Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста - эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки на предмет соблюдения государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми "Сосногорская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ", Заказчик) требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по проведению технического обслуживания и текущего ремонта медицинского оборудования ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ"", извещение N 0307300039624000183, 2
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Тавлион" (далее - ООО "Тавлион", заявитель) от 07.06.2024 (вх. N 5757-эп/24 от 07.06.2024), содержащее информацию о признаках нарушения ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по проведению технического обслуживания и текущего ремонта медицинского оборудования ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ", извещение N 0307300039624000183 (далее - обращение). По мнению заявителя, отдельные положения аукционной документации Заказчика не отвечают требованиям Закона о контрактной системе. ООО "Тавлион" указывает, что вопреки требованиям Закона о контрактной системе и ГОСТа Р 57501-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" из описания объекта закупки невозможно определить полный объем работ и затрат на оказание услуг; невозможно определить какие именно виды работ и сколько раз в течение действия договора Исполнитель обязан оказать для всего перечня оборудования; вопреки требованиям пунктов 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком предъявлены дополнительные требования к оборудованию Исполнителя для проведения технического обслуживания медицинских изделий, а также избыточные требования к Исполнителю, выраженные в установлении требования о наличии сервисного центра в одном из городов Республики Коми или наличия обособленного подразделения или филиала; неверного выбора кода ОКПД2: 33.13.12.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования специального назначения, не включенные в другие группировки, поскольку в перечне оборудования есть позиции, относящиеся к коду ОКПД 2: 33.13.12.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию облучающего, электрического диагностического и электрического терапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях"; неустановления заказчиком требования о наличии лицензии на осуществление технического обслуживания медицинских изделий 3 класса потенциального риска применения, при том, что согласно п. 668 Перечня техническому обслуживанию подлежит "Набор акушерский для оказания скорой мед.помощи НАСМП- 02"МЕДПЛАНТ"", который в соответствии с регистрационным удостоверением РЗН 2015/2746 относится к 3 классу потенциального риска применения; неустановления требования о наличии лицензии на осуществление технического обслуживания медицинских изделий класса 2а потенциального риска применения с видом деятельности "Медицинские изделия для отоларингологии", при том, что согласно п. 73 Перечня техническому обслуживанию подлежит "Аудиометр автоматизированный АА-02", который в соответствии с регистрационным удостоверением ФСР 2011/11116 относится одновременно к категории "Медицинские изделия для отоларингологии" и "Нейрологические медицинские изделия", п. 60 Перечня техническому обслуживанию подлежит "Анализатор мочи Urometer 720", который в соответствии с регистрационным удостоверением ФСЗ 2007/00695 относится к категории "Медицинские изделия для in vitro диагностики", в Перечне оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, указан обширный перечень медицинских изделий, относящихся к 1 классу потенциального риска применения, для которых не требуется лицензия на техническое обслуживание медицинских изделий.
Таким образом, по мнению ООО "Тавлион", в действиях Заказчика имеются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. 3 Согласно подпункту "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. В связи с наличием в обращении признаков возможных нарушений Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении 21.06.2024 внеплановой проверки на предмет соблюдения ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" требований Закона о контрактной системе при осуществлении указанной выше закупки.
Внеплановая проверка проведена в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа. ООО "Тавлион", ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ", ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки" о проведении внеплановой проверки надлежащим образом извещены. ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" письмом от 20.06.2024 N 3429 (вх. N 6174-эп/24 от 20.06.2024) в материалы внеплановой проверки представлены письменная информация и копии документов. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. 28.05.2024 заказчиком - ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0307300039624000183 с содержащимися при нем электронными документами. Наименование объекта закупки - "Оказание услуг по проведению технического обслуживания и текущего ремонта медицинского оборудования ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ". Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 960 000,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 05.06.2024 12:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 05.06.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 07.06.2024. 2.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции 4 между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком ( подрядчиком, исполнителем ). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее электронный аукцион). В части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе определено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной систем извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. 5 В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) 6 требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации. Комиссия Коми УФАС России отмечает, что при формировании Технического задания, описания объекта закупки Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работ, услуг в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования). Перечень медицинского оборудования ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ", подлежащего техническому обслуживанию и текущему ремонту в 2024 году, состоящий из 669 позиций, перечень услуг, выполняемых при проведении технического обслуживания медицинского оборудования, также обязательный печень работ по техническому обслуживанию сложного оборудования из списка медицинского оборудования, подлежащего техническому 7 обслуживанию и текущему ремонту, установлены Заказчиком в разделе I к извещению "Описание объекта закупки (Техническое задание)". 3.
