Резолютивная часть оглашена
20.06.2024 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России),
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинский врачебно-физкультурный диспансер" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Кирееве Алексее Андреевиче (далее - Поставщик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков, в связи с одностороннем отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного на поставку масок медицинских для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинский Врачебно-физкультурный диспансер" (извещение N 0142200001324008405, Идентификационный код закупки (ИКЗ) 242632000577863240100100150013250244, начальная (максимальная) цена контракта - 186 800,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ИП Кирееве Алексее Андреевиче в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Поставщик поставил товар не надлежащего качества, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
06.05.2024 между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N0142200001324008405 на поставку медицинских масок, цена контракта - 119 098,84 рублей.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2 Контракта определено, что Поставщик обязан поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта
В соответствии с пунктом 4.2 Контракта вся упаковка должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, иметь следующую маркировку:
Наименование Товара; Государственный контракт (реквизиты: номер и дата); Заказчик (название); Поставщик (название компании); Пункт назначения; Грузоотправитель; Ящик/контейнер N, всего ящиков/контейнеров; Размеры (высота, длина, ширина); Вес брутто (кг); Вес нетто (кг).
Согласно пункту 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки и на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту), в порядке и в период (сроки), определенные Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту).
Поставка товара осуществляется отдельными партиями по ежемесячной заявке Заказчика.
В соответствии с пунктом 5.2 Контракта, при поставке Товара Поставщик представляет следующую документацию:
а) копию регистрационного удостоверения на Товар, выданного уполномоченным органом;
б) техническую и (или) эксплуатационную документацию, инструкцию производителя (изготовителя) Товара на русском языке;
в) копию документа, подтверждающего соответствие Товара, выданного уполномоченными органами (организациями) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (при наличии);
г) декларация о соответствии продукции (при наличии).
В день поставки Товара, но не позднее передачи Товара Заказчику, документы о приемке Товара, составленные по форме в соответствии с законодательством Российской Федерации, формируются, подписываются и размещаются Поставщиком в единой информационной системе.
Согласно пункту 6.1 Контракта приемка поставленного Товара на соответствие его всем условиям контракта осуществляется Заказчиком в течение 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления подписанного Поставщиком документа о приемке в единой информационной системе, и получения всех необходимых документов, предусмотренных контрактом.
При передаче Товара Заказчику в Месте доставки Заказчик осуществляет:
а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного Товара на соответствие Спецификации (приложение N 1 к Контракту);
б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями Контракта;
в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки Товара;
г) проверку наличия необходимых документов (копий документов) на Товар, при этом документы о приемке товара должны содержать помимо прочих обязательных сведений, наименование товара в соответствии с его наименованием, указанным в контракте и регистрационном удостоверении на медицинское изделие, краткие характеристики товара, позволяющие его идентифицировать, артикул или каталожный номер (при наличии у производителя товара). В противном случае, Заказчик вправе отказаться от приемки товара";
д) проверку наличия технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Товара на русском языке;
е) проверку комплектности и целостности поставленного Товара.
Пунктом 6.3 Контракта предусмотрено, что для проверки предоставленных Поставщиком результатов поставки, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу Товара в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами Заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Пунктом 10.1 Контракта определено, что Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.05.2024.
Согласно пункту 10.3 Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
21.05.2024 Поставщик поставил товар, предусмотренный контрактом в адрес Заказчика: маски медицинские стандарт, маски защитные с угольным фильтром.
27.05.2024 Заказчик в ЕИС разместил мотивированный отказ от приемки товара по УПД N163 от 21.05.2024 по следующим причинам: в соответствии с представленными РУ, Заказчиком произведена проверка партии по сайту завода изготовителя товара. В связи с тем, что на сайте информации о данной партии не было, Заказчиком направлен запрос в адрес АО "Концерн знак", согласно представленным документам по товару.
22.05.2024 Заказчик получил информационное письмо от АО "Концерн знак", согласно которому "Медицинская маска трехслойная", дата изготовления 05.2023, номер партии 19С0523 не является продукцией АО "Концерн знак".
Кроме того, маркировка упаковки не соответствует требованиям пункту 4.2 Контракта.
Также, на упаковке масок не указаны размеры масок, наличие фиксатора. Согласно предоставленном документам на товар, проведена проверка на сайте производителя, размеры указаны 170*95, вместе с тем, согласно техническому заданию больше или равно 175*95.
Также, не предоставлены документы согласно п.5.2 контракта.
27.05.2024 Поставщик забрал у Заказчика поставленную партию товара.
