Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 15472-ЭП/24 от 13.06.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации в СПб ГБСУСО "Дом ветеранов войны и труда N 1" по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, д. 49, литера В (извещение номер 0372200160224000054) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.05.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0372200160224000054. Начальная (максимальная) цена контракта - 18 277 600,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении ненадлежащего порядка оценки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п. 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным пп. "в" и "г" п. 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Положения об оценки заявок установлено, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 и п. 23 Положения об оценке заявок в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки. В данном случае предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Извещением о проведении закупки предусмотрен следующий порядок оценки:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Качество выполнения работ |
Начисление баллов по показателю "Качество выполнения работ" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" производится в соответствии со следующей шкалой оценки:
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по показателю "Качество выполнения работ" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость.
Предложение участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки должно содержать детализированное описание каждого вида выполнения работ из каждой стадии выполнения работ, соответствующее требованиям Извещения со всеми приложениями. Каждый вид выполнения работ должен включать в себя описание следующих свойств: технология выполнения работ*(1), контроль качества выполнения работ*(2), технология управления рисками*(3), организация работы по обеспечению охраны труда и безопасности.*(4) Описание предложения о качественных характеристиках объекта закупки признается представленным с полным описанием в случае, если такое предложение содержит описание выполняемых работ в отношении всех оцениваемых свойств, и такое описание выполняемых работ в отношении оцениваемых свойств соответствует положениям извещения со всеми приложениями и соответствует требованиям настоящего раздела. При указании сведений об организации работы по обеспечению охраны труда и безопасности, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о сроках назначения ответственного за проведение инструктажей по охране труда, пожарной безопасности с приложением проектов соответствующих приказов без указания сведений об участнике закупки. При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки контроля за действиями непосредственных исполнителей, участнику закупки необходимо указать, в том числе, виды ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, которые должны подразделяться на дисциплинарную ответственность, материальную ответственность, с указанием видов дисциплинарной ответственности, порядка применения каждого вида дисциплинарной ответственности, а также случаев (оснований) для применения каждого вида дисциплинарной ответственности в отношении каждого сотрудника в отдельности. При указании сведений о технологии управления рисками, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о периодичности и задействованных лицах по выявлению и анализу рисков, а также о результатах, к которым приводит анализ выявленных рисков; информацию о дальнейшей проработке выявленных рисков (расстановка по степени их приоритета и вероятности возникновения); информацию об оценке потенциального влияния идентифицированных рисков на общие показатели. Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается отсутствующим в случае, если предложение о качественных характеристиках объекта закупки не содержит описание всех видов выполнения работ по установленным свойствам и/или не соответствует требованиям настоящего раздела и/или содержит ссылки на недействующие нормативно-технические документы, стандарты, постановления, строительные нормы и правила. При указании сведений об организации работы по обеспечению охраны труда и безопасности необходимо представить, в том числе, сведения о периодичности и лицах, ответственных за проведение инструктажей по охране труда и инструктажей по пожарной безопасности, а также о порядке их проведения. При указании в техническом предложении о качестве выполняемых работ по объекту закупки внутреннего контроля за состоянием уровня безопасности на объекте участнику закупки необходимо указать, в том числе, комплекс действий (мер), совершаемых ответственными должностными лицами участника конкурса по проверке соблюдения работниками участника конкурса возложенных на них обязанностей при исполнении контракта. Проверки, проводимые ответственными должностными лицами участника конкурса при указании мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, должны подразделяться на следующие виды: плановые; внеплановые. Предложение по критерию оценки должно содержать наименования стадий выполнения работ, наименования видов выполнения работ, а также наименования соответствующих свойств, при этом Предложение не должно противоречить извещению со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, а должно быть представлено на основании оцениваемых свойств в части их взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу. При указании в техническом предложении сведений о контроле за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком, необходимо указать в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков. При указании сведений о методах контроля качества за действиями непосредственных исполнителей, необходимо указать, в том числе, методы, направленные на стимулирование наиболее качественного оказания услуг сотрудниками Участника, которые должны подразделяться на материальные и нематериальные методы, с указанием примеров ситуаций, требующих применения каждого вида стимулирования. При указании сведений о технологии выполнения работ, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о порядке проведения подготовительных мероприятий перед выполнением соответствующего вида работ, сведения о порядке и сроках проведения основных мероприятий, в ходе которых обеспечивается выполнение указанного вида работ, сведения о порядке и сроках проведения завершающих мероприятиях, в ходе которых осуществляется ликвидация монтажной площадки (при наличии завершающих мероприятий), а также сведения о нормативно-технических документах, стандартах, постановлений, строительных нормах и правилах, которые будут неукоснительно соблюдаться при выполнении соответствующего вида работ. При указании сведений о порядке проведения подготовительных мероприятий перед выполнением соответствующего вида работ, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о сроках проведения подготовительных мероприятий, а также сведения о подготовке необходимого оборудования для выполнения соответствующего вида работ. При указании в техническом предложении о качестве выполняемых работ по объекту закупки какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и конкретную должность (должности) лиц, осуществляющих такой контроль. При указании сведений о технологии управления рисками, Участник закупки должен представить, в том числе, информацию в виде схемы взаимодействия всех сотрудников организации при возникновении чрезвычайной ситуации, влекущей ухудшение качества выполняемой работы. При указании сведений о методах, направленных на контроль качества выполнения работ, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о порядке проведения мероприятий по входному контролю используемых материалов, изделий, конструкций и оборудования при выполнении работ; о порядке проведения мероприятий по