Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "Балтконд" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15951-ЭП/24 от 18.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по созданию перехватывающей автостоянки, расположенной в Санкт-Петербурге, поселок Шушары, у станции метрополитена "Шушары", участки 1-5. Этап 1 (извещение N 0172200002522000402),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Уполномоченным органом - Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга 16.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию перехватывающей автостоянки, расположенной в Санкт-Петербурге, поселок Шушары, у станции метрополитена "Шушары", участки 1-5. Этап 1 (извещение N 0172200002522000402) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 272 067 146,14 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.11.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Балтконд".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Балтконд" заключен государственный контракт N 253/22-ЭА от 06.12.2022 (далее - Контракт) на сумму 244 236 398,31 рублей, согласно которому Участник поэтапно обязался выполнить работы по созданию перехватывающей автостоянки, расположенной в Санкт-Петербурге, поселок Шушары, у станции метрополитена "Шушары", участки 1-5. Этап 1 (далее Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 7.17, 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "Балтконд", в связи с неисполнением последним 3-го и 4-го этапов выполнения Работ.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.12.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На основании письма Участника (от 20.12.2023 N 37512/23) 21.12.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Однако 03.06.2024 Заказчик повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи с неисполнением 3-го и 4-го этапов выполнения Работ Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 5.2.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить предусмотренные настоящим Контрактом Работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с требованиями соответствующих технических регламентов, норм, правил и стандартов, принятых на территории Российской Федерации для работ, предусмотренных Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
Разделом 2 Контракта установлено, что Подрядчик оказывает услуги поэтапно.
Пунктом 2.2 Контракта установлены следующие сроки выполнения Работ:
этап N 1 - с даты заключения Контракта по 15.12.2022;
этап N 2 - с 09.01.2023 по 15.08.2023 (в редакции дополнительного соглашения от 31.07.2023 N 2 к Контракту);
этап N 3 - с 01.07.2023 по 14.09.2023;
этап N 4 - с 15.09.2023 по 07.12.2023.
В соответствии с п. 6.3 Контракта по окончании выполнения работ (отдельного этапа), не позднее срока исполнения отдельного этапа, установленного п. 2.2 Контракта (для соответствующего этапа), Подрядчик в соответствии с ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе размещает в единой информационной системе документ о приемке, а также предоставляет Заказчику документы на бумажном носителе с сопроводительным письмом с указанием даты предоставления и перечня документов.
Согласно п. 6.8 Контракта датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
По этапу N 1 Контракта документ о приемке размещен Подрядчиком в ЕИС 26.12.2022 с нарушением срока, установленного Контрактом, в связи с чем в адрес Подрядчика была направлена претензия от 27.12.2022 N 01-08-3405/22-0-0.
По этапу N 2 Контракта документ о приемке размещен Подрядчиком в ЕИС 15.09.2023.
В соответствии с Приложением N 1 к Контракту "Техническое задание на выполнение работ по созданию перехватывающей автостоянки, расположенной в Санкт-Петербурге, поселок Шушары, у станции метрополитена "Шушары", участки 1-5. Этап 1" (далее - Техническое задание) должны быть выполнены следующие работы:
по этапу N 3: устройство дорожной одежды;
по этапу N 4:
- земляные работы;
- технические средства организации дорожного движения (ТСОДД), (постоянная схема);
- электроснабжение;
- электроосвещение;
- видеонаблюдение;
- автоматизированная парковочная система;
- благоустройство;
- пусконаладочные работы;
- контрольно-исполнительная съемка;
- плата за выбросы и размещение отходов;
- утилизация строительных отходов.
Работы по этапу N 3 и по этапу N 4 по состоянию на 03.06.2024 не были выполнены, что подтверждается актами осмотра от 24.11.2023, 08.12.2023, 31.05.2024.
В адрес Подрядчика были направлены претензии от 05.10.2023 N 01-09-3123/23-0-0, от 30.11.2023 N 01-09-3858/23-0-0, от 29.02.2024 N 01-09-667/24-0-0.
Ввиду оставления Подрядчиком вышеуказанных претензий без удовлетворения Заказчиком подано исковое заявление в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о взыскании с Подрядчика штрафных санкций за нарушение сроков выполнения Работ по Контракту.
Кроме того, 22.12.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика направлено гарантийное письмо N 37712/23, согласно которому Подрядчик гарантировал Заказчику завершение Работ по Контракту в срок до 31.05.2024.
Вместе с тем на дату принятия настоящего Решения документы о приемке не размещены Подрядчиком в ЕИС. Подтверждений выполнения Работ по этапам N 3 и N 4 Контракта Подрядчиком не предоставлено.
На основании вышеизложенного в соответствии ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 7.17, 9.4 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Руководствуясь ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, 04.06.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
Повторно принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе не подлежало отмене, в связи с чем Контракт был расторгнут Заказчиком 17.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Балтконд" не отказывалось от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, умысла нанести вред Заказчику или уклониться от исполнения Контракта у ООО "Балтконд" также не было, однако наступили обстоятельства, в условиях которых ООО "Балтконд" не смогло осуществить исполнение контракта в полном объеме. В связи с предъявлением налоговым органом претензий к Подрядчику в части уплаты налогов с одновременным осуществлением блокировки счетов Подрядчика, что исключило возможность ведения хозяйственной деятельности на протяжении более чем двух месяцев. Несмотря на это Подрядчик продолжает осуществлять производство Работ на объекте: работы по этапам N 3 и N 4 Контракта выполнены частично.
При этом Подрядчиком в соответствии с условиями Контракта были выполнены в полном объеме этап N 1 (документ о приемке подписан Заказчиком 27.12.2022) и этап N 2 (документ о приемке подписан Заказчиком 21.09.2023) на общую сумму 79 939 832,88 рублей.
Вместе с тем ООО "Балтконд" является постоянным участником государственных и муниципальных закупок. Так, в 2021 году Подрядчиком было заключено и исполнено 7 контрактов на выполнение работ с государственными и муниципальными учреждениями, финансируемых за счет бюджета; в 2022 году - 3 контракта, в 2023 году - 4 контракта, в 2024 году - 1 контракт. Данная информация является открытой и располагается на Официальном сайте.
Участник занимается социально-значимой деятельностью и проектами, направленными на удовлетворение нужд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, таких как переработка непригодного грунта с получением полезной продукции для последующей рекультивации полигонов, ликвидацией несанкционированных свалок в большинстве районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, что подтверждается соответствующей лицензией.
Кроме того, Участник является одним из ключевых субподрядчиков осуществляющих производство работ, связанных с подготовительным циклом для строительства завода по производству СПГ Газоперерабатывающий и геохимические комплексы в Ленинградской области в поселке Усть-Луга, что подтверждается договором N СКГ-БТД-11-23, заключенным 08.11.2023 между Обществом и АО Строительная компания "Горизонт".
На сегодняшний день Участник является одним из градообразующих предприятий. Численность работников Участника, занятых при строительстве объекта в поселке Усть-Луга, а также среднесписочная численность работников составляет 60 человек, что подтверждается копией расчета по страховым взносам за 2023 год.
Поскольку основными заказчиками Подрядчика являются государственные и муниципальные учреждения, а также крупные компании, включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков исключит возможность продолжения ведения работ на социально значимых объектах города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Балтконд" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Балтконд" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Балтконд" (ИНН: 4703073867), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 июня 2024 г. N РНП-78-1001/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024