30.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.05.2024 Заказчиком в ЕИС размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.05.2024 Обществом в ЕИС размещен мотивированный отказ к документу о приемке товара:
"По позиции N1 Маска медицинская стандарт мы предоставили Сертификат качества, а также развернутую информацию о соответствии данной продукции техническим требованиям контракта. "1) На упаковке масок и правда не указаны размер изделия, наличие носового фиксатора, что не является отклонением от нормы, так как упаковка медицинского изделия содержит прежде всего данные о производителе, сроках годности, регистрационной информации, а также модели и исполнении изделия. При необходимости поставщик или производитель предоставляет паспорт качества на продукцию, где отображена вся корректная информация по расширенному списку технических показателей. На сайте производителя (https://kitmsk.com/), вероятно, указана устаревшая информация. Последние годы ООО "КИТ" производит, как модель "Классик", так и модель "Стандарт" размером 17,5 см Х 9,5 см +/- 0,5 см, где "+/-" является только допуском. По факту же честный размер масок составляет 17,5 см Х 9,5 см. Данный параметр, наличие носового фиксатора, а также другие параметры отображены в паспорте качества на маски модели "Стандарт". Паспорт качества (Приложение N1) в пакете документов. По позиции N2 Маска защитная с угольным фильтром мы признали несоответствие товара, дав разъяснения по данному вопросу, а также сразу предложим товар с улучшенными характеристиками, приложив сравнительную таблицу продукций, а также действующее регистрационное удостоверение. 2) При попытке запросить подробную информацию о данной продукции у нашего контрагента, предоставившего нам маски угольные в количестве 2 000 штук, мы не получили внятного ответа. Исходя из письма АО "Концерн Знак" в адрес заказчика, приходим к выводу, что продукция действительно не является изделием производства АО "Концерн Знак". Однако, в свою защиту сообщаем, что злых намерений поставить незарегистрированный товар у нас не было. Продукция была приобретена у сторонней компании и не вызвала у нас сомнений, так как на ней присутствовала вся регистрационная информация. Дабы урегулировать данный вопрос, предлагаем заказчику заключить с нами дополнительное соглашение на поставку масок защитных с угольным фильтром улучшенных характеристик. Сравнительная таблица приведена в Приложении N2 в пакете документов".
Поставщик в установленный контрактом срок замену товара не осуществил.
Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно пункту 2 статьи 523 ГК РФ поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, является существенным нарушением договора поставки и дает право Заказчику на односторонний отказ от исполнения договора.
В статье 450 ГК РФ указано, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
11.06.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Согласно сведениям представленным Заказчиком, ИП Киреевым А.А. Поставщиком совершались необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте, и, как следствие, эти действия были направлены на удовлетворение государственных нужд, являющихся предметом аукциона в электронной форме.
В письменных пояснениях ИП указывает, что позиция N1 "Маска медицинская стандарт" приобретена у производителя данных масок у компании ООО "КИТ", что подтверждается отчетными документами.
Позиции N2 "Маска защитная с угольным фильтром" приобретена у сторонней организации (Индивидуальный предприниматель), что так же подтверждается отчетными документами. Данную продукцию ИП Киреев А.А. приобрел у контрагента (ИП Комисов Сергей Дмитриевич ИНН 4632 39397712), у которого приобретали ранее множество продукции и всегда это были изделия с подтвержденной историей, наличием всех документов, в том числе регистрационных изделий с печатью производителя. Покупка угольных масок не вызвала у Индивидуального предпринимателя ИП Киреева А.А. вопросов, так как изделие выглядело абсолютно фабрично, следов фальсификации обнаружено не было, а требуемое количество масок (2 000 штук - 1 транспортная коробка) не предполагало обращаться к крупнооптовым дистрибьюторам. На упаковке указаны все необходимые данные, что еще больше придавало уверенности в качестве товара. Осмотр маски показал, что она действительно является угольной и полностью соответствующей техническому заданию, но не является зарегистрированным медицинским изделием. Данная продукция приобретена по всем правилам с использованием банковского расчетного счета.
Заказчик на включении сведений об ИП в Реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.
Учитывая факт отсутствия сведений об ИП Кирееве А.А. в реестре недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не усматривает в действиях Индивидуального предпринимателя однозначных признаков уклонения от исполнения контракта.
Согласно пункту а части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении ИП предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ИП Кирееве А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Информацию об ИП Кирееве Алексее Андреевиче в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 июня 2024 г. N РНП-63-164
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024