Резолютивная часть оглашена
19.06.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МБУ УГЖКХ Волжского района Самарской области (далее - Заказчик, УГЖКХ) о включении сведений об ООО "Логика-С" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки по объекту: Ремонт кровли и капитальный ремонт ограждения в МБУ ДЗСОЦ "Волжанин" муниципального района Волжский Самарской области (извещение N 0142200001324004182, начальная (максимальная) цена контракта - 2 599 560 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
25.03.2024 между УГЖКХ и ООО "Логика-С" заключен муниципальный контракт N 7МК-УГ/2024 на ремонт кровли и капитальный ремонт ограждения в МБУ ДЗСОЦ "Волжанин" муниципального района Волжский Самарской области (далее - Контракт).
Согласно Разделу 1 Контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить ремонт кровли и капитальный ремонт ограждения в МБУ ДЗСОЦ "Волжанин" муниципального района Волжский Самарской области в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Срок выполнения работ по Контракту: с 15 апреля 2024 года до 01 июня 2024 года. По состоянию на 31.05.2024 ООО "Логика-С" обязательства по Контракту не исполнены.
Согласно пояснениям Заказчика, Подрядчик в процессе выполнения работ уклонялся от исполнения Контракта, как обоснование указал на существенные изменения обстоятельств, не позволяющих исполнить Контракт в полном объеме и в срок, по независящим от него причинам, изложив обстоятельства в письме от 10.06.2024.
Согласно пункту 10.7. контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, в судебном порядке, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- в случае если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или нарушает график выполнения работ (при его наличии) или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ст. 715 ГК РФ);
- в случае если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ст.723 ГК РФ);
- по иным основаниям предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Учитывая социальную значимость данного объекта и сезонность его использования, нарушение сроков выполнения работ было недопустимо и могло привести к срыву сроков готовности и сдачи объекта в эксплуатацию, в связи с чем Заказчиком 31.05.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 31.05.2024, соответственно, вступило в силу 11.06.2024.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно пояснениям Общества "в процессе исполнения Контракта Подрядчик столкнулся с существенными изменениями обстоятельств, не позволяющими исполнить Контракт в полном объеме и в срок, по независящим от Подрядчика причинам, о чём Подрядчик неоднократно информировал Заказчика.
Исх.N 24КР 004246 от 19.04.2024 ООО "ОСТ+" предложило Подрядчику срок поставки сэндвич панелей в течении 35 рабочих дней, т.е. 14.06.2024.
После заключения Контракта Подрядчиком были проведены замеры объемов работ непосредственно на площадке объекта и было выявлено несоответствие в размерах площади кровли, подлежащей замене, о чём было сообщено устно представителям Заказчика, а потом и в письме, которое было направлено электронной почтой на адрес МБУ "УГЖКХ".
Сэндвич панели изготавливаются в размер индивидуально на каждый объект и заказать их с учетом изменения объёмов или состава без согласования с представителями Заказчика не представляется возможным.
23.04.2024 непосредственно на объекте выполнения работ совместно с представителями Заказчика были приняты конструктивные решения, после чего в течение 2-х дней Подрядчиком был заключен Договор с производителем сэндвич панелей со сроком поставки в течение 1 месяца и произведена их оплата 26.04.2024 на сумму 700 000 рублей. Однако 29.05.2024 исх. N N5058 контрагент Подрядчика - ООО "Профлист-С" уведомило о невозможности в срок поставки сэндвич панелей из-за технической поломки оборудования на их производстве.
Таким образом, с даты заключения Контракта произошли существенные изменения обстоятельств.
Из смысла положений части 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Подрядчик искал сэндвич панели напрямую у заводов-изготовителей. Осуществить поставку требуемых сэндвич панелей не смог ни один из заводов, на которые Подрядчик направил запросы
Помимо оплаты сэндвич панелей на сумму 700 000 рублей, Подрядчик приобрел:
- комплектующие к металлическому забору на сумму 351 433,00 рублей;
- столбы осветительные на сумму 67 532,76 рублей.
Итого Подрядчик приобрел материалы на сумму 1 118 965, 76 рублей.
Однако, данные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Подрядчика при выполнении работ по Контракту.
В ходе рассмотрения обращения комиссией Самарского УФАС России установлено, что согласно Ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ, оборудования Подрядчику в рамках контракта необходимо было выполнить работы по устройству кровли и капитальному ремонту ограждений.
При этом, исходя из представленных документов и пояснений, Обществом приобретены материалы, необходимые для ремонта ограждений (панели, столбы, калитка, ворота и иные), установки осветительных столбов.
В письменном ответе от 31.05.2024 на письмо Заказчика о принятии решения о расторжении контракта в одностороннем порядке Общество проинформировало Заказчика, в том числе, о том, что материалы для установки забора и осветительных столбов завезены на объект, все материалы и механизмы подготовлены, установка запланирована на конец мая. Срок их установки 1,5-2 дня.
Однако, с 15.04.2024 по 31.05.2024 (срок окончания выполнения работ, согласно контракту, истекал 01.06.2024) Подрядчик к ремонту ограждений и установке осветительных столбов, имея на то возможность, так и не приступил.
Доказательств обратного в материалы обращения ни Заказчиком, ни Подрядчиком не представлено.
Таким образом, в рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
В результате непредусмотрительного поведения подрядчика, повлекшего ненадлежащее исполнение обязательств, заказчик лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта. Общество, являясь профессиональным участником рынка строительных услуг, должно было принять все необходимые меры для выполнения работ в установленные контрактом сроки, однако не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ООО "Логика-С" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "Логика-С" (ИНН 6316283282, КПП 631601001; адрес регистрации: 443080, Самарская область, г.о.Самара, вн.р-н Октябрьский, г.Самара, ул.Санфировой, д.99, офис Н3), сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителе: Дерябин Алексей Валерьевич (ИНН 631103768747) в реестр недобросовестных поставщиков*.
2. Исключить информацию об ООО "Логика-С", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 июня 2024 г. N РНП-63-160
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024