Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.А. Михарская, А.А. Вертий, рассмотрев дело N061/06/42-2063/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300405324000003 "Оснащение центра патриотического воспитания аудиотехникой "Патриоты России" на базе МБОУ "Школа N 61", расположенного по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Краснодарская, 84/2" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), в присутствии представителя Заказчика - Кудрявцевой Л.А. (доверенность от 18.06.2024), в отсутствие Заявителя, уведомленного надлежащим образом (ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ИП Пономарева М.Д. на действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Ростов-на-Дону "Школа N61 им. Героя Советского Союза Вавилова С.В" при разработке извещения к электронному аукциону. Заказчик в возражениях на жалобу:
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Извещение об осуществлении закупки размещено Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.06.2024, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок -14.06.2024 08:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 184 730, 00 рублей. 2024-12411 1.
Согласно доводу жалобы, установленные описанием объекта закупки требования к закупаемым товарам являются избыточными и приводят к ограничению конкуренции.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение ч.6 ст.23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
На основании подпункта "д" пункта 10 Правил формирования каталога код вида медицинского изделия указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога, которая не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Отклоняя довод жалобы Комиссия Ростовского УФАС России руководствуется следующим.
Согласно извещению, закупке подлежит акустическая система, микшерный пульт и радиосистема. Заказчиком применены позиция Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) 26.40.31.190-00000011, 26.40.31.190-00000027, 26.40.31.190-00000029.
Соответствующие позиции КТРУ содержат выбор обязательных и необязательных для применения характеристик. Данные характеристики в полном объеме отражены Заказчиком в описании объекта закупки, без указания дополнительных характеристик. Каталог товаров, работ и услуг создан для унификации предметов закупок, удалении избыточных требований, являющихся препятствием для формирования конкурентной среды на рынке предложения товаров и услуг. Каталог обеспечивает упрощение процедуры закупок, поскольку у заказчика отсутствует необходимость самостоятельно отбирать необходимые характеристики, отвечающие его требованиям, но так, чтобы не ограничить конкуренцию, поставщик же ориентируется на тот товар, работу, услугу, которая соответствует именно тем показателям, что внесены в Каталог. Все это в совокупности приводит к рациональному расходованию бюджетных средств, достижение поставленных результатов закупок, повышению уровня развития конкуренции на рынке, и как следствие, обеспечивает гарантированную реализацию региональных и национальных проектов. Каталог постоянно дополняется, совершенствуется и уточняется уполномоченными на это государственными органами.
Таким образом, законодатель идет по пути приведения описания всех объектов закупки в соответствие с положениями КТРУ. При этом, итогом такого процесса станет всеобъемлющий набор характеристик в КТРУ, удовлетворяющий потребностям всех заказчиков. 2024-12411 2 Также необходимо учитывать специфику регулирования в области национального режима. Подпункт "а" п.5 Правил использования КТРУ, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, целенаправленно запрещает дополнять характеристики товара, указанного в позиции КТРУ, в случае, если закупка осуществляется с применением особенностей национального режима (как в настоящем случае). Данное регулирование направлено на защиту внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей. Заказчик с доводом жалобы не согласился, пояснил, что учреждением выбраны и использованы позиции КТРУ, которые описывают приобретаемые товары с качественными и функциональными характеристиками, соответствующими потребности Заказчика. Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что из анализа ч.4 ст.106 Закона следует, что именно на Заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов. Заявитель не представил доказательства, однозначно свидетельствующие о неправомерном применении Заказчиком позиции КТРУ, которой он руководствовался при описании объекта закупки и формировании извещения, ограничении потенциального круга участников закупки и лишении Заявителя возможности подать заявку на участие в аукционе, в том числе, запрошенные Ростовским УФАС России уведомлением от 18.06.2024 NСЕ/10230/24.
Использованные при описании объекта закупки позиции КТРУ 26.40.31.190-00000011, 26.40.31.190-00000027, 26.40.31.190-00000029 описывают акустическую систему, микшерный пульт и радиосистему, в связи с чем при описании объекта закупки и использовании указанных позиций КТРУ в действиях Заказчика отсутствуют нарушения ст.23 и 33 Закона. При этом, представленная Заявителем в составе жалобы сравнительная таблица не соотносится с рассматриваемым аукционом, а содержит исключительно выдержку из решения территориального органа УФАС России с иным объектом закупки "пианино". Довод жалобы - необоснованный.
2. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком нарушены требования действующего законодательства при определении начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, контрольный орган в сфере закупок не наделен полномочиями по контролю за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.3 ч.8 ст.99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. При указанных обстоятельствах контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Ростовского УФАС России, в связи с чем, указанный довод Заявителя не подлежит рассмотрению.
3. Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно не установлен объем услуг по монтажу, в том числе, его стоимость и сроки. Указанное, по мнению Заявителя, приводит к невозможности подачи ценового предложения и ограничению конкуренции.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Часть 2 статьи 33 Закона установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие 2024-12411 3 определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.4 ст.33 Закона требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. Заказчиком в извещении установлены требования к осуществлению монтажа товара и пуско- наладочных работ в соответствии с ч.4 ст.33 Закона. Извещением об осуществлении закупки и проектом контракта определено место поставки товаров, установлено, что цена контракта включает в себя: стоимость товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой - погрузкой, монтаж и пуско-наладку, а также гарантию (в том числе гарантийное обслуживание), маркировку, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС (при наличии), другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением контракта. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений. С учетом вышеизложенного, Комиссия Ростовского УФАС России не усматривает нарушений Закона в действиях Заказчика в рассматриваемой части и отмечает, что Заказчиком даны разъяснения положений извещения от 11.06.2024 по доводу, изложенному в жалобе. 4.
Согласно доводу жалобы, информация, предусмотренная Законом и размещенная в Единой информационной системе должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ст.8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В обоснование довода приведено следующее: "Заказчик описывает объект закупки и допускает ошибку, например, в одной из характеристик, например, по требованию описания объекта закупки ставится размер не более 1500 мм, тогда как по паспорту у товара размер 1510 мм..., а также изложены рассуждения Заявителя о том, что указанные обстоятельства ставятся в прямую зависимость при исполнении контракта и включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. В свою очередь, Заявителем не представлено информации (документов), позволяющие Комиссии Ростовского УФАС России придти к однозначному выводу, что изложенные в составе довода жалобы обстоятельства соотносятся с рассматриваемым аукционом. В составе извещения отсутствуют указываемые Заявителем характеристики.
В силу изложенного, довод жалобы не находит своего подтверждения.
5. Заявитель указывает на необходимость выявления в действиях Заказчика нарушения Закона в случае отмены определения поставщика. С учетом положений п.1 ч.2 ст.36 Закона заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. 2024-12411 4 При проведении электронных процедур:
1) заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что Заказчиком не реализовано, предусмотренное ст.36 Закона право на отмену закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) от 14.06.2024 по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке, аукцион признан несостоявшимся.
В силу изложенного, довод жалобы не подлежит рассмотрению. 6.
Согласно доводу жалобы, при описании объекта закупки Заказчиком некорректно применена характеристика "вид монитора - студийный", ввиду чего невозможно предложить существующую модель акустической системы. Заявитель полагает, что при описании объекта закупки надлежало применить характеристику "вид монитора - сценический". Во исполнение ч.6 ст.23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. Позиция КТРУ 26.40.31.190-00000011 "Акустическая система" содержит характеристику "вид" со следующими предлагаемыми вариантами значений характеристики: В рассматриваемом случае Заказчиком из позиции КТРУ выбран вариант значения, удовлетворяющий потребности учреждения - монитор студийный. Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что из анализа ч.4 ст.106 Закона следует, что именно на Заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов. Заявитель не представил доказательства, однозначно свидетельствующие о неправомерном применении Заказчиком характеристики КТРУ и формировании извещения, ограничении потенциального круга участников закупки и лишении Заявителя возможности подать заявку на участие в аукционе. Довод жалобы не находит своего подтверждения. В рамках проведения в соответствии с ч.15 ст.99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. 2024-12411 5 В ходе заседания Комиссии Ростовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что при выборе варианта значения характеристики "вид" последним допущена техническая ошибка, которая повлекла за собой установление неверного значения "монитор студийный". С учетом изложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.2 ст.42 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.42 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение о проведении закупки согласно нормам Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Михарская А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-12411 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 июня 2024 г. N 061/06/42-2063/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024