Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, 2 рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия) в составе: председателя комиссии: А.А.Ф.
- заместителя руководителя; членов комиссии: Г. И.З.
- специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торгов; М. Д.А.
- специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов, рассмотрев жалобу, поступившую 07.06.2024 г. (вх.N4747-ЭП/24 от 07.06.2024 г.) от ООО "Сибкрепость" (далее - Заявитель) на действия Администрации Колпашевского района (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Услуги по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по объекту: Капитальный ремонт здания МБОУ "Тогурская СОШ им. С.В. Маслова"" (извещение N 0165300003324000041), при участии представителя Администрации Колпашевского района - М. Е.В.. (Доверенность от 11.06.2024 г.), Заявитель, надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения настоящего дела, явку не обеспечил, представителя не направил,
У С Т А Н О В И Л А
: 07.06.2024 г. в Томское УФАС России обратился Заявитель с жалобой, поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ, на действия Заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона: "Услуги по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по объекту: Капитальный ремонт здания МБОУ "Тогурская СОШ им. С.В. Маслова", расположенное по адресу: Томская область, Колпашевский район, с. Тогур, ул. Лермонтова,40" (извещение N 0165300003324000041), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Исходя из доводов жалобы, в нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе аукционная комиссия Администрации Колпашевского района Томской области неправомерно признала заявку победителя аукциона ООО "Импульс". Комиссия, по осуществлению закупки, признала победителем аукциона Общество, которое не соответствовало требованиям, установленных в части требований членства в СРО. ООО ГСК "Сибкрепость" просит признать действия комиссии Администрации Колпашевского района Томской области противоречащим требованиям Закона о контрактной системе, обязать повторно рассмотреть итоги проведения закупки, приостановить подписание контракта до рассмотрения 3 жалобы по существу. Администрация Колпашевского района Томской области в письменных возражениях на жалобу от 13.06.2023 указала, что считает доводы жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России
установила
следующее. Извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона: "Услуги по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по объекту: "Капитальный ремонт здания МБОУ "Тогурская СОШ им. С.В. Маслова", расположенное по адресу: Томская область, Колпашевский район, с. Тогур, ул. Лермонтова, 40" (извещение N 0165300003324000041) размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 24.05.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 677 677,68 руб. Объект закупки - "Услуги по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по объекту: "Капитальный ремонт здания МБОУ "Тогурская СОШ им. С.В. Маслова", расположенное по адресу: Томская область, Колпашевский район, с. Тогур, ул. Лермонтова, 40" Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0165300003324000041 от 03.06.2024 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 5 (пять) заявок участников, все они признаны соответствующими требованиям извещения. Победителем закупки признан участник под идентификационным номером 116642822, с ценовым предложением 2 072 633,10 руб.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применение конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4,5,18,30,42,49,54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационный системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право 4 действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащие требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным Законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о Контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального Закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального Закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Томского УФАС установлено следующее. Во исполнение вышеуказанных норм Администрацией Колпашевского района Томской области в извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Дополнительные требования (требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены, в том числе следующие требования: "Участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: установлено. Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, имеющей 5 компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам строительного подряда, подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Данные требования не предъявляются к участникам закупки, если участник закупки является организацией, указанной в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Требования установлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
Комиссией Томского УФАС установлено, что в силу пункта 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкции к заполнению такой заявки, заявка на участие должна содержать: Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ: Комиссия будет осуществлять проверку получения информации об участнике в едином реестре сведений о членах СРО и их обязательствах самостоятельно, на основании данных, предоставленных оператором электронной площадки.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов 6 определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривает заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктом 1-8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с контрактом от 11 марта 2024 года N 01652000033240000270001 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Тогурская СОШ им. С.В. Маслова", расположенное по адресу: Томская область, Колпашевский район, с. Тогур, ул. Лермонтова, 40, цена контракта 125 125 125,14 рублей.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе лица, осуществляющие поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному (муниципальному) контракту, должны соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Закона о контрактной системе, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в 7 процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Частью 2 статьи 53 ГрК РФ установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно части 1 статьи 55.15 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.
В соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по 8 таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации). Ввиду вышеуказанных норм Комиссия Томского УФАС России приходит к следующему выводу. Работы по договорам капитального ремонта объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, должны выполняться только юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Строительный контроль проводится в процессе осуществления капитального ремонта объектов капитального строительства. В случае осуществления капитального ремонта строительный контроль проводится также застройщиком либо привлекаемыми ими на основании договора юридическим лицом. Саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет размер, предусмотренный пунктами 1-5 частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Иными словами, строительный контроль является работой, выполняемой в процессе проведения капитального ремонта объекта капитального строительства соответствующим лицом или привлекаемыми им лицами. Требования, установленные законодательством Российской Федерацией к лицам, осуществляющим работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства, обязательны к выполнению при осуществлении работ по строительному контролю вне зависимости от того, осуществляет ли строительный 9 контроль лицо, выполняющее работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, или их осуществляет лицо, привлеченное для оказания услуг по строительному контролю. Следовательно, лицо, осуществляющее строительный контроль, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемые к лицу, которое осуществляет работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства. Данная позиция подтверждается письмом Минстроя России от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02, определением Верховного Суда РФ от 13.12.2021 N 306-ЭС21-18225.
В ходе заседания Комиссии Томского УФАС объявлен перерыв до 14.06.2024 16 часов 00 минут. 14.06.2024 в 16 часов 00 минут заседание Комиссии Томского УФАС продолжено в прежнем составе. Извещением N 0165300003324000041 предусмотрено требование о наличии у участников аукциона статуса саморегулируемой организации. Исходя из основного контракта на строительство сумма 125 125 125,14 руб.
Таким образом, строительный контроль может осуществлять только лицо, являющееся членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства со вторым уровнем ответственности.
В соответствии с реестром "НОСТРОЙ" ООО "Импульс" имеет первый уровень ответственности.
В соответствии с частью 13 статьи 55.16 Грк РФ, минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, первого уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей, что соответствует первому уровню ответственности, вместо требуемого второго. Комиссией Томского УФАС установлено, что заявка ООО "Импульс" была необоснованно признана соответствующей и подлежала отклонению. Следовательно, в действиях закупочной комиссии выявлены нарушения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, так как неправомерно признали заявку участника закупки соответствующей извещению 10 об осуществлении закупки. Жалоба признана обоснованной. Вместе с тем, по результатам проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверке Комиссия Томского УФАС России
установила
следующее.
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
В соответствии с извещением N 0165300003324000041 в этой закупке размер обязательств составляет 2 677 677,68 руб, что не превышает десять миллионов рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Таком образом, Комиссия Томского УФАС делает вывод, что в данной закупке извещение N 0165300003324000041 учитывая начальной (максимальную) цену контракта членство в СРО не требовалось. Следовательно в действиях Заказчика имеется нарушение части 6 статьи 31 Федерального Закона о контрактной системе. Между тем, учитывая, что нарушения, выявленные при рассмотрении доводов жалобы и проведения внеплановой проверки не повлияли на результаты определения поставщика, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания. Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 31, статьей 33, статьей 42, статьей 49, статьей 105, статьей 106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО ГСК "Сибкрепость" на действия Администрации Колпашевского района Томской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона : "Услуги по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по объекту: Капитальный ремонт здания МБОУ "Тогурская СОШ им. С.В. Маслова" расположенное по адресу: Томская область, 11 Колпашевский район, с. Тогур, ул. Лермонтова,40" (извещение N 0165300003324000041) обоснованной. 1.
По результатам рассмотрения жалобы действиях Администрации Колпашевского района Томской области установлено нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Администрации Колпашевского района Томской области установлено нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке. Председатель комиссии А.Ф.А. Члены комиссии: И.З. Г. Д.А. М.
2024-4712
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 13 июня 2023 г. N 070/06/106-543/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024