Резолютивная часть оглашена
24.06.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Заказчик, Управление Росреестра по СО) о включении сведений об ООО "БОМОК" (далее - Исполнитель, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Исполнителя от исполнения контракта, заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме по объекту: Оказание услуг по обслуживанию и уборке помещений, расположенных в пределах Самарской области по месту нахождения подразделений Заказчика (извещение N 0142100000824000001, начальная (максимальная) цена контракта - 1 593 517,77 руб.) (далее - Закупка),
в отсутствие представителей Заказчика, Общества,
УСТАНОВИЛА:
13.02.2024 между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N8 ЗК от 13.02.2024 на оказание услуг по обслуживанию и уборке помещений (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по обслуживанию и уборке помещений, расположенных в пределах Самарской области по месту нахождения подразделений Заказчика (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
Из пункта 1.2. Контракта следует, что требования к оказываемым услугам определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту).
В соответствии с пунктом 5.3.1. Контракта Исполнитель обязан предоставлять предусмотренные настоящим контрактом услуги качественно, в полном объеме и в срок, установленный настоящим контрактом.
31.05.2024 ООО "БОМОК" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта со следующей мотивировкой:
"При закупке материальных ресурсов в марте 2024 необходимых для оказания услуг, исполнитель установил, что произошло существенное повышение их стоимости, на 31 %. По условиям контракта для исполнения контракта исполнитель обязан передавать представителю заказчика расходные материалы (моющие, дезинфицирующие и иные средства), инвентарь.
В соответствии с установленными требования к качеству и порядку оказания услуг в Техническом задании услуги должны оказываться исполнителем в соответствии с требованиями контракта и приложений к нему, техническим заданием, а также с соблюдением требований, установленных федеральными законами, СНиП. СанПиН. ГОСТ. ТУ. иными нормативными документами, действующими на момент оказания Услуг на территории Российской Федерации в отношении данного вида услуг, в том числе в соответствии с ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги".
Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Учитывая период оказания услуг (до 30.11.2024) сумма повышения стоимости материальных ресурсов из расчета оставшегося периода оказания услуг является существенной. Исполнитель не мог предвидеть до заключения контракта, что с марта 2024 произойдет повышение и не располагает ресурсами для несения дополнительных расходов.
Во избежание некачественного оказания услуг и наступления негативных последствий у заказчика, исполнитель принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 7.3. контракта, статьи 450.1 ГК РФ, части 19 Закона N 44-ФЗ".
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 3.7. Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Расторжение Контракта в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 21 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Обществом посредством Единой информационной системы 31.05.2024, следовательно вступило в силу 11.06.2024.
Частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Из части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Так, согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть обоснованным и должно основываться на реальных фактах нарушения стороной контракта.
Вместе с тем, Обществом в материалы дела не представлено доказательств того, что Заказчиком допущены существенные нарушения Контракта.
Решение Общества об одностороннем отказе от исполнения контракта не содержит в себе какого-либо правового обоснования, а также указания на нарушенную Заказчиком норму ГК РФ.
Напротив, в решении об одностороннем отказе Исполнителя указано, что у Общества отсутствует возможность исполнить обязательства по контракту ввиду удорожания материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Участник закупки, подавая заявку на участие в закупке и заключая впоследствии контракт, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность, неся определенные предпринимательские риски.
В материалы обращения не предоставлено документальных доказательств, подтверждающих препятствование Заказчика деятельности Общества в рамках исполнения данного контракта.
В связи с неисполнением Обществом обязательств по контракту Заказчиком также 07.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 18.06.2024.
Указанное решение направлено в антимонопольный орган 21.06.2024 (вх.N 8792-ЭП/24 от 21.06.2024) и рассмотрено в рамках рассмотрения обращения Заказчика о включении сведений об ООО "БОМОК" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Исполнителя от исполнения Контракта.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Исполнителя выразилась в неправомерном отказе от исполнения контракта, что лишило заказчика возможности получения услуг по ремонту средств вычислительной и организационной техники, заправке и восстановлению картриджей для оргтехники в течение всего срока, определенного Контрактом.
Следует отметить, что ЕИС содержит записи о нахождении ООО "БОМОК" в реестре недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "БОМОК" (ИНН 5947002044, КПП 594701001, юридический адрес: 617141, Пермский край, р-н Очерский, г.Очер, ул.Ленина, д.37А; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/ учредителе общества: Бояршинов Евгений Германович (ИНН 594700051320) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "БОМОК", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 июня 2024 г. N РНП-63-168
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024