Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе: председателя Комиссии: С. И.М.
- начальника отдела контроля органов власти и торгов; членов комиссии: Г. И.З.
- специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торгов, М. Д.А.
- специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов; рассмотрев обращение (вх. N5039-ЭП/24 от 19.06.2024), поступившее в Томское УФАС России от МБУ "Томск САХ" (далее - Заказчик) и содержащее сведения об ООО "Мир" (далее - Общество, Поставщик), победителе электронного аукциона "Поставка запасных частей к автомобилям марки КАМАЗ, МАЗ" (извещение N 0165300010524000119), в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, 2 при участии посредством ВКС представителя Заказчика - Г. М.А. (доверенность N116 от 15.05.2024), без участия представителя ООО "Мир", уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом;
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр. Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта
установила
следующее: 14.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещены извещение и документация об электронном аукционе "Поставка запасных частей к автомобилям марки КАМАЗ, МАЗ" (извещение N 0165300010524000119) с начальной (максимальной) ценой 2 000 000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0165300010524000119 от 27.02.2024 на участие в аукционе было подано четыре заявки, контракт заключается с участником закупки идентификационный N 115912518 (ООО "Мир"), с ценовым предложением 1 388 234,21 руб. 11.03.2024 Заказчик и Общество заключили контракт N Ф.2024.0119 (номер реестровой записи в ЕИС - 3701745970124000010) (далее - Контракт). Максимальное значение цены контракта: 2 000 000,00 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить запасные части к автомобилям марки КАМАЗ, МАЗ, а заказчик обязуется принять и оплатить товар по цене и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Согласно пункту 1.2 Контракта характеристики и количество товара указаны в спецификации на поставку товара (Приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно пункту 1.3 Контракта характеристики товаров установлены Заказчиком в соответствии с его потребностями и описанием указанных товаров производителями (поставщиками).
Согласно пункту 3.4.1 Заказчик вправе требовать от Поставщика своевременного и качественного исполнения своих обязанностей по настоящему Контракту. 3 Согласно пункту 4.1 Контракта место поставки товара: 634050, г. Томск, пр. Комсомольский,66 (центральный склад МБУ "Томск САХ").
Согласно пункту 4.2 Контракта сроки поставки товара: с даты заключение по 30.11.2024 г.
Согласно пункту 4.3 Контракта срок исполнения контракта: с даты заключения контракта по 31.12.2024 г.
В соответствии с пунктом 4.4. Контракта Поставка товара осуществляется по заявке Заказчика в течении 3 (трех) календарных дней с даты получения заявки. Количество и ассортимент Товаров в каждой партии, определяется исходя из потребностей Заказчика. В заявке Заказчик указывает наименование (ассортимент) товара, подлежащего поставке, характеристики, стоимость и количество товара.
Согласно пункту 8.2 контракта сторона, для которой создалась невозможность выполнения обязательств по контракту в силу непреодолимой силы, обязана в течении 2 (двух) дней известить другую сторону о наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств. Несвоевременное извещение об этих обстоятельствах лишает соответствующую сторону права ссылаться на них в будущем.
Согласно пункту 11.1 контракта все споры и разногласия по настоящему контракту разрешаются путем переговоров. В случае недостижения согласия споры подлежат рассмотрению и разрешению в Арбитражном суде Томской области.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - ГК РФ) к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса. Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ определено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). 04.06.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам 4 проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 04.06.2024 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно сведениям из ЕИС указанное решение было получено Обществом 04.06.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 17.06.2024 - дата вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 5 19.06.2024 Заказчиком в Томское УФАС России направлена информация (вх. N5039-ЭП/24 от 19.06.2024) для рассмотрения вопроса о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта. Сроки направления информации об Обществе в Томское УФАС России, установленные частью 16 статьи 95 Закона 44-ФЗ, Заказчиком не нарушены. В ходе заседания Комиссия изучила документы, предоставленные Заказчиком и Обществом, и
установила
следующее. 28.03.2024 Заказчик направил в адрес Общества заявку (исх. N 307/05) на поставку 23 наименований запасных частей в количестве 37 единиц. До 01.04.2024 г. Поставщик принятые на себя обязательства не исполнил, о причинах невозможности поставки товара Заказчика не уведомил. 10.04.2024 Поставщик осуществил Поставку товара, по истечению 12 дней в нарушении пункта 4.4 Контракта.
В соответствии с счетом-фактуры N38 поставка осуществлена в неполном объеме. Из 37 заявленных единиц товара поставка осуществлена только в объеме 27 единиц. Недопоставка запасных частей к автомобильным маркам КАМАЗ, МАЗ для нужд МБУ "Томск САХ" составила 10 единиц. 16.04.2024 Заказчиком на электронную почту Поставщика была направлена заявка (исх. N360/05) на поставку 4 наименований запасных частей в общем количестве 7 единиц, которая в срок исполнена не была. О причинах невозможности поставки товара Заказчик не уведомлен. 19.04.2024 Заказчиком в адрес Общества было направлено претензионное письмо (исх.N371/01). 22.04.2024 Заказчиком в адрес Общества была направлена заявка (исх. N375/05) на поставку 13 наименований запасных частей в количестве 123 единицы. 06.05.2024 Поставщик осуществил поставку товара по истечении 13 дней положенного срока.
