Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - ГБУЗ НСО "Барабинская ЦРБ": (по доверенности), (по доверенности),
в присутствии представителя подателя жалобы - ООО "СОФ "БАРО": (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "СОФ "БАРО" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Барабинская ЦРБ" при проведении электронного аукциона N 0351300020024000222 на поставку расходных материалов (шприцы), начальная (максимальная) цена контракта 273 413,50 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "СОФ "БАРО" с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Барабинская ЦРБ" при проведении электронного аукциона N 0351300020024000222 на поставку расходных материалов (шприцы).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 05.06.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 13.06.2024;
3) на участие в закупке подано 3 заявки;
4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 14.06.2024;
5) в результате рассмотрения заявок на участие в закупке 3 заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона;
6) победителем закупки признан участник с идентификационным номером 116742718, ценовое предложение - 257 008,66 руб.
Суть жалобы ООО "СОФ "БАРО" заключается в следующем.
1. По мнению подателя жалобы, заказчиком нарушены положения ч.6 ст.23, ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
Так, ООО "СФО "БАРО" считает, что по позиции N 6 (код ОКПД 2 ОКПД 32.50.13.110 "Шприц общего назначения") описания объекта закупки заказчиком не применена соответствующая позиция КТРУ, установлена дополнительная характеристика к товару (дополнительный колпачок (чехол) необратимого блокирования (изолирования) игольной части) без надлежащего обоснования необходимости использования такой характеристики.
2. В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона заявка участника закупки должна содержать, в том числе, предложение участника закупки о цене контракта.
Между тем, по мнению подателя жалобы, процедура подачи ценовых предложений при проведении электронного аукциона осуществляется с использованием электронной площадки и предложение участника закупки о цене контракта, предусмотренное п.3 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, при проведении электронного аукциона в составе заявки не предоставляется.
3. Приложение к извещению о проведении электронного аукциона "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкция по ее заполнению" содержит требования к составу заявки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 102).
Между тем, извещение о проведении электронного аукциона не содержит ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ N 102, что, по мнению ООО "СФО "БАРО", нарушает п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
4. В структурированной форме размещенного в ЕИС извещения о закупке заказчиком по всем позициям в качестве обоснования установленных дополнительных характеристик приведено следующее: "в связи с отсутствием характеристик товара, работы, услуги в КТРУ заказчиком приведены характеристики товара, которые позволяют определить соответствие товара потребности заказчика".
При этом, в файле "Описание объекта закупки", размещенном в ЕИС в качестве обоснования установленных дополнительных характеристик заказчиком приведено иное обоснование по каждой позиции описания объекта закупки, что является нарушением положений ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
ГБУЗ НСО "Барабинская ЦРБ" в возражениях на жалобу ООО "СОФ "БАРО" сообщило следующее.
1. Заказчиком при формировании описания объекта закупки были учтены положения Закона о контрактной системе, Правил.
Запрет повторного использования не влияет на возможность травматизации, как верно указано, человеческий фактор имеет место быть и наличие защитного чехла/колпачка значительно снижает риск травматизации при непреднамеренном уколе и инфицировании, так как после закрытия не представляется возможным использовать иглу и получить травму в отличии от стандартного защитного колпачка. Шприц с устройством необратимого блокирования игольной части более удобен, прост в использовании - специалисту достаточно защелкнуть защитный колпачок, чтобы игла была надежно изолирована, не нужно прикладывать усилий.
Потребность в шприцах с требуемыми характеристиками продиктована необходимостью исключения риска контакта персонала с иглой и дальнейшего заражения.
ГБУЗ НСО "Барабинская ЦРБ" считает, что заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения извещения об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
2. Относительно требования о необходимости представления участниками закупки предложения о цене контракта заказчика считает, что данное требование установлено ст.43 Закона о контрактной системе и не является ограничивающем круг потенциальных участников закупки.
3. На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 102, не установлены в извещении о закупке ошибочно.
4. По мнению ГБУЗ НСО "Барабинская ЦРБ", факт наличия разночтения формулировок обоснования дополнительных характеристик не влияет на порядок подготовки заявки на участие в закупке и дальнейшую оценку заявок.
Изучив представленные материалы и доводы представителей сторон по жалобе ООО "СОФ "БАРО", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами - в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп."б" п.2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На основании п.4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - пп."г" и пп."е" - пп."з" п. 10 Правил.
В соответствии с п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства.
Согласно п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчику по позиции N 6 описания объекта закупки необходимы к поставке шприцы общего назначения, код ОКПД 2 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты".
При этом, КТРУ содержит действующие позиции "Шприцы общего назначения", которые имеют обязательные для применения характеристики. На заседании Комиссии представители заказчика не смогли пояснить по какой причине при описании данной позиции (N 6 описания объекта закупки) не была применена соответствующая позиция КТРУ. Таким образом, заказчиком нарушены положения ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, п.4 Правил.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что по позиции N 6 описания объекта закупки заказчиком установлено, в том числе, следующее дополнительное требование к характеристикам закупаемого товара: дополнительный колпачок (чехол) необратимого блокирования (изолирования) игольной части, обоснование установления требования: позволяет обезопасить персонал и иные лица после окончания процедуры от повторного использования путём необратимого закрытия (изолирования) игольной части изделия от повторного использования и случайного контакта.
Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств в виде подкожного, внутрикожного, внутримышечного и внутривенного введения лекарственных средств и растворов, а также взятие крови из пальца регламентированы ГОСТ Р 52623.4-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств".
В ГОСТ Р 52623.4-2015 (таблицы NN 4, 5, 6, 7, 8, 9) отражено, что выполнение вышеуказанных процедур осуществляется одноразовыми шприцами.
Согласно п.642 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" изделия однократного применения после использования при манипуляциях у пациентов подлежат обеззараживанию (обезвреживанию), их повторное использование запрещается.
Таким образом, установленное заказчиком обоснование дополнительной характеристики в виде "позволяет обезопасить персонал и иные лица после окончания процедуры от повторного использования путём необратимого закрытия (изолирования) игольной части изделия от повторного использования и случайного контакта" фактически не является надлежащим обоснованием применения дополнительных характеристик, не предусмотренных положениями КТРУ, поскольку повторное использование одноразового шприца запрещено.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что заказчиком нарушены положения ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, п.6 Правил, поскольку заказчиком в описание объекта закупки не включено надлежащее обоснование необходимости установления вышеуказанных характеристик, не предусмотренных используемыми заказчиком позициями КТРУ. Таким образом, требование о наличии у шприца дополнительного колпачка (чехла) необратимого блокирования (изолирования) игольной части является избыточным. Довод жалобы нашел подтверждение.
2. Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 3 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 данного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 данного Федерального закона.
Таким образом, из совокупности положений ст.43, ст.49 Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 ч.1 ст.31 данного Федерального закона;
п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 данного Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 данной статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
д) иные информация и документы, в том числе, эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом, отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 и 4 ст.14 данного Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, на основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком неправомерно установлено требование о представлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта, заказчиком нарушены положения ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение.
3. В соответствии с п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что положения извещения о закупке (раздел "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке") содержат перечень документов и информации, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102.
Вместе с тем, в извещении данного электронного аукциона не установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102. Таким образом, заказчиком нарушены положения ч.3 ст.7, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение.
4. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в структурированной форме размещенного в ЕИС извещения о закупке заказчиком по всем позициям в качестве обоснования установленных дополнительных характеристик приведено следующее: "в связи с отсутствием характеристик товара, работы, услуги в КТРУ заказчиком приведены характеристики товара, которые позволяют определить соответствие товара потребности заказчика".
Вместе с тем, в файле "Описание объекта закупки", размещенном в ЕИС в качестве обоснования установленных дополнительных характеристик заказчиком приведено иное обоснование по каждой позиции описания объекта закупки. При этом, структурированная форма извещения о проведении электронного аукциона и описание объекта закупки, размещенное в ЕИС в виде файла, не содержат каких-либо указаний на то, что сведения, представленные в качестве обоснования установления дополнительных характеристик в описании объекта закупки, каким-либо образом раскрывают/дополняют обоснование, содержащееся в структурированной форме извещения о закупке. Таким образом, указанные положения извещения о закупке содержат противоречивую информацию в части обоснования необходимости установления характеристик, не предусмотренных соответствующими позициями КТРУ, что является нарушением ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии уполномоченного учреждения при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СОФ "БАРО" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Барабинская ЦРБ" при проведении электронного аукциона N 0351300020024000222 на поставку расходных материалов (шприцы) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим положения ч.6 ст.23, ч.3 ст.7, п.15 ч.1 ст.42, ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе, Правил.
3. Выдать заказчику, комиссии заказчика по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/23-1572/2024
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
19 июня 2024 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 054/06/23-1572/2024 от 19.06.2024 по жалобе ООО "СОФ "БАРО" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Барабинская ЦРБ" при проведении электронного аукциона N 0351300020024000222 на поставку расходных материалов (шприцы),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1. Заказчику устранить нарушения ч.6 ст.23, ч.3 ст.7, п.15 ч.1 ст.42, ч.1 ст.49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
2. Заказчику отменить все действия, произведенные в рамках процедуры заключения контракта (при наличии).
3. Комиссии заказчика по осуществлению закупок отменить решение, зафиксированное в протоколе подведения итогов электронного аукциона
4. Заказчику внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона в соответствии с решением N 054/06/23-1572/2024 от 19.06.2024 и настоящим предписанием.
5. Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в закупке N 0351300020024000222 в соответствии с Законом о контрактной системе.
6. Оператору электронной торговой площадки обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/23-1572/2024 от 19.06.2024 и данного предписания, а также отменить протокол подачи ценовых предложений.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 08.07.2024 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 19 июня 2024 г. N 054/06/23-1572/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024