Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - ГКУ НСО "ТУАД": (по доверенности), (по доверенности),
в присутствии представителей подрядчика - ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ": (по доверенности), (по доверенности), (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение ГКУ НСО "ТУАД" о включении сведений об ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГКУ НСО "ТУАД" от исполнения контракта, заключенного с ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по контракту жизненного цикла по капитальному ремонту и содержанию автомобильной дороги "104 км а/д "Р-256" - Черепаново - Маслянино" в Черепановском районе Новосибирской области (извещение N 0851200000623001689) (закупка размещена в рамках исполнения национального проекта России "Безопасные качественные дороги"),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ГКУ НСО "ТУАД" о включении сведений об ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГКУ НСО "ТУАД" от исполнения контракта, заключенного с ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по контракту жизненного цикла по капитальному ремонту и содержанию автомобильной дороги "104 км а/д "Р-256" - Черепаново - Маслянино" в Черепановском районе Новосибирской области (извещение N 0851200000623001689).
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
17.04.2023 между заказчиком и ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" был заключен контракт N 0851200000623001689.
Пунктом 1.1 контракта установлено, что предметом контракта является выполнение по заданию заказчика подрядных работ по контракту жизненного цикла по капитальному ремонту и содержанию автомобильной дороги "104 км а/д "Р-256" - Черепаново - Маслянино" в Черепановском районе Новосибирской области в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п.3.3 контракта начало выполнения работ по I этапу на объекте: с даты заключения контракта.
дата окончания выполнения работ по 1 этапу - 20.05.2023;
дата начала выполнения работ по 2 этапу - 21.05.2023;
дата окончания выполнения работ по 2 этапу - 20.06.2023;
дата начала выполнения работ по 3 этапу - 21.06.2023;
дата окончания выполнения работ по 3 этапу - 20.08.2023;
дата начала выполнения работ по 4 этапу - 21.08.2023;
дата окончания выполнения работ по 4 этапу на объекте - 31.10.2023 (до данной даты результат работ должен быть сдан заказчику).
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что объем выполненных подрядчиком и принятых заказчиком работ на объекте капитального ремонта в денежном выражении равен 153 958 464,76 руб.
Вместе с тем, по заявлению заказчика, в период с 21.12.2023 по 24.05.2024 ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" не приступило к дальнейшему выполнению работ.
15.04.2024 было проведено совместное совещание с представителем подрядчика, по результатам которого ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" надлежало приступить к выполнению работ в течении двух недель при стабилизации погодных условий, а также актуализировать и представить обновленный график выполнения работ на объекте.
17.04.2024 подрядчик направил в адрес заказчика обновленный календарный график, в соответствии с которым работы по контракту должны были быть начаты с 21.04.2024, завершены - 20.07.2024.
07.05.2024 было проведено повторное совещание, в соответствии с которым приняты следующие решения: провести повторную приемку выполненных работ совместно с представителями подрядчика, заказчика и строительного контроля до возобновления работ с повторным составлением актов скрытых работ в срок до 14.05.2024 (в соответствии с ГОСТ 32756 - 2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ"), инициировать ГКУ НСО "ТУАД" процедуру расторжения контракта в одностороннем порядке в случае, если по состоянию на 17.05.2024 ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" не будут предприняты все необходимые меры по возобновлению производства работ на объекте.
14.05.2024 была осуществлена повторная приемка выполненных работ совместно с представителями подрядчика, заказчика и строительного контроля объекта выполнения работ. В ходе повторной приемки был выявлен ряд дефектов, которые подрядчику необходимо устранить до начала продолжения выполнения работ.
17.05.2024 представителем ГКУ НСО "ТУАД" совместно с представителями эксплуатирующей организации и администрации Черепановского района Новосибирской области было проведено обследование участка выполнения работ, в результате которого зафиксирован факт отсутствия на объекте дорожно-строительной техники, рабочих, инженерно-технического персонала. Подрядчик не приступил к выполнению строительно-монтажных работ.
20.05.2024 заказчиком в адрес ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" направлена претензия о принуждении к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом. Выявленные дефекты подрядчику надлежало устранить в срок до 07.06.2024.
22.05.2024 ГКУ НСО "ТУАД" направило в адрес заказчика письмо о принятии мер по ускорению темпов производства работ на объекте.
24.05.2024 в адрес ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" были направлены претензии о начислении пени за нарушение срока выполнения работ.
06.06.2024 ГКУ НСО "ТУАД" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 06.06.2024 было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 06.06.2024, следовательно, 06.06.2024 подрядчик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 18.06.2024.
07.06.2024 заказчиком составлен акт обследования участка капитального ремонта автомобильной дороги, в котором зафиксировано, что подрядчик не возобновил работы.
17.06.2024 подрядчик направил в адрес заказчика письмо, которым гарантировал возобновление работ в срок до 30.06.2024.
Вместе с тем, 18.06.2024 заказчиком составлен акт обследования участка капитального ремонта автомобильной дороги, в котором зафиксировано, что подрядчик не возобновил работы.
В своих пояснениях о причинах неисполнения обязательств по контракту в полном объеме ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" сообщило следующее.
1. В соответствии с требованиями п.5.4.70 контракта для выполнения работ по капитальному ремонту объекта подрядчиком были заключены договоры субподряда с организациями из числа субъектов малого предпринимательства, в том числе, договор субподряда N 0305/23-М от 18.05.2023 с ООО "ХСТ" (далее - субподрядчик) для выполнения следующих видов работ: земляные работы, устройство дорожной одежды, устройство тротуаров и обочин, установка средств ОДД, нанесение дорожной разметки на сумму 260 352 940,67 руб.
