Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "Китатех" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15810/24 от 17.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку источников бесперебойного питания (извещение N 0372100048824000242),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку источников бесперебойного питания (извещение N 0372100048824000242) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 728 400,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Китатех", предложившее цену контракта на 31,9% ниже начальной (максимальной) цены контракта.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Китатех" заключен государственный контракт N 0372100048824000242 от 03.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 496 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.7, 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Китатех".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку источников бесперебойного питания (далее - Товар) одной партией в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента заключения Контракта (п. 3.1 Контракта), т.е. до 23.04.2024.
Поставщиком трижды были предприняты попытки поставить Товар, однако 12.04.2024, 22.04.2024, 30.05.2024 в ходе процедуры приемки Заказчиком были выявлены несоответствия поставленного Товара условиям Контракта. Перечень выявленных нарушений отражен в заключениях о несоответствии товара (работы, услуги) условиям контракта от 12.04.2024, от 22.04.2024 и от 30.05.2024.
По состоянию на 03.06.2024 Поставщик не исполнил обязательства, предусмотренные Контрактом, в связи с чем Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.06.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Китатех" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Китатех" не отказывалось от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, умысла нанести вред Заказчику или уклониться от исполнения Контракта у ООО "Китатех" также не было.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона Поставщик должен был поставить источник бесперебойного питания с товарным знаком - Ippоn Smart Power II 1600 Euro (активная мощность - 960 Вт, интерфейс связи - USB, количество выходных разъемов питания с батарейной поддержкой -
4 шт), при этом допускалась поставка эквивалента.
В соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
Однако при подаче заявки на участие в Аукционе Поставщиком была неумышленно допущена техническая ошибка в части указания страны происхождения для источников бесперебойного питания с товарным знаком - Ippоn Smart Power II 1600 Euro, а именно, Российская Федерация.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "а", "б" и "г" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "р" п. 1, пп. "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Далее, согласно ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 48 Закона о контрактной системе) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Таким образом, при рассмотрении заявок на участие Комиссия Заказчика должна была увидеть несоответствие указанных ООО Китатех" в заявке данных, а именно: заявленному наименованию стране изготовления, так как ясно, что Товар с конкретным наименованием не производится в Российской Федерации, и, в соответствии с ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе, отклонить заявку.
Поскольку заявка не была отклонена, внимания на вышеуказанное несоответствие никто не обратил. Также в связи с тем, что контракт Заказчиком был сформирован вместе с техзаданием и направлен победителю закупки - ООО Китатех", то, опять же внимания на ошибку далее никто не обратил.
В силу п. 3.3 Контракта приемка Товара осуществляется путем передачи Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.
В соответствии с п. 3.4 Контракта в день осуществления поставки Товара Поставщик предоставляет, в том числе: проект акта ввода, техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя на русском языке, гарантию Поставщика, копии документов, предусмотренных в п. 3.3 Контракта.
Согласно п. 3.7 Контракта, при отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик подписывает УПД.
Пунктом 3.8 Контракта установлено, что при выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик формирует мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.
С целью добросовестного исполнения Контракта ООО "Китатех" приобрело Товар в количестве 40 шт. у ООО "Прайд Системы безопасности".
11.04.2024 ООО "Китатех" был сформирован документ о приемке товара на ЕИС для осуществления поставки оборудования. Однако по причине несоответствия техническим характеристикам приемка Товара была отклонена Заказчиком.
Как уже было указано ранее, несоответствие явилось следствием технической ошибки при подаче заявки ООО "Китатех" на участие в Ауционе. При подаче заявки в электронном виде была ошибочно указана страна происхождения Товара - Российская Федерация, по факту страной происхождения Товара являлась Китайская Народная Республика, так как источник бесперебойного питания Ippоn Smart Power II 1600 Euro в Российской Федерации не производится. Также, по словам представителя Участника, по ошибке ООО "Прайд Системы безопасности" в адрес ООО "Китатех" был поставлен Товар другой модели - Ippon Smart Power Pro 1200 вместо Ippon Smart Power Pro 1600.
Вместе с тем, намереваясь исполнить свои обязательства, ООО "Китатех" проработало эквивалент, изготавливаемый на территории Российской Федерации, что предусмотрено извещением о проведении электронного аукциона, и предложило альтернативу Заказчику (исх. N 37 от 12.04.2024, исх. N 38 от 15.04.2024). Однако в связи с несоответствием техническим характеристикам (Приложение N 2 к Контракту) в части марки прибора, Заказчик отклонил альтернативу, предложенную ООО "Китатех".
19.04.2024 ООО "Китатех" повторно сформировало документ о приемке товара. В ходе приемки Товара 22.04.2024 Заказчиком были выявлены несоответствия, способствовавшие отказу в приемке Товара: не было предоставлено пакета документов (сертификат и декларации соответствия не числились в реестре), выходные розетки не соответствовали требованиям Контракта.
Далее, ООО "Китатех" закупило необходимый Товар в полном соответствии с требованиями Контракта, подало заявку на получение сертификата соответствия и декларации. В связи с длительным получением данных документов Поставщик письмами исх. N 43 от 25.04.2024 и N 47 от 07.05.2024 предупредил Заказчика о планируемых датах поставки Товара.
28.05.2024, после получения всех необходимых документов, ООО "Китатех" сформировало документ о приемке Товара.
В ходе приемки Товара 28.05.2024 Заказчиком были выявлены несоответствия: отсутствие гарантии Поставщика; маркировка Товара; несоответствие изготовителя в "Руководстве пользователя".
Однако ООО "Китатех" предоставило гарантийный талон, который находился в каждой коробке с Товаром, а также еще 11.04.2024 предоставило обеспечение гарантийных обязательств в виде банковской гарантии N 06В17821006887240222 (была подгружена через функционал электронной торговой площадки).
03.06.2024 ООО "Китатех" через ЕИС получило Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем ООО "Китатех" был поставлен Товар согласно наименованию - Ippоn Smart Pjwer II Euro 1600, надлежащего качества, внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его использованию не выявлено, ни упаковка, ни содержимое не были повреждены. Какие-либо наклейки, по мнению представителя Участника, не препятствовали использованию Товара по назначению, не влияли на его технические характеристики. Поставленный Товар был качественным, на него представлено руководство пользователя на русском языке. Неправильное оформление сертификата не зависело от ООО "Китатех", является ошибкой организации, выдавшей сертификат и, опять-же, этот факт не препятствовал использованию Товара по назначению.
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем в извещении о проведении электронного аукциона условие о том, что страна происхождения источника бесперебойного питания Ippоn Smart Power II 1600 Euro должна быть Российская Федерация - отсутствует.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Китатех" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем на основании изложенных представителями Заказчика и Участника доводов, а также представленных документов, Комиссия УФАС пришла к выводу, что в связи с ошибкой, допущенной ООО "Китатех" при подаче заявки на участие в Аукционе, а именно указанием страны происхождения Товара - Российская Федерация, и не осуществлением Заказчиком действий по отклонению данной заявки (поскольку Товара с товарным знаком Ippon Smart Power Pro II 1600 Euro со страной происхождения Российская Федерация не существует), создалась ситуация, в условиях которой исполнение Контракта в соответствии с его требованиями не представлялось возможным.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Китатех" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Китатех" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Китатех" (ИНН: 7810952850), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июня 2024 г. N РНП-78-955/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024