Относительно довода Заявителя о том, что в нарушение положений ГОСТ Р 57501-2017, Техническое задание не содержит полного перечня информации, предусмотренного пунктом 5.7 указанного стандарта, Комиссия отмечает следующее. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.06.2017 N 513-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 57501-2017.
Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок". Настоящий стандарт устанавливает требования к подготовке технического задания и их оформлению при проведении государственных закупок на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий, предназначенных для применения в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой, для которых документацией (нормативной, технической или эксплуатационной) предусмотрено их техническое обслуживание при эксплуатации.
Согласно пункту 5.7 ГОСТ Р 57501-2017, перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию должен иметь указание на:
- наименования МИ согласно документации изготовителя (производителя);
- модели (марки) МИ согласно документации изготовителя (производителя);
- наименования изготовителя (производителя);
- номера регистрационного удостоверения МИ;
- года выпуска;
- заводского/сервисного номера;
- инвентарного номера;
- места размещения в медицинской организации (корпус, кабинет или структурное подразделение). Техническое задание содержит сведения о наименовании медицинского оборудования, инвентарном номере единицы оборудования, всего 669 позиций. При этом, установлено, что Перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию, не содержит всю совокупность информации, предусмотренной пунктом 5.7 указанного выше стандарта. Так, большинство позиций Перечня не содержат информации о модели, номере регистрационного удостоверения, наименовании изготовителя (производителя); практически все позиции Перечня не содержат сведений о заводском/сервисном номере медицинского изделия, годе выпуска, месте размещения в медицинской организации (корпус, кабинет или структурное подразделение). Комиссия отмечает, что положения ГОСТ Р 57501-2017 устанавливают требования к подготовке Технического задания и их оформлению при проведении государственных закупок на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий. Вместе с тем, отсутствие информации, предусмотренной пунктом 5.7 ГОСТ Р 57501- 2017, о медицинских изделиях, подлежащих техническому обслуживанию, не согласуются с положениями Технического задания, согласно которому, работы по техническому обслуживанию медицинских изделий должны выполняться исполнителем на основании, в том числе, требований технической и эксплуатационной документации изготовителя (производителя) применительно к обслуживаемым медицинским изделиям. При этом, Техническое задание не содержит обоснования неиспользования при описании объекта закупки информации, показателей, предусмотренных пунктом 5.7 ГОСТ 57501-2017.
Таким образом, в целях определения объема оказываемых услуг, приложения к извещению должны быть сформулированы Заказчиком таким образом, чтобы 8 потенциальные участники закупки имели возможность идентифицировать медицинские изделия на этапе подачи заявки. Следовательно, довод заявителя в указанной части нашел свое подтверждение. В действиях Заказчика содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также требования п. 5.7 ГОСТ 57501-2017. 3.1.
Заявитель также обращает внимание, что ни в тексте проекта контракта, ни в описании объекта закупки Заказчиком не указан график проведения работ или периодичность оказываемых услуг для некоторых видов оборудования, такая периодичность и перечень обязательных работ указана только для определенного медицинского оборудования (по 13 позициям из 669 позиций), что следует из описания объекта закупки. ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" в письме от 20.06.2024 N 3429 (вх. N 6174-эп/24 от 20.06.2024) пояснено, что приложение N 3 проекта контракта содержит информацию о Графике оказания услуг: Дата начала исполнения Этап Дата окончания исполнения этапа этапа 1 с даты заключения договора 31.07.2024 2 01.08.2024 31.08.2024 3 01.09.2024 30.09.2024 4 01.10.2024 31.10.2024 5 01.11.2024 30.11.2024 6 01.12.2024 31.12.2024 Обращено внимание на пункты 3.4, 3.5, 3.6 раздела I "Описание объекта закупки", которые в частности указывают на следующее: "п. 3.4: Периодичность ТО МТ по календарным срокам устанавливается эксплуатационной документацией. В зависимости от условий и сроков эксплуатации периодичность и объем работ, которые указываются в журнале ТО, могут быть установлены по согласованию между Исполнителем и Заказчиком.
п. 3.5. Текущее техническое обслуживание проводится в необходимых объемах по результатам текущей проверки параметров медицинского оборудования.
