Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России - (по доверенности), (по доверенности),
в присутствии подателя жалобы - ИП Гизатулиной Любови Сергеевны,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Гизатулиной Л.С. на действия заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100002924001107 на поставку медицинских изделий (салфетки медицинские сухие), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги 5,06 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилась ИП Гизатулина Л.С. с жалобой на действия заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100002924001107 на поставку медицинских изделий (салфетки медицинские сухие).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 11.06.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 19.06.2024;
3) на участие в закупке подано три заявки, две заявки признаны соответствующими требованиям извещения о закупке;
4) победителем закупки признан участник N 116807564 с предложением о цене единицы товара, работы, услуги 2,54 руб.
ИП Гизатулина Л.С. считает, что заказчиком в извещении о проведении закупки неправомерно установлено требование о представлении в составе заявки на участие в закупке регистрационного удостоверения на медицинское изделие, поскольку изделия из нетканого материала соответствуют коду ОКПД 2 - 13.95.10.190 "Изделия из нетканых материалов прочие, кроме одежды".
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России в возражениях на жалобу ИП Гизатулиной Л.С. пояснило, что извещение о проведении закупки сформировано в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан), поскольку закупаемые в рамках данной закупки медицинские изделия будут использоваться, в том числе, для обтирания или высушивания кожи пациентов.
Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ИП Гизатулиной Л.С., Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.38 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно ч.4 ст.38 Закона об основах охраны здоровья граждан на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.
Согласно п.5 ч.5 ст.38 Закона об основах охраны здоровья граждан на территории Российской Федерации не регистрируются медицинские изделия, представляющие собой укладки, наборы, комплекты и аптечки, состоящие из зарегистрированных медицинских изделий (за исключением медицинских изделий, связанных с источником энергии или оборудованных источником энергии) и (или) лекарственных препаратов, объединенных общей упаковкой, при условии сохранения вторичной (потребительской) упаковки или первичной упаковки лекарственного препарата в случае, если вторичная (потребительская) упаковка не предусмотрена, производителя (изготовителя) каждого из изделий и (или) лекарственных препаратов, входящих в указанные укладки, наборы, комплекты и аптечки, и при условии сохранения ее маркировки.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что извещение о закупке содержит требование о представлении копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий": копии регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Порядок государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации, установлен Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила N 1416).
Пунктом 6 Правил N 1416 установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Согласно ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной систем заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки являются медицинские изделия (салфетки медицинские сухие), позиция КТРУ 32.50.50.190-00000163 "Салфетка медицинская сухая", код вида медицинского изделия 137100 "Салфетка медицинская сухая".
Из пояснений заказчика следует, что закупаемые салфетки медицинские сухие соответствуют потребностям заказчика, поскольку будут использоваться, в том числе, при оказании медицинских услуг (для обтирания или высушивания кожи пациентов), что напрямую связано со спецификой деятельности учреждения.
Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, поскольку потребностям ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России соответствуют салфетки медицинские сухие, зарегистрированные в качестве медицинских изделий, в действиях заказчика не усматривается нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при установлении требования о представлении в составе заявки копии действующего регистрационного удостоверения. Довод жалобы не нашел своего подтверждения. При этом, практика антимонопольного органа (решение Комиссии Новосибирского УФАС России N 054/06/66-1579/2020 от 12.08.2020), на которую ссылалась податель жалобы, довод жалобы не подтверждает, поскольку при принятии указанного решения Комиссия Новосибирского УФАС России руководствовалась, в том числе, пояснениями заказчика, согласно которым закупаемые в рамках закупки N 0351100021320000929 расходные материалы для дезинфекции поверхностей не используются в медицинских целях.
Кроме того, заказчиком в адрес антимонопольного органа были представлены информация и сведения о соответствии зарегистрированных в качестве медицинских изделий товаров двух различных производителей.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии уполномоченного учреждения при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заказчиком при формировании описания объекта закупки применена позиция КТРУ 32.50.50.190-00000163 "Салфетка медицинская сухая".
На основании п.4 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила использования КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - пп. "г" и пп. "е" - пп. "з" п. 10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно справочной информации, размещенной в указанной позиции КТРУ, салфетка медицинская сухая (код вида медицинского изделия) - сухая ткань, которая может использоваться в нестерильном виде для обтирания или высушивания кожи пациентов (неповрежденной кожи, изделие не используется для обработки ран) и очищения медицинских изделий/оборудования (например, эндоскопов, ультразвуковых систем) или других предметов (например, в случае разлития жидкости); может использоваться вместе с дезинфицирующими/очищающими растворами; некоторые модели можно стерилизовать для использования в стерильных условиях (например, в пределах операционной).
При этом, описанием объекта закупки предусмотрено, что заказчику требуются медицинские изделия из двухслойного впитывающего нетканого материала (первый слой - вискоза, второй слой - полиэфир).
Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, медицинское изделие, предусмотренное позицией КТРУ 32.50.50.190-00000163, не соответствует потребностям заказчика.
Кроме того, из представленных заказчиком документов о соответствии требованиям описания объекта закупки медицинских изделий двух различных производителей, коммерческих предложений, используемых заказчиком для расчета и обоснования НМЦК, а также признанных соответствующим требованиям извещения о проведении электронного аукциона заявок участников закупки следует, что потребностям заказчика соответствуют именно медицинские изделия из нетканого материала. При этом, Комиссии Новосибирского УФАС России не очевидна не тождественность понятий ткань/тканый, что также подтверждает факт несоответствия медицинского изделия, предусмотренного позицией КТРУ 32.50.50.190-00000163, потребностям заказчика.
Таким образом, заказчиком нарушены требования ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, Правил использования КТРУ.
Вместе с тем, с учетом результатов закупки, а именно, победителем закупки предложен товар, соответствующий потребностям заказчика, достигнута существенная экономия бюджетных средств (более 50%), Комиссия Новосибирского УФАС России полагает возможным не выдавать предписание об устранении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не отменять результаты закупки.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гизатулиной Л.С. на действия заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100002924001107 на поставку медицинских изделий (салфетки медицинские сухие) необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим положения ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, Правил использования КТРУ.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 25 июня 2024 г. N 054/06/33-1633/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024