную закупку, опубликовав извещение, установив указанное в ч.3 ст.30 ФЗ "О контрактной системе..." ограничение либо установить в условиях проекта контракта при объявлении закупки без ограничений требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчика (соисполнителя) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с соблюдением условий ч.5 ст.30 ФЗ "О контрактной систем е." и постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N1466.
В соответствии с отчетом об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства МО МВД России "Льговский" за 2023 год, размещенному в ЕИС 21.03.2024, совокупный годовой объем закупок МО МВД России "Льговский" за 2023 год составил 4 648 256, 62 руб. Как подтверждается материалами дела, сведениями открытой части ЕИС "Доля закупок, 5 которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок, рассчитанном за вычетом закупок, не подлежащих в соответствии с Федеральным законом включению в расчет совокупного годового объема закупок заказчика при определении объема закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций", у МО МВД России "Льговский" за 2023 год составило 0%.
Таким образом, обязанность осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, в 2023 году МО МВД России "Льговский" в нарушение ч.ч.1, 5 ст.30 ФЗ "О контрактной системе...", не соблюдена.
В соответствии с отчетом об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства ОМВД России по Октябрьскому району за 2023 год, размещенному в ЕИС 22.03.2024, совокупный годовой объем закупок ОМВД России по Октябрьскому району за 2023 год составил 10 389 926, 60 руб. Как подтверждается материалами дела, сведениями открытой части ЕИС "Доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок, рассчитанном за вычетом закупок, не подлежащих в соответствии с Федеральным законом включению в расчет совокупного годового объема закупок заказчика при определении объема закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций", у ОМВД России по Октябрьскому району за 2023 год составило 0%.
Таким образом, обязанность осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, в 2023 году ОМВД России по Октябрьскому району в нарушение ч.ч.1, 5 ст.30 ФЗ "О контрактной системе...", не соблюдена. При таких обстоятельствах, согласно представленной заказчиками МО МВД России "Льговский", ОМВД России по Октябрьскому району информации и сведений, материалами дела подтверждается, что доля закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок, рассчитанном за вычетом закупок, не подлежащих в соответствии с Федеральным законом включению в расчет совокупного годового объема закупок заказчика при определении объема закупок, который заказчики обязаны осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, составляет менее 25 (двадцати пяти) процентов, что является нарушением требований ч.1 ст. 30 ФЗ "О контрактной системе...". В этой связи, учитывая, что выявленные Инспекцией Курского УФАС России нарушения положений ч. 1 ст. 30 ФЗ "О контрактной системе..." совершены в 2023 г., предписание об устранении выявленных нарушений не выдается. Выявленные в действиях заказчиков нарушения требования ч.1 ст. 30 ФЗ "О контрактной системе..." содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушений. Учитывая изложенное, на основании результатов проведения внеплановой проверки, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, 6 контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция,
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Льговский" нарушившим требования ч.1 ст.ЗО Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Октябрьскому району Курской области нарушившим требования ч.1 ст.ЗО Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 3 Предписание об устранении нарушений ч. 1 ст. 30 ФЗ "О контрактной системе...", не выдавать.
4. Передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия. Участники Инспекции:
2024-3087
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 19 июня 2024 г. N 2480/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024