п. 3.6. Время реагирования и прибытия по заявке Заказчика - в течении 3-х рабочих дней в рабочее время Заказчика. Количество заявок и количество выездов инженера в месяц - не ограничено". При этом следует отметить, что согласно пункту 5.6.1 ГОСТ Р 57501-2017 при составлении Технического задания должны быть выбраны необходимые виды работ из списка, приведенного ниже:
- периодическое ТО;
- техническое диагностирование;
- ремонт МИ;
- внеплановое ТО;
- обновление программного обеспечения и установка опций;
- контроль технического состояния;
- монтаж/демонтаж и наладка МИ. Так, согласно указанным ниже пунктам следует: "5.6.2.
В разделе приводят требования к выбранным работам по ТО. 5.6.2.1.
В подразделе, содержащем требования к периодическому ТО, приводят сведения о периодичности, объеме, методах и средствах проведения ТО, согласно технической и эксплуатационной документации на МИ, указанные в перечне МИ, 9 подлежащих ТО. 5.6.2.2 В подразделе, содержащем требования к техническому диагностированию МИ, приводят требования к срокам выезда специалиста для проведения технического диагностирования, при этом сроки выезда могут отличаться для разных видов МИ. В подразделе могут быть приведены ограничения по количеству случаев отказа МИ, по которым за выбранный календарный период (месяц, год, срок действия договора и т.п.) проводится техническое диагностирование. 5.6.2.3 В подразделе, содержащем требования к ремонту МИ, приводят:
- сведения о сроках проведения работ в рамках ремонта МИ. Сроки могут быть указаны как с учетом сроков поставки запасных частей, так и без него, о чем в ТЗ должна быть сделана отдельная отметка;
- указания о наличии или отсутствии требований по поставке запасных частей для проведения ремонта. В подразделе могут быть приведены ограничения по количеству случаев отказа МИ, по которым за выбранный календарный период (месяц, год, срок действия договора и т.п.) проводится ремонт. При наличии требований по поставки запасных частей для проведения ремонта в пункте приводят требования:
- к идентификации запасной части (наименование, каталожный или иной идентификатор, согласно технической и эксплуатационной документации изготовителя (производителя));
- качеству поставляемых запасных частей;
- срокам поставки и/или установки запасных частей;
- гарантийным срокам изготовителя (производителя) и/или поставщика запасных частей. В том случае, если при заключении договора невозможно определить точный объем закупки запасных частей и расходных материалов, а также объем ремонтных работ, может быть предусмотрена возможность закупки за единицу продукции согласно [8]. В этом случае в ТЗ должны содержаться указания по порядку организации и проведения ремонтных работ и закупки запасных частей и расходных материалов, а в приложениях к ТЗ должны быть приведены:
- перечень запасных частей и расходных материалов, замена которых может проводиться в рамках ремонтных работ, включающий характеристики запасных частей и расходных материалов и указание на МИ, для ремонта которых они применяются;
- перечень выполняемых работ, включающий описание ремонтных работ и указание на МИ, для ремонта которых данные работы проводятся. Исходя из пункта 1 раздела I "Описание объекта закупки" следует, что Заказчиком установлен следующий Перечень услуг, выполняемых при проведении ТО: "Техническое обслуживание медицинской техники включает следующие виды услуг:
- проверка параметров оборудования на соответствие параметрам заявленным производителем;
- периодическое и текущее техническое обслуживание;
- текущий ремонт". Комиссией Коми УФАС России установлено, что Техническое задание, помимо перечня обязательных работ по техническому обслуживанию сложного оборудования из списка медицинского оборудования учреждения, подлежащего техническому обслуживанию и текущему ремонту, содержит информацию о периодичности, видах работ, средствах проведения ТО для следующего оборудования: "Все стоматологические установки по Перечню медицинского оборудования ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ", подлежащего техническому обслуживанию и 10 текущему ремонту в 2024 г., периодичность работ 1 раз в месяц:
- Проверка кабелей и соединений, системы электропитания установки;
- Чистка фильтров, системы водоснабжения и водоотведения;
- Визуальный осмотр кресла пациента, проверка работоспособности электропривода кресла;
- Проверка подвижных составляющих светильника и блока врача на отсутствие нарушений подвижности;
- Проверка работоспособности инструментального блока врача и ассистента;
- Проверка на наличие износа и повреждений рукавов и шлангов инструментов врача и ассистента;
