Резолютивная часть оглашена
19.06.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "С.П.Гелпик" на положения извещения о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка системы флюороскопической рентгеновской общего назначения передвижной, цифровой для нужд Клиник СамГМУ" (извещение N 0342100011824000485, начальная (максимальная) цена контракта - 16 500 000,00 руб.).
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении электронного аукциона, приложений к нему при проведении электронного аукциона.
Заявитель в своей жалобе указал на то, что в описании объекта закупки необоснованно установлены требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в извещении и описании объекта закупки не установлена ссылка на позицию КТРУ, которой соответствует закупаемый товар.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из вышеизложенного, описание объекта закупки должно быть сформулировано таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками и довести до участников сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а, с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно статьи 14 Закона о контрактной системе для поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Указанные ограничения установлены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Заказчиком указанное ограничение установлено в извещении.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Описанием объекта закупки установлено, что Заказчику требуется поставить систему флюороскопическую рентгеновскую общего назначения передвижную, цифровую. Заказчиком был выбран код ОКПД2 - 26.60.11.112 Аппараты рентгеноскопические (флуороскопические).
Заявитель жалобы утверждает, что Заказчик должен был использовать позицию КТРУ 26.60.11.112-00000037 Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, цифровая.
Позиция КТРУ 26.60.11.112-00000037, указанная Заявителем в жалобе, не позволяет в полной мере описать оборудование, соответствующее клиническим потребностям заказчика. Характеристики, которые используются Заказчиком для описания требований, предъявляемых к товару, являются обязательными для приобретаемого товара, потому что позволяют обеспечить соответствие закупаемого товара потребностям Заказчика.
Исходя из того, что в КТРУ отсутствует код, который по совокупности характеристик соответствовал бы потребностям Заказчика, а ограничения Постановления N 878 распространяются только на те характеристики товара, которые установлены в соответствии с позицией КТРУ, описание объекта закупки, в том числе включение дополнительных характеристик, осуществляется Заказчиком на основании ст. 33 Закона о контрактной системе и пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг.
Также, учитывая обязанность Заказчика при формировании закупки выбрать код позиции КТРУ из ограниченного списка, Заказчик не имеет технической возможности выбрать непосредственно код позиции 26.60.11.112-00000037, так как она является укрупненной и отсутствует в списке.
Также отмечаем, что Заказчиком соблюден принцип открытости и прозрачности закупок. К извещению был приложен файл с указанием обоснования невозможности применения КТРУ и сравнительным анализом характеристик КТРУ.
В соответствии с Определением Верховного суда РФ от 07 мая 2024 года N 310-ЭС24-6436 по делу N А23-1358/2023, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2023 года по делу N А23-1358/2023 Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Заказчики по 44-ФЗ при проведении закупок товаров в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции (в т.ч. при закупке светового оборудования) вправе не применять КТРУ и выбрать наиболее подходящий код ОКПД2, исходя из собственных потребностей, т.к. отсутствует обязательная к применению заказчиками методика подбора кодов ОКПД2 для закупок.
2. Заказчик пояснил, что с 01.10.2023 Заказчик описывает объект закупки в структурированном виде. У Заказчика при формировании структурированного документа отсутствует техническая возможность указать обоснование дополнительных характеристик по каждой характеристики в отдельности.
Характеристики, которые используются Заказчиком для описания требований, предъявляемых к товару, являются обязательными для приобретаемого товара, потому что позволяют обеспечить соответствие закупаемого товара клиническим потребностям Заказчика.
Также, п. 7.2 ГОСТ Р 55773-2013 "Изделия медицинские электрические. Аппараты рентгеновские для интраоперационного контроля. Технические требования для государственных закупок" допускает включение дополнительных требований, обоснованных Заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем лечебного учреждения:
Управление цифровой яркостью и контрастностью |
Да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Позволяет получить изображения внутренних органов, сердца оптимальные для хирургических целей |
Цифровая субтракция в реальном времени |
Да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Рентгенологический метод, используемый для четкой визуализации кровеносных сосудов в тканях |
Кнопки на консоли управления |
"увеличение/уменьшение кВ; увеличение/уменьшение мАс; выбор режима контроля дозы (автоматический/ручной); выбор анатомической программы; выбор режима работы; выбор поля детектора; управление коллиматором; включение/отключение лазера; кнопки сохранения и управления изображением; вывод полноэкранного изображения; ориентация изображения; обработка изображений; включение отключение звукового сигнала экспозиции; включение/выключение возможности проведения экспозиции. |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Минимально необходимые настройки для управления в процессе интервенционных процедур, которые позволяют достичь лечебных целей с минимальным повреждением тканей |
Индикаторы на консоли управления |
"значение кВ значение мАс среднее значение мА длительность импульса таймер экспозиции сообщение о состоянии системы, ошибках/сбоях остаточная теплоёмкость анода, в % дополнительная фильтрация доза на площадь керма в воздухе мощность кермы в воздухе колокольчик (предупреждение о времени экспозиции)" |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для контроля режима работы и облучения пациента |
Световая и звуковая индикация экспозиции |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для контроля длительности проведения процедуры. Позволяет хирургу не отвлекаться на дополнительные действия |
Монитор с блоком обработки изображения на штативе С-Дуги Цифровая система получения изображения в реальном времени для интервенционных процедур |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Размещение блока обработки на штативе С-дуги позволяет повысить мобильность С-дуги за счет отсутствия дополнительных внешних блоков. Цифровая система обеспечивает лучшее разрешение и четкость по сравнению с аналоговой. |
Потребность заказчика является определяющим фактором при установлении соответствующих требований к предмету закупки. Заявленные требования к медицинскому оборудованию для нужд заказчика являются необходимыми для качественного оказания заказчиками услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Обществом в составе жалобы не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Достаточных доказательств того, что оспариваемое положение извещения об осуществлении закупки влечет за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке, в том числе ограничили право заявителя на участие в электронном запросе котировок, препятствовали каким-либо образом подаче заявки Заявителем на участие в закупке, в материалах дела отсутствуют.
Иных жалоб в Самарское УФАС России по данной закупке не поступало.
Запросы разъяснений положений документации при проведении закупки не поступали.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия признает доводы жалобы необоснованными.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "С.П.Гелпик" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 июня 2024 г. N 214-15092-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024