В соответствии с условиями данного договора субподрядчик принял на себя обязательства выполнить работы в полном объеме не позднее 01.10.2023. Вместе с тем, по состоянию на 01.10.2023 субподрядчиком были выполнены работы в объеме 69 280 456,16 руб. За период по 03.04.2024 субподрядчику была направлена претензия с расчетом пени на сумму 41 359 843,96 руб., однако пеня субподрядчиком не оплачена.
2. В летний период 2023 года на рынке строительных материалов наблюдались перебои с поставкой щебня фракции 16-22.4, щебеночно-песчаной смеси С-5, отпуск из карьеров данных материалов осуществлялся либо в ограниченном количестве, либо не осуществлялся, что также привело к увеличению сроков выполнения работ на объекте. Информация о трудностях с закупкой строительных материалов и возможным увеличением срока выполнения работ по контракту была направлена заказчику 25.09.2023.
3. Неисполнение обязательств по контракту в срок также вызвано отсутствием оборотных денежных средств, возникшим, в том числе, в связи с отсутствием оплаты по муниципальным и государственным контрактам, исполняемым подрядчиком.
Так, например, в рамках муниципального контракта от 28.01.2022 N 14МК на выполнение работ по строительству объекта "Станция "Спортивная" Ленинской линии метрополитена в городе Новосибирске" в связи с ненадлежащим исполнением заказчиком (департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска) обязанности по представлению подрядчику корректной проектной и рабочей документации для выполнения работ, нарушаются сроки внесения изменений в указанную документацию, что привело к тому, что подрядчиком фактически выполнены работы и приобретены материалы на сумму, превышающую размер аванса по данному контракту, а возможность предъявления выполненных работ к приемке отсутствует. Приемка выполненных подрядчиком работ и получение оплаты возможны только после внесения всех необходимых изменений в проектную документацию и прохождения государственной экспертизы.
Кроме того, 21.02.2023 Арбитражным судом Новосибирской области в рамках дела N А45-15029/2022 выдан исполнительный лист о взыскании с муниципального предприятия города Новосибирска "Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры" (далее - МП "МЕТРО МиР") задолженности в размере 187 689 333,12 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 14 912 637,35 руб.
22.11.2023 состоялось внеочередное общее собрание ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ", согласно протоколу которого участниками принято решение об отзыве исполнительного листа, находящегося на принудительном исполнении в службе судебных приставов, а также о согласования графика погашения задолженности по указанному исполнительному листу, однако условия рассрочки должником не исполняются, МП "МЕТРО МиР" задолженность не погашена.
Также ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" были направлены жалобы на бездействия заказчиков (по различным контрактам) в прокуратуру Новосибирской области, прокуратуру Коченевского района Новосибирской области, прокуратуру города Новосибирска, Татарскую межрайонную прокуратуру Новосибирской области, обращение мэру города Новосибирска с просьбой оказать содействие в получении откорректированной проектной документации по объекту "Станция "Спортивная" Ленинской линии метрополитена в городе Новосибирске".
В связи с невозможностью получить оплату по вышеуказанным контрактам подрядчиком систематически предпринимались попытки получения кредитных денежных средств, до момента рассмотрения обращения заказчика положительный ответ не получен, в связи с чем подрядчиком заключен договор N 14/06/2024-К/ПОС о возмездном оказании услуг по организации получения кредитного продукта.
На основании изложенного, подрядчик считает, что неисполнение обязательств по контракту не является результатом недобросовестности ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" или отсутствием у общества намерений исполнять контракт, для завершения выполнения работ по контракту в 2024 году подрядчиком заключены договоры с субподрядными организациями (договор оказания услуг спецтехники с экипажем от 25.01.2024 с ООО "АСК", договор на выполнение работ по наружному освещению и переустройству линий связи от 15.02.2024 с ООО ПК "НовАКТиВ").
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Статьёй 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно с п.3 ст.401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу положений абзаца 3 п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения ею предпринимательской деятельности и должна прогнозировать последствия, в том числе, и негативные, связанные с ее осуществлением.
Подавая заявку на участие в закупке, ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" выразило согласие на исполнение контракта на тех условиях, что предусмотрены извещением о закупке. Таким образом, участник закупки заблаговременно был осведомлен об условиях, предусмотренных данным контрактом. Тот факт, что участником закупки при анализе возможности участия в электронном аукционе не были учтены возможные факты неисполнения каких-либо обязательств по контрактам иными заказчиками, а также финансовые трудности организации связанные, в том числе, с наличием обязательств по иным контрактам свидетельствует о непроявлении должной осмотрительности ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ".
В соответствии с п.п. "а" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что, так как обязательства по контракту подрядчиком не были исполнены в полном объеме, факт существенного нарушения условий контракта очевиден и неисполнение контракта носит затяжной характер, ГКУ НСО "ТУАД" правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях организации, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта в полном объеме, кроме того, достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для невключения сведений об ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией Новосибирского УФАС России не усматривается.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" (ИНН 5401329507), о генеральном директоре ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" - Арапове Сергее Александровиче (ИНН 252101223420), участнике ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ" - Дмухе Сергее Владимировиче (ИНН 540697409412) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 25 июня 2024 г. N 054/06/104-1639/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024