- Проверка целостности системы заземления. Стерилизаторы паровые с рабочим объемом камеры 90-100 литров, периодичность работ 1 раз в год: Проведение гидравлических испытаний автоклавов с выдачей протокола технического освидетельствования и гидравлического испытания стерилизатора. Отдельный протокол выдается на каждую единицу оборудования. УВЧ-аппаратура в соответствии с Перечнем медицинского оборудования ГБУЗ РК "СЦРБ", подлежащего техническому обслуживанию и текущему ремонту в 2024 г., периодичность работ 1 раз в месяц: Техническое обслуживание УВЧ-аппаратуры проводится с обязательным применением Измерителя мощности и частоты для аппаратов УВЧ-терапии (Аппарат ИМЧ-01 или эквивалентным). После ремонта УВЧ-аппаратура также подлежит проверке параметров оборудования с применением Измерителя мощности и частоты для аппаратов УВЧ-терапии (Аппарат ИМЧ-01 или эквивалентным). Аппараты применяемые для электрокардиографии, электромиографии, электроэнцефалографии в соответствии с Перечнем медицинского оборудования ГБУЗ РК "ЭГП", подлежащего техническому обслуживанию и текущему ремонту в 2024 г., периодичность работ 1 раз в месяц: Техническое обслуживание аппаратов применяемых для электрокардиографии, электромиографии, электроэнцефалографии проводится с обязательным применением Генератор сигналов пациента для электрокардиографии, электромиографии, электроэнцефалографии (Аппарат Диатест-4 или эквивалентным). После ремонта аппаратов применяемых для электрокардиографии, электромиографии, электроэнцефалографии, они также подлежат проверке параметров оборудования с применением Генератор сигналов пациента для электрокардиографии, электромиографии, электроэнцефалографии (Аппарат Диатест-4 или эквивалентным)". Между тем, Комиссией Коми УФАС России установлено, что Техническое задание не содержит указания по порядку организации и проведения ремонтных работ и закупки запасных частей и расходных материалов, как того требует пункт 5.6.2.3 ГОСТ Р 57501- 2017. 3.2.
Касаемо довода заявителя о незаконном предъявлении Заказчиком в пункте 3.3 Перечня услуг, вопреки части 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования к оборудованию Исполнителя для проведения технического обслуживания медицинских изделий Комиссия Коми УФАС России отмечает следующее. Заказчиком в пункте 3.3 Технического задания установлено: "Примерный перечень услуг по периодическому ТО МТ:
- очистка от пыли, грязи и т.п. изделия в целом или его составных частей;
- чистка, смазка и при необходимости переборка механизмов и узлов;
- затяжка ослабленных крепежных элементов; 11 - замена отработавших ресурс составных частей (щетки, фильтры и т.п.) (при наличии их у заказчика);
- специфические для данных изделий работы, необходимость, объемы и содержание которых установлены эксплуатационной документацией;
- настройка и регулировка изделия. Все работы по очистке медицинского оборудования от пыли, грязи и т.п. должны проводиться специализированным сервисным пылесосом, насадки и шланг которого снабжены заземляющим контуром, предотвращающим накопления статического электричества. Применение бытового или строительного пылесоса без заземляющего контура не допускается". Относительно заявленного выше довода заявителя ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" пояснено, что Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129 определен перечень средств измерений, технических средств и оборудования, необходимых для технического обслуживания заявленных групп медицинских изделий по классам потенциального риска их применения. Обращено внимание, что пылесос является базовым оснащением для класса 2а потенциального риска применения. Учреждение лишь уточняет, что применение бытового или строительного пылесоса без заземляющего контура не допускается, так как это не является безопасным для медицинского изделия при очистке их от выли, грязи". Комиссия Коми УФАС России обращает внимание, что пункт 5.3 ГОСТ Р 57501-2017 содержит требования к контрольно-измерительному и технологическому испытательному оборудованию. "В разделе приводят требования к контрольно-измерительному и технологическому испытательному оборудованию:
- контрольно-измерительное и технологическое испытательное оборудование должно обеспечивать проведение всех видов работ по ТО МИ, указанных в перечне МИ, подлежащих ТО;
- средства измерений должны быть поверены, а технологическое испытательное оборудование должно быть аттестовано". Заказчиком в пункте 6 Технического задания установлено: "Исполнитель должен обладать всем необходимым оборудованием и инструментами, на праве собственности или аренды, необходимыми для выполнения комплекса работ, услуг в соответствии с настоящим техническим заданием. Все оборудование и инструменты, необходимые для проведения работа, оказания услуг, должны иметь действующую поверку на момент их использования (информация о поверке должна содержаться в соответствующем реестре поверок)".
Таким образом, описание объекта закупки в указанной части не противоречит Закону о контрактной системе и положениям ГОСТ Р 57501-2017. 3.3.
