Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия) в составе: председателя комиссии: А. А.Ф.
- заместителя руководителя Управления; членов комиссии: Д.А.В.
- врио начальника отдела контроля органов власти и торгов; М. Д.А.
- специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов, рассмотрев жалобу Филипповой Варвары Петровны (далее - Заявитель) на действия Администрации Тегульдетского поселения (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0365300035324000008), (далее - аукцион), и проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), в отсутствие представителей, в связи с возникновением проблем технического характера в Томском УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А
: В Томское УФАС России обратился Заявитель с жалобой, поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона N44-ФЗ на действия Администрации Тегульдетского сельского поселения при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"" (извещение N 0365300035324000008), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены Заказчиком, ненадлежащим образом сформировавшим описание объекта закупки. Так, по мнению Заявителя, некоторые характеристики, установленные к объекту недвижимости в описании объекта закупки, не имеют вариативности приравненной к условиям местности, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России
установила
следующее. Извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона "Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (извещение N0365300035324000008) размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно- телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 28.05.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 980 000,00 руб. Объект закупки: "Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0365300035324000008, на участие была подана одна заявка под номером 116672411.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен. Комиссия, изучив доводы Заявителя,
установила
следующее.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик, в случаях предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания , фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны производителя, требования к товарам, информации, работам услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, в случаях предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно приложенному файлу извещения (N 0365300035324000008) и технического задания заказчиком в табличной части файла указано следующее: Материал отделки стен жилого помещения имеет характеристики кирпич или сибит, вид санитарного узла имеет характеристики совмещенный или раздельный, отделка жилого помещения, в частности отделка потолка в жилом помещении и кухни имеет характеристику только натяжной потолок.
В соответствии с письмом ФАС России от 28.11.2019 N АК/104308/19 "О рассмотрении обращения" часть 1 статьи 33 Федерального Закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик при описании в документации объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Заказчик возражения на отзыв не представил. По указанным в жалобе позициям заказчик безальтернативно предусмотрел требования к жилому помещению в виде конкретных видов материалов отделки стен, вида санитарного узла, потолка кухни и жилого помещения, что может свидетельствовать о товаре конкретного участника. Указанное обстоятельство подтверждается тем, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0365300035324000008, на участие была подана только одна заявка под номером 116672411.
Следовательно довод жалобы находит свое подтверждение является обоснованным в действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе. Кроме того, Комиссией установлено, что в структурированной форме извещения N 036530003532400008 отсутствуют характеристики описания объекта закупки. В тоже время, в прикрепленном файле технического задания к контракту характеристики описания объекта закупки имеет заполненную форму. Это свидетельствует о том, что фактически описание объекта закупки отсутствует, поскольку контракт формируется исходя из информации указанной в извещении. Заявка на участие в закупке подается в структурированной форме указанной в извещении.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.6 ст.23 Федерального Закона о Контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно п.5 Правил, утв. Постановлением Правительства N145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п.6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В соответствии с п.31 постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 (ред. от 31.10.2022) "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (вместе с "Правилами подтверждения соответствия электронной площадки, специализированной электронной площадки, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки единым требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок и дополнительным требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок", "Правилами утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Следовательно, описание объекта закупки указанное в структурированной форме извещения существенно отличается от прикрепленного электронного файла с техническим заданием к контракту.
На основании имеющейся информации, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в структурированной форме извещения не установлена информация по характеристикам описания объекта закупки. Что не соответствует п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе. Сходный подход поддержан в письме Минфина России от 18.12.2023 N24- 01-10/122331.
С учетом выявленных нарушений, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдать Администрации Тегульдетского сельского поселения предписание об устранении выявленных нарушений. Комиссия Томского УФАС, руководствуясь 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Филипповой Варвары Петровны на действия Заказчика - Администрации Тегульдетского поселения" при осуществлении электронного аукциона: "Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (извещение N0365300035324000008) обоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы в действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика установлено нарушение п.5 ч. 1 ст.42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении нарушений. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке. Председатель: А.Ф. А. Члены комиссии: А.В. Д. Д.А. М.
2024-4313
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 6 июня 2024 г. N 070/06/106-531/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024