В соответствии с счетом-фактуры N46 количество товара составила 56 единиц. О причинах недопоставки 67 единиц запасных частей Заказчика не уведомил. 29.05.2024 Заказчиком в ЕИС размещена претензия (исх. N513/01), оставленная Поставщиком без рассмотрения. 30.05.2024 Заказчиком размещено требование о выплате неустойки по Контракту N Ф.2024.0119 от 11.03.2024 на сумму 16 780,18 рублей, которое Поставщиком не исполнено.
Таким образом, Общество надлежащим образом не исполнило обязательств по Контракту.
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков 6 (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), являющихся приложением к Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. В связи с вышеизложенным Комиссия сообщает следующее:
1. Нарушений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, в действиях Заказчика в ходе заседания 7 Комиссии установлено не было. Требования к порядку и принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику и размещению в единой информационной системе Заказчиком соблюдены;
2. Факты существенного нарушения Поставщиком условий контракта также находят свое подтверждение. Указанные факты отражены Заказчиком в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и не оспариваются Обществом. На момент рассмотрения обращения Обществом не осуществлена поставка Заказчику запасных частей;
3. По мнению Комиссии, Поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС Комиссии, Общество исполнило обязательства на сумму 203 645,66 руб. из 2 000 000,00 руб. В период с 11.03.2024 по 27.05.2024 Поставщик неоднократно нарушал принятые на себя обязательства по Контракту, в том числе установленные сроки осуществления поставки. Указанные нарушения подтверждаются заявками на поставку Товара, направленными на электронный адрес Поставщика - o oomir 7 6@ m ail . r u с исх. N 307/05 от 10.04.2024, исх. N360/05 от 16.04.2024, исх. N375/05 от 22.04.2024, счет- фактурой N38 от 10.04.2024, счет-фактурой N46 от 06.05.2024, представленными Заказчиком в ходе заседания Комиссии. При этом у Комиссии Томского УФАС России отсутствуют доказательства и иная информация, свидетельствующая о добросовестном исполнении Обществом обязательств по Контракту. Неисполнение Контракта привело к тому, что нужда Заказчика в получении запасных автомобильных частей на марки КАМАЗ, МАЗ, являющихся предметом закупки не удовлетворена.
Также Комиссия Управления отмечает, что Общество ранее уже было включено в реестр недобросовестных поставщиков, на момент рассмотрения данного обращения находится в реестре недобросовестных поставщиков. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305- КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил. Применительно к Закону о контрактной системе лицо, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта/ В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр 8 недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений. Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Управление отмечает, что, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, Общество становится участником данной закупки и несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям законодательства, в том числе, приведших к невозможности исполнения обязательств по контракту. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила). Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Общество не поставив модульные конструкции, являющиеся предметом Контракта, лишило Заказчика возможности в удовлетворении своей потребности, что могло отразиться на рабочих процессах Заказчика. Надлежащих и достаточных доказательств наличия обстоятельств, препятствующих поставке модульных конструкций в указанные сроки, заявителем не представлено.
Также в материалы дела не 9 представлены доказательства, свидетельствующие о том, что Общество действовало при исполнении Контракта добросовестно и предпринимало все необходимые меры для исполнения взятых обязательств. Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию по существу государственных, публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из данного конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств. Как следует из пункта 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года), необоснованный отказ антимонопольного органа во включении указанных участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции. Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных в Постановлении от 24 июня 2009 года N 11-П, следует, что в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Комиссией Томского УФАС России установлено, что Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения Контракта, и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков. Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о включении сведений об ООО "Мир" (ИНН 7610140450) в реестр 10 недобросовестных поставщиков. Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения об ООО "Мир" (152430, Ярославская область, м. р-н Первомайский, Пречистое, рп Пречистое, ул. Любимская, д.48, кв.2 (ИНН 7610140450) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ООО "Мир" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дата I раздел Дата II раздел III раздел Общая итоговая событ регистрации просрочка в ия контрольны днях (I + II + III м органом разделы) Регламен Фактическ Ит обращения Регламе Фактиче Итого Регламент Фактическ Итого тированн ая дата ог заказчика нтирова ская проср ированный ая дата просро ая дата направлен о нная дата очка в срок изготовлен чка в направле ия пр дата приняти днях изготовлен ия днях ния заказчико ос приняти я по II ия решения и по III заказчик м ро я решения раздел решения и размещени раздел ом сведений чк решения у размещени я сведений у сведений а в я сведений в ЕИС в дн в ЕИС контроль ях ный по орган I ра зд ел у 15.06. 19.06.202 19.06.2024 19.06.2024 26.06.20 25.06.20 28.06.2024 27.06.2024 2024 4 24 24 Председатель комиссии И.М.С. Члены комиссии: И.З. Г. Д.А. М.
2024-4725
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 25 июня 2024 г. N 070/10/104-Пречистое
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024