Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии:
представителей УСД в Республике Коми (далее - Заказчик):
ИП Просвирниной Татьяны Васильевны (далее - Участник, Поставщик, ИП Просвирнина Т.В.): лично,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15457-ЭП/24 от 13.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку комплектов служебного обмундирования председателям, заместителям председателей, судьям городских, районных судов Республики Коми (извещение N 0307100009423000163),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку комплектов служебного обмундирования председателям, заместителям председателей, судьям городских, районных судов Республики Коми (извещение N 0307100009423000163) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 618 800,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.01.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Просвирнина Т.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Просвирниной Т.В. заключен государственный контракт N 163-23 от 22.01.2024 (далее - Контракт) на сумму 400 206,15 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.2 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Просвирниной Т.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку комплектов служебного обмундирования председателям, заместителям председателей, судьям городских, районных судов Республики Коми (далее - Товар) в течение 50 календарных дней с даты подписания Контракта (п. 1.5 Контракта), то есть до 12.03.2024 включительно.
21.03.2024 Заказчиком были получены комплекты служебного обмундирования в количестве 10 женских (состав: китель, юбка, галстук) и 6 мужских (состав: китель, брюки, галстук). Головные уборы поставлены не были. По результатам осмотра поставленных комплектов приемочной комиссией Заказчика, в соответствии п. 4.2.5 Контракта Заказчиком Поставщику было направлено уведомление с рекомендацией устранить недостатки в течение десяти рабочих дней с момента получения такого уведомления.
15.04.2024 Заказчиком были получены комплекты служебного обмундирования в количестве 10 женских (состав: китель, юбка, галстук) и 6 мужских (состав: китель, брюки, галстук), а также часть головных уборов в количестве 9 штук.
02.05.2024 Заказчиком получена оставшаяся часть головных уборов в количестве 8 штук. Одновременно с поставкой Поставщик разместил в ЕИС электронный документ о приемке N 006 от 02.05.2024.
Согласно ст. 311 ГК РФ кредитор вправе не принимать исполнение обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев или существа обязательства.
Контрактом не предусмотрена возможность исполнения обязательства поставки Товара по частям.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов.
Для проверки представленных комплектов служебного обмундирования в соответствии с п. 3.5 Контракта Заказчиком было принято решение о привлечении в качестве экспертной организации Торгово-промышленной палаты Республики Коми, заключен Контракт на оказание экспертных услуг от 24.04.2024 N 38/1-10/24.
В соответствии с экспертным заключением Торгово-промышленной палаты Республики Коми за N 071/1-10/00128 от 13.05.2024 установлено, что поставленные комплекты служебного обмундирования председателям, заместителям председателей, судьям городских, районных судов Республики Коми в части качества пошива (мужские и женские кители в количестве 16 единиц, мужские брюки в количестве 2 единиц в составе комплектов) не соответствуют требованиям Технического задания Приложения N 2 и п. 4.2.1 Контракта, а именно:
- поставленные мужские и женские кители - 16 ед. в составе всех комплектов имеют идентичные производственные дефекты, существенно ухудшающие внешний вид и препятствующие использованию кителей по прямому назначению, образовавшиеся в результате нарушения отдельных технологических процессов (операций на стадии раскройных и пошивочных работ при изготовлении кителей), и по качеству не соответствуют требованиям промышленной технологии изготовления одежды, ГОСТу 4103-82 "Изделия швейные. Методы контроля качества". В том числе фактическое изготовление формы воротника и лацканов на кителях и расположение шитья "столп закона с весами" не соответствует требованиям приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 21.10.2022 N 168 "Об утверждении технического описания мантии судей и образцов предметов служебного обмундирования судей". Устранение выявленных дефектов в комплексе на мужских и женских кителях возможно в рамках изготовления новых кителей в соответствии с условиями и требованиями Контракта;
- поставленные мужские брюки - 2 ед., в составе двух комплектов с маркировкой "Степанов И.А." и "Семенов В.С." имеют идентичный производственный дефект - не прорезана петля на поясе брюк, в результате чего застегнуть брюки не представляется возможным, что препятствует использованию брюк по прямому назначению. Выявленный дефект требует устранения путем разрезания петли на поясе;
С учетом изложенного, в соответствии с п. 3.6 Контракта Заказчик отклонил электронный документ о приемке (счёт-фактура N 006 от 02.05.2024).