операционному контролю выполнения отдельных технологических операций при выполнении работ для обнаружения и устранения дефектов в процессе выполнения указанных работ; о порядке проведения мероприятий по контролю соответствия складирования и хранения применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. При указании сведений о мерах, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о конкретных должностях лиц, ответственных за контроль выдачи и использования средств индивидуальной защиты, а также сведения о средствах индивидуальной защиты, которыми обеспечиваются указанные сотрудники Участника, включая сведения о видах и назначениях каждого из указанных средств. При формировании предложения о качестве выполнения работ участник закупки должен не повторить требования извещения со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. При указании сведений о методах контроля качества за действиями непосредственных исполнителей, необходимо указать, в том числе, периодичность и порядок прохождения сотрудниками Участника мероприятий по повышению квалификации, которые должны подразделяться как минимум на краткосрочные, длительные и целевые. При указании сведений о порядке проведения мероприятий по контролю соответствия складирования и хранения применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования необходимо представить как минимум сведения о порядке осуществления проверки сопроводительных и транспортных документов на материалы, изделия, конструкции и оборудование; порядке проведения внешнего осмотра прибывшей продукции на транспортном средстве на предмет соблюдения правил крепежа и транспортировки; порядке проверки схем выполнения погрузочно-разгрузочных работ; порядке проведения готовности грузоподъемных механизмов и приспособлений к погрузочно-разгрузочным работам; порядке контроля соблюдения требований безопасности при производстве разгрузочно- погрузочных работ; порядке осмотра продукции после разгрузки для выявления повреждений и комплектности. При указании сведений о методах по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, Участник закупки должен представить, в том числе, перечень вредных и(или) опасных производственных факторов, влияющих на сотрудников при исполнении обязательств по Контракту, а также перечень разработанных мероприятий по противодействию каждому из указанных факторов.*(5)При указании сведений о порядке проведения инструктажей по охране труда, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о порядке проведения первичного, повторного и внепланового инструктажей по охране труда. При указании сведений о порядке проведения внепланового инструктажа по охране труда, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения об основаниях проведения внепланового инструктажа по охране труда. При указании сведений о методах по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, Участник закупки должен представить, в том числе, детализированное описание мер, применяемых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19), включающее следующие сведения: санитарно-гигиенические требования и порядок допуска работников; сведения о санитарной обработке помещений; сведения об организации питания работников; перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми разработаны указанные меры; алгоритм действий в случае подозрения на заболевание новой коронавирусной инфекцией; конкретные мероприятия, направленные на стимулирование сотрудников на вакцинацию от коронавирусной инфекции. Техническое предложение о качестве выполняемых работ по объекту закупки должно разрабатываться участником на основе технического задания, являющимся неотъемлемой частью настоящего извещения, и отвечать всем требованиям, указанным в техническом задании, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в нем. При указании сведений о методах контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о минимальных сроках рассмотрения претензий Заказчика, а также о порядке и сроках возмещения ущерба заказчику, причиненного при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс. Методы - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. Не признается надлежащим предоставлением описания технологии выполнения работ / контроля качества выполнения работ / технологии управления рисками / организации работы по обеспечению охраны труда и безопасности наличие исключительно таких фраз как: "технология выполнения работ осуществляется в соответствии с контрактом", "контроль качества выполнения работ установлен законодательством РФ" / "технология управления рисками соответствует законодательству РФ" / "организация работы по обеспечению охраны труда и безопасности соответствует законодательству РФ" и т.п.
Таблица 2 (Рекомендуемая) "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки"
Участник закупки предлагает выполнить работы, являющиеся объектом закупки, на следующих условиях.
Рекомендуемый порядок предоставления сведений в виде таблицы 2 "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер стадии выполнения работ. В графе 2 указывается наименование стадии выполнения работ. В графе 3 участник предоставляет наименования видов и описание выполняемых работ в отношении оцениваемых свойств по всем стадиям выполнения работ.
|
Комиссией УФАС установлено, что характеристика критерия, не отражает свойства объекта закупки, поскольку условие оказания услуг "детализированное описание мер, применяемых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19), включающее следующие сведения: санитарно-гигиенические требования и порядок допуска работников; сведения о санитарной обработке помещений; сведения об организации питания работников; перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми разработаны указанные меры; алгоритм действий в случае подозрения на заболевание новой коронавирусной инфекцией; конкретные мероприятия, направленные на стимулирование сотрудников на вакцинацию от коронавирусной инфекции" не соотносятся с определённым перечнем свойств, в требованиях к оказанию услуг, содержащихся в Техническом задании конкурса.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки, нарушают п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В остальной части Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет критерии и показатели, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Таким образом, в обжалуемой части спорный показатель и порядок их оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки, следовательно, данные доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ковчег" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Комплекс мер и технологических решений, применяемых при выполнении указанного вида работ, включая сведения о привлечении и/или непривлечении соисполнителей для выполнения указанного вида работ, а также сведения о режиме работы на объекте.
*(2) Методы, направленные на контроль качества выполнения работ, методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком, методы контроля за действиями непосредственных исполнителей, методы контроля качества результата выполненных работ; методы по устранению аварий и происшествий.
*(3) Комплекс правил, мероприятий по идентификации, оценке рисков, реагированию на риски, а также мониторингу и контролю их уровня.
*(4) Совокупность мер, направленная на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая проведение инструктажей по охране труда, пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды.
*(5) В перечне вредных и(или) опасных производственных факторов должны содержаться как минимум такие факторы, как: выполнение работы на высоте; повышенная запыленность воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; пожароопасность; опасное напряжение в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июня 2024 г. N 44-2634/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024