Резолютивная часть оглашена
19.06.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская и районная больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ СО Сызранская ЦГиРБ) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Король Светлана Александровна (далее - ИП Король С.А., Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме по объекту: Поставка жестких дисков для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная городская и районная больница" (извещение N 0342300007024000080, начальная (максимальная) цена контракта - 115 128 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
26.03.2024 ГБУЗ СО Сызранская ЦГиРБ и ИП Король С.А. на основании результатов электронного запроса котировок заключили контракт N 0342300007024000080 на поставку жестких дисков для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная городская и районная больница" (далее - Контракт)
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N 1 к Контракту).
Согласно пункту 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу (адресам) 446009, Самарская область, г. Сызрань, ул. Астраханская, 41 (далее - место поставки) и в срок с момента заключения контракта, по 19.04.2024, в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявки Заказчиком.
Пункты 5.1. и 5.3. Контракта, Техническое задание (приложение N 2 к Контракту) обязывает Поставщика поставить товар в соответствии с принятыми на себя обязательствами.
Техническое задание контракта устанавливает, что поставляемый товар должен быть новым, не бывшим в употреблении, не прошедшим ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств, без следов механических повреждений и изменения вида комплектующих, работоспособным, обеспечивать предусмотренную производителем функциональность, свободным от любых прав третьих лиц, не являться контрафактной продукцией в соответствии с законодательством РФ в области защиты интеллектуальной собственности на товарные знаки, патентованные технологии и промышленные образцы.
Поставляемый Товар должен быть произведен не ранее 12 месяцев до момента поставки.
Заказчиком подано 3 заявки на поставку товара: 27.03.2024 - посредством телефонной связи, 01.04.2024 и 12.04.2024 - посредством электронной почты.
Однако свои обязанности по контракту ИП Король С.А. не выполнил, что нарушает пункт 4.1.1. Контракта. Заказчиком составлен акт об установлении расхождений при поставке (приемке) товаров и услуг от 12.04.2024 и направлена претензия от 02.05.2024 посредством ЕИС.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.3.2. Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
На основании изложенного, 31.05.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 31.05.2024, соответственно, вступило в силу 11.06.2024.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно пояснениям ИП Король С.А., 24.03.2024 заблаговременно до подписания контракта была осуществлена закупка товара у подрядчика "ИП Мальнев В.В.", произведена полная оплата за указанный товар, предусмотренный Контрактом, а именно накопителей данных внутренних для сервера (накопителей данных 4tb sas 2023 года выпуска). В ходе поставки поставщик предоставил накопители данных, не соответствующие году производства товара, предусмотренных контрактом, а именно накопители данных произведены ранее 2023 года, что не соответствует техническому заданию предусмотренный закупкой. В связи с отсутствием производства указанного товара на территории Российской Федерации и стран СНГ была предпринята процедура заказа товара, предусмотренного контрактом из Китая у других поставщиков, однако в связи с введением санкций 12.04.2024 Китайские банки начали блокировать платежи из России за серверное оборудование в том числе на системы хранения данных и других серверных компонентов, а также запрет на экспорт указанного оборудования из Китая. Данные события произошли после заключения контракта и не могли быть предвидены.
Кроме того, также был произведен мониторинг оптовых и розничных поставщиков осуществляющих продажу серверного оборудования на территории Российской Федерации с целью приобретения товара, предусмотренного контрактом, однако товар, отвечающий требованиям закупки, а именно дате производства, у поставщиков (DNS, Ситилинк, Nix, regard) отсутствует.
В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса РФ, в связи с существенными изменениями обстоятельств (возникновения санкций) и отсутствии производства товара на территории Российской Федерации и стран СНГ поставка товара 2023 года производства не представляется возможным. Заказчику было предложено поставить новый товар с производством ранее 2023 года, однако заказчик отказался.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 100 наложен запрет на ввоз компьютерных комплектующих на территорию Российской Федерации. 21.04.2024 было направлено письмо о просьбе расторжения контракта по соглашению сторон в связи с невозможностью произвести замену по причине обстоятельств непреодолимой силы (санкций), ответ от заказчика не был получен.
Данные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Поставщика при исполнении обязательств по Контракту.
Представленные ИП Король С.А. пояснения и документы о том, что поставщик обращался в DNS, Ситилинк, Nix, Regard не свидетельствуют о невозможности исполнения контракта на условиях извещения об осуществлении закупки, поскольку рынок жестких дисков в РФ не ограничивается 4 организациями.
Комиссия антимонопольного органа, основываясь на содержании извещения о закупке, а также устных пояснениях представителя Заказчика, отмечает, что предметом поставки могли быть жесткие диски различных производителей.
Однако, товар, являющийся предметом контракта, в определенный контрактом срок Заказчику не поставлен.
В течение десяти дней с даты принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, отведенных для устранения недостатков по контракту, действия, направленные на исполнение обязательств по контракту Поставщик не совершал.
Доказательств обратного в материалы обращения не представлено.
Вместе с тем, принимая решение об участии в Закупке, ИП Король С.А. был ознакомлен как с условиями, так и со сроками поставки, следовательно мог и должен был оценивать реальную возможность выполнения Контракта.
При этом, ИП Король С.А. подал заявку на участие в закупке, согласился на выполнение работ на условиях, определенных извещением о закупке и приложениям к нему. Положения извещения закупке в установленном порядке не обжаловал, запросы разъяснений на этапе подачи заявок не подавал. При этом, принимая участие в закупке, снизил начальную (максимальную) цену контракта более чем на 45 %.
В рассматриваемом случае Поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
В результате непредусмотрительного поведения подрядчика, повлекшего ненадлежащее исполнение обязательств, заказчик лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта. Поставщик, являясь профессиональным участником, должно было принять все необходимые меры для выполнения работ в установленные контрактом сроки, однако не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика.
Заказчик настаивает на включении ИП Король С.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность поставщика выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ИП Король С.А. не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об индивидуальном предпринимателе Король Светлана Александровна (ИНН 230901318467, ОГРНИП 324237500047663; адрес регистрации: ул.Железнодорожная, г.Краснодар, 350033) в реестр недобросовестных поставщиков*.
2. Исключить информацию об индивидуальном предпринимателе Король Светлана Александровна из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 июня 2024 г. N РНП-63-159
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024