Заявителем указано, что в пункте 6 Перечня услуг Заказчиком предъявлены избыточные требования к Исполнителю, а именно наличие сервисного центра в одном из городов Республики Коми: Сосногорск, Ухта, Сыктывкар. Данным требованием Заказчик обязывает Исполнителя быть зарегистрированным в одном из городов Республики Коми или иметь обособленного подразделения или филиала.
Таким образом, по мнению заявителя, Заказчик значительно ограничивает круг возможных участников. По данным Росздравнадзора на территории Республики Коми всего семь организаций имеют действующие лицензии на техническое обслуживание медицинских изделий. И только одна организация имеет лицензию на все виды деятельности, заявленные Заказчиком и указанные в п. 2 файла "Требования к содержанию, составу заявки" - ООО "Медион" (ИНН 1101031374). 12 С учетом избыточных требований Заказчика к оборудованию Исполнителя и указанием конкретных моделей (Аппарат Диатест-4, Аппарат ИМЧ-01, специализированным сервисным пылесосом, насадки и шланг которого снабжены заземляющим контуром, предотвращающим накопления статического электричества), Заявитель склонен считать о намеренном ограничении конкуренции Заказчиком в пользу конкретного юридического лица. Относительно указанного выше довода ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" пояснено, что в рамках контракта Заказчик вправе передавать на ремонт медицинское оборудование не ограниченное количество раз в сервисный центр Исполнителя. Указание в Техническом задании о наличии сервисного центра в одном из городов Республики Коми: Сосногорск, Ухта, Сыктывкар, было установлено с целью обеспечения возможности осуществления ремонта медицинских изделий оперативно не только по месту нахождения ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ", но и в сервисном центре Исполнителя. Отмечено, что Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129 определен перечень средств измерений, технических средств и оборудования, необходимых для технического обслуживания заявленных групп медицинских изделий по классам потенциального риска их применения. При этом, обращено внимание, что аппараты ИМЧ-01 и Диатест-4 не являются объектом закупки, кроме того ссылка на указанные препараты сопровождается словами "или эквивалент". Комиссия Коми УФАС России отмечает, что согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки В части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе отсутствует запрет по включению в описание объекта закупки требования о наличии у участника закупки сервисного центра, в том числе осуществляющего ремонт медицинского оборудования. Наличие сервисного центра в одном из городов Республики Коми: Сосногорск, Ухта, Сыктывкар, по мнению Комиссии Коми УФАС России, необходимо для быстрого реагирования и обслуживания заказчика в случае ремонта медицинского оборудования, для минимизации рисков длительных простоев в работе заказчика. Довод заявителя об указании Заказчиком на конкретные модели контрольно- измерительного оборудования - Аппарат Диатест-4, Аппарат ИМЧ-01, что свидетельствует об ограничении конкуренции Заказчиком в пользу конкретного юридического лица, Комиссия Коми УФАС России считает несостоятельным, поскольку из Описания объекта закупки (Техническое задание) следует, что ссылка на указанные выше модели 13 контрольно-измерительного оборудования сопровождается значением "или эквивалент". 3.4.
Заявителем указано, что при описании объекта закупки Заказчик использует код ОКПД2: 33.12.29.900 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования специального назначения, не включенные в другие группировки. Однако в перечне оборудования есть позиции, относящиеся к коду ОКПД2: 33.13.12.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию облучающего, электрического диагностического и электрического терапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях", к таким позициям можно отнести п. 91 - "Комплекс рентгеновский диагностический КРД-"ОКО" АО "НИПК "Электрон"". Следовательно, по мнению заявителя, Заказчик объединил в один лот несколько кодов ОКПД 2, тем самым неверно описал объект закупки. ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" пояснено, что перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию, очень обширный, в связи с чем применение ОКПД2: 33.13.12.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию облучающего, электрического диагностического и электрического терапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях" было бы не корректным. При этом отмечено, что Комплекс рентгеновский диагностический КРД-"ОКО" АО "НИПК "Электрон", речь о котором идет в пункте 91 Перечня медицинского оборудования, также является оборудованием специального назначения. При этом Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит требований к порядку присвоения определенного кода ОКПД2. Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения. Учитывая вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика при определении кода ОКПД2. 3.5.
Относительно довода о том, что в один объект закупки включены услуги, для оказания которых исполнитель должен обладать лицензией и услуги, для оказания которых специальная правоспособность не требуется, Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения). Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (далее - Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129 (ред. от 25.12.2023) "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их 14 применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" определяет порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (далее - деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий).