15.05.2024 Заказчиком было принято решение о направлении Поставщику мотивированного отказа от приемки поставленного Товара с указанием выявленных в ходе экспертизы дефектов изделий и предложением по их устранению в течение 10 (десяти) рабочих дней.
Однако по состоянию на 30.05.2024 обязательства, предусмотренные Контрактом, Поставщиком не были исполнены.
На основании вышеизложенного в соответствии со ст. 523, п. 7.2 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.05.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Просвирниной Т.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 13.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС Участник пояснил, что в ходе исполнения ИП Просвирниной Т.В. Контракта Заказчик менял свое мнение, выдвигал требования, несоответствующие условиям Контракта и техническому описанию.
Так, по условиям Контракта в течении 3 рабочих дней Поставщик должен предоставить три образца ткани для изготовления форменных костюмов на согласование Заказчику.
Поставщик осуществил отправку образцов ткани 17.01.2024.
Далее, по словам Участника, в телефонном разговоре Заказчиком было озвучено, что выбран образец ткани N 1, после чего Поставщик сообщил, что приступает к раскрою изделий. Через несколько дней Заказчик посредством телефонной связи сообщил, что приемочная комиссия запрашивает еще несколько образцов ткани, так как посчитали, что выбранная ими ткань изначально, слишком плотная. Поставщик в ответ озвучил, что уже произведен раскрой некоторых изделий, а именно 10 юбок.
24.01.2024 Поставщик отправил еще один образец ткани (N 4), после чего комиссия Заказчика составила акт, который был направлен на электронную почту Исполнителя, о том, что для пошива выбран образец N 3, который и был отправлен ранее (17.01.2024).
В связи с такими действиями Поставщик понес финансовые убытки и потерял много времени (доставка из Нижнего Тагила до Сыктывкара составляет примерно 7 дней).
Далее Поставщик отправил Заказчику на согласование фото головных уборов форменных, женских/мужских (входят в поставку), которые производит ООО "Автор" г. Москва. Головные уборы для судей, которые изготавливает данный производитель, полностью выполнены согласно Приказу N 186 от 21.10.2022. После этого Заказчик сообщил, что ему не нравятся эти головные уборы: на мужских фуражках вышивка выглядит не четко, а женские шляпки предпочитает такие как в прошлой поставке. Заказчик направил фото шляпок, которые были поставлены ранее другим поставщиком. Однако, по мнению Участника, данные шляпки не соответствуют техническому описанию, выполнены из другого материала и имеют совершенно иную форму.
Головные уборы, которые запросил Заказчик изготавливают только в небольших шляпных ателье, ни одно производство форменных головных уборов такие, как например: ООО "Автор", ООО "Золотое Руно" не выполняют такую работу.
Далее Исполнитель в течение недели вел поиски ателье, которое изготовит такие шляпки.
В г. Екатеринбурге ателье Т-стиль приняло заказ на изготовление шляпок, необходимых Заказчику. 12.03.2024 Поставщик произвел оплату сначала за мужские фуражки - 6 шт. в размере 22 200,00 рублей, 22.03.2024 за женские шляпки -11 шт. на сумму 56 100,00 рублей. По условиям договора головные уборы должны были быть готовы 10.04.2024. Однако 03.04.2024 выяснилось, что ателье не справляется с таким заказом, договор был расторгнут. Далее 04.04.2024 Поставщик оформил заказ в ООО "Автор" и провел оплату. В связи с загруженностью производства сроки по изготовлению увеличились. Часть головных уборов мужские - 5 шт., женские - 4 шт., которые были в наличии, Поставщик отправил Заказчику 10.04.2024. 25.04.2024 были отправлены остальные головные уборы мужские - 1 шт., женские - 7 шт.
