Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Колледж информационных технологий" (далее - Заказчик):
ООО "Строй-Инвест" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15811/24 от 17.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту кабинета N 110 по адресу: 192281, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 23, к. 1, лит. А (извещение N 0372200080724000019),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту кабинета N 110 по адресу: 192281, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 23, к. 1, лит. А (извещение N 0372200080724000019) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 628 417,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.04.2024 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Строй-Инвест".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Строй-Инвест" заключен государственный контракт N 0372200080724000019-01 от 05.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 435 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 13.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в следующих случаях:
13.3.1. Выполнение Подрядчиком работ ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.
13.3.2. Неоднократного (более одного раза) нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ.
13.3.3. В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Строй-Инвест".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Подрядчик обязался выполнить работы по текущему ремонту кабинета N 110 (далее - Работы) по адресу: 192281, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 23, к. 1, лит. А (далее - Объект) в срок, с момента подписания Заказчиком, Подрядчиком и ответственным представителем технадзора акта передачи объекта для выполнения работ и не позднее 01.05.2024 (п. 1.4 Контракта).
Акт передачи объекта для выполнения работ был подписан сторонами контракта 08.05.2024.
Однако в установленный Контрактом срок фактически Подрядчиком обязательства по выполнению Работ не были исполнены.
Письмом от 17.05.2024 N 134 в адрес Подрядчика посредством ЕИС было направлено письмо с требованием уведомить о сроках выполнения Работ в срок до 20.05.2024, а также пояснить причины задержки сроков выполнения Работ по Контракту.
В ответ на обращение Заказчика Подрядчик определил срок выполнения Работ в течении 14-ти календарных дней, то есть в срок до 03.06.2024.
Вместе с тем по состоянию на 04.06.2024 Подрядчик к выполнению Работ так и не приступил.
Подрядчиком неоднократно нарушались сроки выполнения Работ, что подтверждается письмом Заказчика в сторону Подрядчика от 17.05.2024 N 134.
Таким образом, со стороны Подрядчика имело место неоднократное нарушение сроков выполнения Работ.
В связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 13.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.06.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Строй-Инвест" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что с Решением Заказчика ООО "Строй-Инвест" категорически не согласно, считает его необоснованным и не отражающим реально происходящие события.
В соответствии с условиями Контракта Подрядчик своевременно приступив к исполнению взятых на себя обязательств, выполнил демонтажные работы и в целом был готов исполнить Контракт в полном объеме и в установленные сроки.
Вместе с тем в ходе проведения строительного контроля было выявлено, что при демонтаже керамической плитки со стен помещения выяснилась необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных сметной документацией. В связи с указанным было установлено, что дальнейшее выполнение Работ в соответствии со сметной документацией невозможно.
Описанное выше подтверждается Актом от 19.04.2024, который был подписан представителями: Заказчика, СПб ГКУ "Служба заказчика администрации Фрунзенского района", Подрядчика.
После составления и фактического вступления в силу указанного выше акта, ООО "Строй-Инвест" не по своей воле лишилось возможности дальнейшего осуществления Работ по Контракту.
Установленным компетентным органом условием возобновления работ являлось утверждение сметы на дополнительные виды работ, которые изначально нигде не были предусмотрены. Проект указанной сметы был составлен и предоставлен Заказчику представителями СПб ГКУ "Служба заказчика администрации Фрунзенского района", после чего от Заказчика данный проект сметы требовалось согласовать. Заказчик со своей стороны смету на дополнительные виды работ не согласовал, при этом неоднократно и незаконно требовал от Подрядчика Работы продолжить и исполнить в полном объеме.
В ответ на указанные незаконные требования Заказчика Подрядчик соответствующим письмом уведомил, что возобновит Работы и исполнит их в полном объеме в срок 14-ти дней после того, как Заказчиком будет предоставлена утвержденная смета на дополнительные виды работ.
Повторно об указанном выше Подрядчик уведомил Заказчика в своем Возражении на Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, дополнительно заявив об официальной приостановке Работ в соответствии со ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем Заказчиком дополнительная смета в адрес ООО "Строй-Инвест" так и не была предоставлена, а значит возобновить Работы Подрядчик возможности не имеет.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Строй-Инвест" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что основания для включения сведений в отношении ООО "Строй-Инвест" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Строй-Инвест" (ИНН: 0521018896), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июня 2024 г. N РНП-78-956/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024