Согласно пункту 2 Положения, перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), приведен в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 3 Положения, лицензируемая деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий представляет собой периодическое и внеплановое техническое диагностирование, восстановление работоспособности, монтаж и наладку медицинских изделий из групп по классам потенциального риска применения, предусмотренных приложением N 1 к настоящему Положению, для которых указанные работы предусмотрены нормативной, технической или эксплуатационной документацией производителя. Приложением N 1 к Положению приведен перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий следующих классов потенциального риска применения: 2а, 2б, 3. Исходя из чего, можно сделать вывод, что класс техническое обслуживание групп медицинских изделий потенциального риска применения класса 1 не подлежит обязательному лицензированию.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. В извещении о проведении электронного аукциона к участникам закупки Заказчиком установлено требование о предоставлении действующей лицензии, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129, с указанием перечня выполняемых работ, оказываемых услуг:
а) техническое обслуживание следующих групп медицинской техники класса 2а потенциального риска применения:
- гастроэнтерологические медицинские изделия;
- реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия;
- медицинские изделия для пластической хирургии, дерматологии и косметологии;
- вспомогательные и общебольничные медицинские изделия;
- стоматологические медицинские изделия;
- анестезиологические и респираторные медицинские изделия;
- нейрологические медицинские изделия;
- сердечно-сосудистые медицинские изделия;
- офтальмологические медицинские изделия;
- физиотерапевтические медицинские изделия; 15 - медицинские изделия для акушерства и гинекологии;
- радиологические медицинские изделия (в части оборудования для ультразвукового исследования).
б) Техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения:
- медицинские изделия для пластической хирургии, дерматологии и косметологии;
- сердечно-сосудистые медицинские изделия;
- медицинские изделия для манипуляций, восстановления тканей, органов человека;
- офтальмологические медицинские изделия;
- физиотерапевтические медицинские изделия;
- медицинские изделия для акушерства и гинекологии;
- анестезиологические и респираторные медицинские изделия;
- радиологические медицинские изделия (в части оборудования для ультразвукового исследования);
- радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии).
2. действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), выданной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2022 г. N 45 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности))":
- техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих). Лицензии могут быть представлены в виде выписки из реестра лицензий либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении. В пункте 2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению установлено аналогичное требование. Техническое задание содержит перечень медицинского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и текущему ремонту. Указанный Перечень включает в себя 669 наименований. Комиссией Коми УФАС России установлено, что вышеназванный перечень включает в себя медицинские изделия как классов 2а и 2б потенциального риска применения, так и класса 1 потенциального риска применения (например, Весы электронные медицинские ВЭМ-150-"Масса-К", Налобный осветитель Ri-focus LED new, Светильник медицинский АРМЕД ЛД-2-ЛЕД и т. д.). Соответственно, учитывая, что часть деятельности по техническому обслуживанию медицинского оборудования подлежит лицензированию, Заказчиком при размещении закупки были установлены требования к наличию разрешительных документов у участника закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию указанных в техническом задании групп медицинских изделий, полученной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129.
Таким образом, Заказчиком в один лот объединены лицензируемая и нелицензируемая виды деятельности. В нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчиком неправомерно одновременно включены в объект закупки услуги, для оказания которых исполнитель должен обладать лицензией и услуги, для оказания которых специальная правоспособность не требуется. 16 В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей. Принимая во внимание, что по итогам оспариваемой закупки уже заключен контракт, Комиссией Коми УФАС России принято решение предписание об устранении установленных выше нарушений Закона о контрактной системе не выдавать. С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки признать действие заказчика - ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" противоречащим пункту 1, 2 части 1 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившемся в виде неуказания при описании объекта закупки в Перечне медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию, всей совокупности информации, предусмотренной пунктом 5.7 ГОСТ Р 57501-2017; не определения в Техническом задании порядка организации и проведения ремонтных работ и закупки запасных частей и расходных материалов, как того требует пункт 5.6.2.3 ГОСТ Р 57501-2017.
2. Признать действие заказчика - ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" в части установления требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию указанных в техническом задании групп медицинских изделий, полученной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129, при том, что в объект закупки включены услуги для оказания которых специальная правоспособность не требуется, противоречащим пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать предписание об устранении выявленных нарушениях в связи с тем, что 18.06.2024 заключен контракт по итогам указанной выше закупки.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ". 17 Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: Н.В. Сандул А.Д. Растегаева
2024-4248
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 21 июня 2024 г. N 011/06/99-260/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024