Участник считает, что Заказчик выдвинул не соответствующие просьбы и требования в отношении головных уборов, что противоречит техническому описанию служебного обмундирования, и в связи с чем сроки поставки со стороны ИП Просвирниной Т.В. были увеличены.
Также по условиям Контракта Поставщик в течение 20 календарных дней должен предоставить на согласование и утверждение с Заказчиком образцы Товара:
- Мужской комплект служебного обмундирования - 1 штука;
- Женский комплект служебного обмундирования - 1 штука.
Заказчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней с даты предоставления образцов Товара сообщить о принятом решении Поставщику.
По словам Участника, в телефонном разговоре с Заказчиком было решено отправить один женский комплект: китель и юбка.
15.02.2024 Поставщик направил комплект, сшитый по обмерочному листу для судьи Саенко О.Л., доставлен был 2.02.2024. После примерки Заказчиком были вынесены все замечания относительно воротника, расположения вышивки на рукавах кителя. Все замечания были учтены для дальнейшего пошива. Заказчик принял решение принять данный комплект. Со слов Заказчика судья Саенко О.Л. обратилась в ателье для подгонки изделий на свою фигуру.
Далее 15.03.2024 Поставщик отправил все комплекты форменного обмундирования, а именно, женские: китель, юбка, галстук - 10 штук, мужские: китель, брюки, галстук - 6 штук. Заказчику они поступили 2.03.2024. По результатам приемки приемочной комиссии, Заказчиком были выявлены недостатки по костюмам. На ЕИС был опубликован мотивированный отказ от приемки от 25.03.2024. Заказчик отправил обратно для исправления 12 кителей. Остальные изделия в количестве: брюки - 6 шт, юбки - 10 шт, галстуки - 17 шт, остались у Заказчика.
По словам Участника, все недостатки были исправлены и кители отправлены обратно Заказчику. Поставка поступила Заказчику 1.04.2024. Для проведения полной приемки нужно было ждать поставки головных уборов.
Далее, когда поставка была полностью осуществлена, без какого-либо уведомления со стороны Заказчика, Поставщику пришло уведомление о допустимости Товара к экспертизе от Торгово-промышленной палаты республики Коми.
Экспертиза была проведена 1.05.2024, на которой Поставщик не имел возможности присутствовать, т.к. не был поставлен в известность заранее. Далее Заказчиком было предложено устранить недостатки и несоответствия, выявленные в ходе проведённой экспертизы, а именно перешить 16 кителей и прорезать петли у двух мужских брюк. От чего Поставщик отказался, т.к. не имеет финансового обеспечения, технических возможностей и временного ресурса.
Поставщик считает, что приемочная комиссия, которая принимала поставку и составляла акт от 25.03.2024, должна была более внимательно просмотреть все поставленные изделия и также изложить в мотивированном отказе нарушения, которые могли бы быть устранены со стороны Поставщика.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Просвирниной Т.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности, без надлежащей внимательности и осмотрительности подал заявку на участие в Аукционе, тем самым выразив согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, стал победителем Аукциона, при этом существенно нарушил условия заключенного Контракта и не осуществил поставку Товара, соответствующего требованиям Контракта ни в установленный Контрактом срок, ни в десятидневный срок после получения Решения Заказчика, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ИП Просвирниной Т.В. подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Просвирниной Татьяны Васильевны, ИНН: 662337979663, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Просвирниной Татьяны Васильевны в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
13.06.24 |
17.06.24 |
13.06.24 |
0 |
13.06.24 |
20.06.24 |
19.06.24 |
0 |
24.06.24 |
24.06.24 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июня 2024 г. N РНП-78-899/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024