Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.В. Батурин,
Члены Комиссии: А.А. Михарская, А.А. Вертий, рассмотрев дело N061/06/42-2097/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300018624000002 "Приобретение звукотехнического оборудования" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), при личном участии представителей Заказчика - Изварина Н.В. (доверенность от 20.06.2024), Ивлева А.С. (доверенность от 20.06.2024), в отсутствие Заявителя, уведомленного надлежащим образом (ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ИП Пономарева М.Д. на действия МБУК "Ковалевский Сельский Дом Культуры" при разработке извещения к электронному аукциону. Заказчик в возражениях на жалобу:
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- представил пояснения по доводу жалобы. 2024-12661 В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Извещение об осуществлении закупки размещено Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.06.2024, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок -18.06.2024 09:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 980 760, 00 рублей. 1.
Согласно доводу жалобы, установленные описанием объекта закупки требования к закупаемым товарам являются избыточными и приводят к ограничению конкуренции. В том числе, Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно закупается акустическая система TURBOSOUND iP300, без возможности предложения аналога.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае сопровождения такого указания словами "или эквивалент" в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент".
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение ч.6 ст.23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
На основании подпункта "д" пункта 10 Правил формирования каталога код вида медицинского изделия указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога, которая не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги; 2024-12661 2 б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Согласно извещению, закупке подлежит акустическая система и микшерный пульт. Заказчиком применены позиции Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) 26.40.31.190- 00000011, 26.40.31.190-00000027.
Соответствующие позиции КТРУ содержат выбор обязательных и необязательных для применения характеристик. Данные характеристики в полном объеме отражены Заказчиком в описании объекта закупки, без указания дополнительных характеристик. Каталог товаров, работ и услуг создан для унификации предметов закупок, удалении избыточных требований, являющихся препятствием для формирования конкурентной среды на рынке предложения товаров и услуг. Каталог обеспечивает упрощение процедуры закупок, поскольку у заказчика отсутствует необходимость самостоятельно отбирать необходимые характеристики, отвечающие его требованиям, но так, чтобы не ограничить конкуренцию, поставщик же ориентируется на тот товар, работу, услугу, которая соответствует именно тем показателям, что внесены в Каталог. Все это в совокупности приводит к рациональному расходованию бюджетных средств, достижение поставленных результатов закупок, повышению уровня развития конкуренции на рынке, и как следствие, обеспечивает гарантированную реализацию региональных и национальных проектов. Каталог постоянно дополняется, совершенствуется и уточняется уполномоченными на это государственными органами.
Таким образом, законодатель идет по пути приведения описания всех объектов закупки в соответствие с положениями КТРУ. При этом, итогом такого процесса станет всеобъемлющий набор характеристик в КТРУ, удовлетворяющий потребностям всех заказчиков.
Также необходимо учитывать специфику регулирования в области национального режима. Подпункт "а" п.5 Правил использования КТРУ, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, целенаправленно запрещает дополнять характеристики товара, указанного в позиции КТРУ, в случае, если закупка осуществляется с применением особенностей национального режима (как в настоящем случае). Данное регулирование направлено на защиту внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей. Заказчик с доводом жалобы не согласился, пояснил, что учреждением выбрана и использована позиция КТРУ, которая описывают приобретаемые товары с качественными и функциональными характеристиками, соответствующими потребности Заказчика. При этом, Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что в позиции 5 описания объекта закупки "Акустическая система" (код КТРУ 26.40.31.190-00000011) изложены требования о приобретении определенной акустической системы - TURBOSOUND iP300 с указанием на следующее:
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. В ходе заседания Комиссии Ростовского УФАС России представителями Заказчика обращено внимание на наличие в учреждении акустической системы TURBOSOUND iP300, рассматриваемая закупка проводится с целью укомплектации (т.
е. для пары). В свою очередь, закупаемые товары являются самостоятельными объектами, несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, учреждением не подтверждена.
Таким образом, включив в описание объекта закупки товарный знак без сопровождения такого указания словами "или эквивалент", Заказчик нарушил ч.2 ст.42 Закона. Довод жалобы признан обоснованным. 2024-12661 3 2.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком нарушены требования действующего законодательства при определении начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, контрольный орган в сфере закупок не наделен полномочиями по контролю за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.3 ч.8 ст.99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. При указанных обстоятельствах контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Ростовского УФАС России, в связи с чем, указанный довод Заявителя не подлежит рассмотрению.
3. Заявитель указывает на необходимость выявления в действиях Заказчика нарушения Закона в случае отмены определения поставщика. С учетом положений п.1 ч.2 ст.36 Закона заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. При проведении электронных процедур:
1) заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что Заказчиком не реализовано, предусмотренное ст.36 Закона право на отмену закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) от 21.06.2024 по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в аукционе, которая признана соответствующей.
В силу изложенного, довод жалобы не подлежит рассмотрению. В рамках проведения в соответствии с ч.15 ст.99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п.п.16,17 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, следующую информацию:
-размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, 2024-12661 4 поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
-размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона). Установлено, что электронная версия извещения не содержит информацию о реквизитах счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (Раздел "Платежные реквизиты", "Реквизиты счета для учета операций со средствами, поступающими заказчику" - "Номер расчётного счёта" 00000000000000000000).
Указанное свидетельствует о нарушении Заказчиком ч.1 ст.42 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч.1,2 ст.42 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение в соответствии с требованиями Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.В. Батурин Члены комиссии: А.А. Михарская А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-12661 5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 июня 2024 г. N 061/06/42-2097/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024