Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.А. Михарская, А.А. Вертий, рассмотрев дело N061/06/42-2069/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме N0158300035224000028 "Благоустройство территории каскада площадей, расположенных по адресу: Ростовская область, Усть-Донецкий район, р.п. Усть-Донецкий, ул. Ленина" (далее - конкурс) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), в присутствии представителя Заказчика - Гужва Ю.А. (доверенность от 18.06.2024), в отсутствие Заявителя, уведомленного надлежащим образом (ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭКОДОМ" на действия администрации Усть-Донецкого городского поселения при разработке извещения о проведении конкурса. Заказчик в возражениях на жалобу:
-отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
-разъяснил причины определения спорных положений извещения о проведении закупки;
-представил пояснения по доводу жалобы. 2024-12321 В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.05.2024 размещено извещение о проведении закупки, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 14.06.2024 10:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 35 062 050, 00 рублей.
Согласно доводу жалобы, определенный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе не соответствует нормам Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.8 ст.32 Закона порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п.1 и 2 ч.1 настоящей статьи. Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пп."в" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). 2024-12321 Заказчик утвердил порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, согласно которому устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): "под контрактом (договором) опыта выполнения работы связанного с предметом контракта для оценки принимаются контракт (договор) по аналогичным видам работ (услуг), а именно: благоустройство территории, работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту". Комиссия отмечает, что абз.2 пп."в" п.28 Положения однозначно определено, что в порядке оценки, в том числе, устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, под сопоставимым опытом работ, в рамках норм Положения, понимается опыт выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных контрактом, заключаемым по результатам конкурентной процедуры, а также опыт выполнения работ (оказания услуг) непосредственно связанный с работами (услугами) выполняемыми в рамках такого контракта (сопоставимый опыт). Вместе с этим, объектом закупки является выполнение работ по благоустройству, в рамках которых работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов не предусмотрены.
Таким образом, условия сопоставимости принимаемых к оценке контрактов (договоров), определенные Заказчиком в порядке оценки, не соответствуют требованиям Положения и нарушают ч.2 ст.42 Закона. Довод жалоба признан обоснованным. В рамках проведения в соответствии с ч.15 ст.99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч.3 ст.96 Закона исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В силу ч.1 ст.45 Закона Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации). 2024-12321 Заказчиком в извещении определен противоречивый порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств.
Согласно электронной версии извещения "исполнение контракта, гарантийных обязательств может предоставляться независимой гарантией, соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N44". При этом, сформированные требования к обеспечению исполнения контракта, гарантийных обязательств в п.п.6.9,7.1 проекта контракта ограничивают право участников закупки в предоставлении обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств в виде независимой гарантии, выданной исключительно банком: "гарантийные обязательства должны обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком..../способами обеспечения исполнения контракта является независимая гарантия, выданная банком...".
Таким образом, требования к независимой гарантии сформулированы Заказчиком в нарушение ч.3 ст.96 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.42, ч.3 ст.96 Закона.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение в соответствии с требованиями Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Михарская А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-12321
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 июня 2024 г. N 061/06/42-2069/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024