Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В., Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В., В присутствии представителей: от заявителя - в отсутствие представителя, от заказчика - Наздрачевой Ю.Г., от уполномоченного органа - Савченко М.А., 1
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России (далее - Управление) поступила жалоба ООО "Гранит" на действия Заказчика - МКОУ "СОШ N7", уполномоченного органа - МКУ "Управление централизации закупок Шпаковского Муниципального круга Ставропольского края" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0821600002224000107 "Работы по монтажу и пуско-наладочным работам системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, согласно проектной и сметной документации на объекте: муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N7", расположенного по адресу Ставропольский край, Шпаковский район, с. Пелагиада ул. Садовая 26, включая проверку работоспособности системы на соответствие требованиям пожарной безопасности Федеральным государственным бюджетным учреждением "Судебно- экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Ставропольскому краю". Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 19.06.2024 г. с вызовом сторон по делу. 19.06.2024 г. Комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона N44-ФЗ внеплановую проверку закупки
установила
следующее: 06.06.2024 г. уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении закупки N 0821600002224000107 "Работы по монтажу и пуско- наладочным работам системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, согласно проектной и сметной документации на объекте: муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N7", расположенного по адресу Ставропольский край, Шпаковский район, с. Пелагиада ул. Садовая 26, включая проверку работоспособности системы на соответствие требованиям пожарной безопасности Федеральным государственным бюджетным учреждением "Судебно- экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Ставропольскому краю" (далее - Извещение). Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 236 942,44 рублей. ООО "Гранит", посчитав, что Извещение сформировано с нарушением требований Закона N44-ФЗ, 13.06.2024 г. подало жалобу в Управление. 1.
Согласно доводу жалобы работы по монтажу и пуско-наладочным работам системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре являются самостоятельным видом лицензированной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", выполняется по проекту, отступления от которого недопустимы без согласования с проектной организацией, оборудование к монтажу 2024-8700 2 подразумевается конкретное предусмотренное проектной документацией имеющее все необходимые сертификаты соответствия пожарной безопасности. По окончании монтажных работ монтажная организация проводит проверку работоспособности согласно Национальному стандарту Российской Федерации, Системе пожарной сигнализации, Руководству по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту, Методам испытаний на работоспособность ГОСТ Р 59638-2021 (п 5.5.4, 5.5.5, 5.5.6, 7.2).
Проведение экспертизы на соответствие требованиям пожарной безопасности Испытательной пожарной лабораторией выполняется аккредитованной организацией.
Согласно статье 31 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", аккредитация пожарных лабораторий проводится национальным органом по аккредитации (Росаккредитация). Общие положения об аккредитации в национальной системе аккредитации изложены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", а непосредственно критерии аккредитации - в приказе Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации". Статья 148 Закона N 123-ФЗ конкретизирует положения Закона N 184-ФЗ и устанавливает определенные требования, предъявляемые к испытательным пожарным лабораториям. Порядок выполнения государственной функции, связанной с осуществлением государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности установлен "Административным регламентом исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности", утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644.
В силу п.8 Административного регламента должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право, в том числе, проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации; использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Пунктом 12 Административного регламента установлены обязанности проверяемых лиц, в числе которых отсутствует проведение каких-либо испытаний по требованию проверяющих должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в 2024-8700 3 соответствии с настоящим Федеральным законом. Включение в условия контракта проведение экспертизы за счет Исполнителя, в том числе в конкретном учреждении ("Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Ставропольскому краю") нарушает требование ч. 3 ст. 94 Закона N44-ФЗ, ч. 1 ст. 33, ст. 8 Закона N44-ФЗ о запрете указания на конкретного производителя товаров и услуг, а также ч. 3 ст. 14, ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ об объединении в один лот поставки товаров, технологически и функционально не связанных друг с другом.
Таким образом, требования о проведении проверки работоспособности системы на соответствие требованиям пожарной безопасности Федеральным государственным бюджетным учреждением "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Ставропольскому краю" в рамках выполнения работ по монтажу пожарной сигнализации составлены с нарушением ч. 3 ст. 94 Закона N44-ФЗ. Довод жалобы Заявителя признан Комиссией обоснованным. 2.
Согласно доводу Заявителя жалобы, Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупок.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона N44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона N44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1 , 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571): "положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: при проведении закупок работ по текущему ремонту зданий, сооружений приложения постановления применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей". Предметом закупки является выполнение работ по монтажу и пуско- наладочным работам системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Текущий ремонт - это мероприятия, проводимые с целью устранения неисправностей или восстановления работоспособности элементов помещения или 2024-8700 4 здания, оборудования и инженерных систем объекта для поддержания эксплуатационных показателей.
Таким образом, работы по монтажу и пуско-наладочным работам системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре можно отнести к работам по текущему ремонту.
В соответствии с п. 15 Постановления N2571 к работам по текущему ремонту зданий, сооружений устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно абз. 5 пп. "а" п. 3 Постановления N2571 позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 236 942,44 \x{20bd}, что превышает 1 млн. рублей. Вместе с тем, Заказчиком дополнительные требования к участникам закупки не установлено.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч.ч. 2, 4, 5 ст. 31 Закона N44-ФЗ, абз. 5 пп. "а" п. 3, п 15 Постановления N2571.
Довод жалобы Заявителя Комиссия признала обоснованным. Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона N 44-ФЗ,
Р Е Ш И Л А
:
1. Признать жалобу ООО "Гранит" на действия Заказчика - МКОУ "СОШ N7", уполномоченного органа МКУ "Управление централизации закупок Шпаковского Муниципального круга Ставропольского края" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0821600002224000107 "Работы по монтажу и пуско-наладочным работам системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, согласно проектной и сметной документации на объекте: муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N7", расположенного по адресу Ставропольский край, Шпаковский район, с. Пелагиада ул. Садовая 26, включая проверку работоспособности системы на соответствие требованиям пожарной безопасности Федеральным государственным бюджетным учреждением "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по 2024-8700 5 Ставропольскому краю" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия Заказчика - МКОУ "СОШ N7", уполномоченного органа - МКУ "Управление централизации закупок Шпаковского Муниципального круга Ставропольского края" нарушившими требования ч.ч. 2, 4, 5 ст. 31, ч. 3 ст. 94 Закона N44-ФЗ, абз. 5 пп. "а" п. 3, п 15 Постановления N2571, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Г.В. Золина Члены комиссии: Б.Ш. Карпель П.В. Попова Исп.Попова П.В. тел.8-8652-35-28-07 2024-8700 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 июня 2024 г. N 026/06/106-1247/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024