Резолютивная часть оглашена
20.06.2024 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе комиссии:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "Чапаевская центральная городская больница" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "АЛЬЯНС-МЕД" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (перчатки) в 2024 г. для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Чапаевская центральная городская больница" (извещение N 0342300119023000036, начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00),
в присутствии представителей: от Заказчика, от ООО "АЛЬЯНС-МЕД" представитель не подключился, ходатайство не заявлял, извещен надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л А:
11.12.2023 между ГБУЗ СО "Чапаевская центральная городская больница" и ООО "Альянс - Мед" заключен контракт N 0342300119023000036 на поставку медицинских расходных материалов (перчатки) в 2024 г. для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Чапаевская центральная городская больница".
Согласно п 1.1 контракта предметом настоящего контракта является: Поставка медицинских расходных материалов (перчатки) в 2024 г. для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Чапаевская центральная городская больница" (далее - Товар). В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку Товара в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Согласно п 1.2 контракта номенклатура Товара и его количество, и характеристики Товара определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
Согласно п 5.1. Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки и на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту), в порядке и в период (сроки), определенные Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту).
Поставка товара осуществляется отдельными партиями по ежемесячной заявке Заказчика. Заявка на поставку товара подается посредством телефонной, факсимильной связи, телефонограммы или электронной почты до 25 числа текущего месяца в количестве, исходя из потребности Заказчика. Сроки поставки товара отдельными партиями по ежемесячной заявке: в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.
Поставка товара осуществляется единовременно в случае, если это предусмотрено Техническим заданием (Приложение 2 к контракту) и в сроки им установленным. При единовременной поставке Товара абзац второй пункта 5.1 Контракта не применяется.
Согласно пункту 10.4 контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
15.01.2024 г. в адрес Поставщика направлена заявка (исх. N 21.1. от 11.01.2024 на сумму 37 765,00 руб.). Срок исполнения вышеуказанной заявки истек 29.01.2024. Поставка товара согласно вышеуказанной заявке не осуществлена.
02.02.2024 Заказчиком размещено в единой информационной системе Уведомление претензионной переписки N 1, с требованием поставить товар в течение 10 рабочих дней с момента получения данной претензии.
01.02.2024 на склад ГБУЗ СО "ЧЦГБ" осуществлена поставка товара (документ о приемке N112 от 01.02.2024 на сумму 25935,00).
22.02.2024 Заказчиком в адрес поставщика направлена заявка N343.1 от 22.02.2024 на сумму 162 431,00).
06.03.2024 поставщика осуществлена частичная поставка товара на сумму 126 941,00. Товар был принят Заказчиком.
03.04.2024 Заказчиком направлена заявка на поставку товара (N593.1 от 03.04.2024).
В установленный в заявке срок была осуществлена частичная поставка товара на сумму 92 290,00 руб. При этом полное исполнение поставки товара по заявке Поставщик не осуществил. Крайний срок поставки товара истек 18.04.2024 г.
26.04.2024 Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия N785 от 26.04.2024 с требованием поставить товар.
02.05.2024 года на склад ГБУЗ СО "ЧЦГБ" осуществлена поставка товара согласно документу о приемке N1408 от 23.04.2024 г.
Приемка товара осуществлялась комиссией Заказчика. По решению комиссии Заказчика, товар не мог быть принят по следующим причинам:
Согласно документу о приемке, Поставщик указал наименьшее количество товара, что не соответствует заявке, а также не соответствует Страна происхождения товара, так как в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту) поставляемый Товар должен быть:
"Наименование товара, производитель товара, артикул/тип/ каталожный номер (при наличии): Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные Товарный знак отсутствует. Страна происхождения товара: Российская Федерация".
В процессе приемки Заказчиком выявлено несоответствие поставленного товара характеристикам, установленным в спецификации контракта, а именно Поставщик поставил товар "Перчатки диагностические неопреновые, нестерильные, неопудренные, текстурированные, универсальной формы" производитель КИТАЙ".
03.05.2024 г. ООО "Альянс - мед" по средством электронной почты, указанной в контракте предоставил информационное письмо (исх. N11) о замене товара "(Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные Товарный знак: отсутствует Страна происхождения товара: Российская Федерация)" на "Перчатки смотровые/ процедурные из неопрена, неопудренные, Товарный знак IMP ФСЗ 2010/06177 от 29.09.2021 года, которые являются улучшенными характеристиками по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте".
В ответ на письмо ГБУЗ СО "ЧЦГБ" уведомило подрядчика о том, что в соответствии с нормами Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта не допускается за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
При этом в указанных случаях не предусмотрена возможность изменения объекта закупки, каким являются перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные. Предложенные к замене Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, неопудренные имеют иное наименование товара в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг, а также иной код КТРУ и иной код вида медицинского изделия в соответствии с Номенклатурной классификацией Росздравнадзора, т.е. являются иным объектом закупки.
20.05.2024 Nб/н Заказчиком составлен мотивированный отказ о приемке товара, поскольку поставленный товар не соответствует требованиям Заказчика и условиям контракта.
В соответствии с п.6.2. Контракта Поставщик обязан устранить своими силами и за свой счет допущенные недостатки при поставке Товара в течение 5 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа Заказчика.
Однако, товар в сроки, установленные Контрактом поставлен не был, а также уведомлений о времени доставки Товара в место доставки в ГБУЗ СО "ЧЦГБ" не поступало.
Подтверждения затруднения поставки товара с требуемыми характеристиками в адрес Заказчика и Самарского УФАС не поступали.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 29.05.2024 года, вступило в силу 10.06.2024 года.
Доказательств совершения Участником действий, направленных на исполнение Контрактов в полном объеме в подтверждение своей добросовестности, на заседании Комиссии не представлено.
ООО "АЛЬЯНС МЕД" пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представил.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако Поставщик указанным правом не воспользовался, в указанный срок нарушения положений контракта не устранил (поставку имеющихся шин "Кама" не осуществил).
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату рассмотрения обращений Комиссией Самарского УФАС России обязательства, предусмотренные контрактами, Поставщиком не выполнены.
В рассматриваемых случаях Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "АЛЬЯНС МЕД" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупок, а именно по поставке медицинских расходных материалов (перчатки). Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм поставщика.
Также необходимо учитывать, что предметом закупки является социально значимый объект - поставка медицинских расходных материалов (перчатки) в 2024 г. для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Чапаевская центральная городская больница".
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика по обеспечению надлежащего содержания здания образовательного учреждения для детей.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "АЛЬЯНС МЕД" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Также следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержит 21 запись в отношении ООО "АЛЬЯНС МЕД".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об ООО "АЛЬЯНС МЕД" (ОГРН: 1236600045494, ИНН: ИНН: 6679168004, КПП: 667901001; 620142, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул Чайковского, д. 56, помещ. 29; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, учредителе: Паршукове Анне Александровне (ИНН 668607831608), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "АЛЬЯНС МЕД", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интерне
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 июня 2024 г. N РНП-63-163
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024