Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ГБОУ СОШ N 282 Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителя ООО "Инлаб" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15812/24 от 17.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку тестомеса для нужд ГБОУ СОШ N282 Кировского района Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0372200069824000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку тестомеса для нужд ГБОУ СОШ N282 Кировского района Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0372200069824000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 195 109,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Инлаб".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Инлаб" заключен государственный контракт N 24000005 от 19.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 129 747,15 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Инлаб".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку тестомеса для нужд ГБОУ СОШ N282 Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Товар), включая монтаж и его установку, в течение 10 календарных дней с даты направления заявки Заказчиком (п. 3.1 Контракта).
24.04.2024 Участник осуществил поставку Товара.
26.04.2024 посредством ЕИС Заказчиком было отказано в приемке Товара, несоответствующего характеристикам, указанным в Контракте. Также Заказчик просил произвести замену Товара в соответствии с п. 1.2 Контракта в срок до 15.05.2024.
По состоянию на 04.06.2024 Участник соответствующий Товар в адрес Заказчика не поставил, что подтверждается следующими письмами: исх. N б/н от 25.04.2024, N 156 от 02.05.2024, N 163 от 15.05.2024, а также претензией исх. N 177 от 21.05.2024.
В связи с вышеизложенным по причине того, что Участник так и не исполнил своих обязательств, предусмотренных Контрактом, в соответствии с ч. 2 ст. 407 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.2 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.06.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Инлаб" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Инлаб" не отказывалось от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, умысла нанести вред Заказчику или уклониться от исполнения Контракта у ООО "Инлаб" также не было.
24.04.2024 транспортной компанией Заказчику был доставлен Товар. Однако 02.05.2024 Участником было получено письмо (исх. N 156) о том, что габариты, тип крепления дежи (бака), мощность не соответствуют требованиям Контракта.
Также 02.05.2024 после звонка Заказчику Участнику было направлен файл по электронной почте с оборудованием, которое с точки зрения Заказчика соответствует Контракту (тестомес GAM IMPS16TR400TSV2V, Италия). Однако на основании направленных параметров Участником было установлено, что данное оборудование не соответствует требованиям Контракта.
17.05.2024 Участник получил письмо-претензию (исх. N 173) о замене Товара.
17.05.2024 Участник направил письмо-ответ (исх. N 45) о том, что Товар доставленный 24.04.2024 соответствует требования Контракта. Также Заказчику была направлена видео-инструкция, где показано как снимается дежа (бак), указано, что на шильдике оборудования выгравирована необходимая по Контракту мощность и габариты соответствуют данным инструкции на изделие.
21.05.2024 Участником был получено письмо-претензия (исх. N 177), где было указано, что на сайте возможного официального дилера только габариты не соответствуют указанным в инструкции. Так же в этом письме-претензии указано, что Заказчик произвел самостоятельно замеры оборудования рулеткой. Однако определить измеренные Заказчиком параметры по фотографии было невозможно из-за низкого качества сканированного документа.
После получения вышеуказанной претензии Участник созвонился с Заказчиком, который подтвердил, что габариты измеренного Товара не соответствуют ни данным, указанным в инструкции при поставке, ни данным, указанным на сайте возможного официального дилера.
29.05.2024 Участник отправил письмо-ответ (исх. N 50) о том, что несовпадение параметров возможно связано с разными партиями ввозимого оборудования на территорию Российской Федерации, внесением изменений внешних параметров заводом-изготовителем без ухудшения функциональных свойств и не внесением изменений в руководство пользователя.
ООО "Инлаб" не является импортером вышеуказанного Товара, официальным дилером или заказчиком для производства оборудования на территории Китайской Народной Республики и не может влиять на указанные в инструкции, измеренные в реальной жизни параметры, а также наполнением данными сторонних сайтов.
Представитель Участника считает, что ООО "Инлаб" стало "заложником" в сложившейся ситуации и не имело никакого умысла поставить в адрес Заказчика не соответствующий Товар или Товар с низкими характеристиками.
Вместе с тем за первые 5 месяцев 2024 года ООО "Инлаб" выполнило более 150 контрактов в рамках Закона о контрактной системе, из них более 45 заключено с социальными учреждениями разных районов г. Санкт-Петербурга.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Инлаб" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Инлаб" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Инлаб" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Инлаб" (ИНН: 5904304146), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июня 2024 г. N РНП-78-957/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024