Резолютивная часть оглашена
24.06.2024 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе: заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.С. Корчагиной, заместителя-начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России Е.А. Смирновой, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Самарского УФАС России И.П. Фоминой,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "РЕЛЬЕФ" (далее - Поставщик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков, в связи с одностороннем отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность городского округа Самара в целях формирования специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для последующего их предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений (Соглашение N 1 от 16.01.2024) (извещение N 0142200001324005054, Идентификационный код закупки (ИКЗ) 243631580000163150100101070026810412, начальная (максимальная) цена контракта - 3 136 947,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "РЕЛЬЕФ" в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Поставщик ненадлежащим образом исполнил контракт, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
08.04.2024 заключен контракт NК-10 между Заказчиком и Халимовым Равилем Габдуллаевичем, действующим от себя и как законный представитель своего несовершеннолетнего сына Халимова Карима Равилевича, 11.10.2017 года рождения, Халимовой Ляйлей Растямовной, Халимовой Чулпан Равилевной, действующей с согласия своего отца Халимова Равиля Габдуллаевича, Халимовым Данифом Равилевичем (далее по тексту -Поставщик), от имени которых на основании доверенности, выданной 29.03.2024 г., удостоверенной Ефремовой Дарьей Алексеевной, нотариусом города Самары Самарской области и зарегистрированной в реестре под N 63/173-н/63-2024-1-1780 уполномочено действовать ООО "Рельеф".
Таким образом, поставщиками по Муниципальному контракту являются собственники жилого помещения (квартиры) - физические лица, которым ООО "Рельеф" оказывало услуги по продаже жилого помещения (квартиры) в муниципальную собственность г.о. Самара на основании доверенности.
Кроме того, учитывая, что собственниками жилого помещения являются несовершеннолетние граждане, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Муниципальный контракт был удостоверен нотариусом города Самары и Самарской области Ефремовой Д.А., номер в реестре 63/173-н/63-2024-6-122.
Пунктом 1.1. Контракта определено, что предметом Контракта является приобретение жилого помещения в муниципальную собственность городского округа Самара в целях формирования специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для последующего их предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений (Соглашение N 1 от 16.01.2024) (далее - жилое помещение (квартира)).
Поставщик обязуется передать Заказчику в муниципальную собственность городского округа Самара жилое помещение (квартиру) общей площадью 33,2 кв. м, состоящую из 1 изолированной комнаты, жилой площадью 16,5 кв. м, на 2 этаже многоквартирного жилого дома 2013 года постройки, расположенное по адресу: Российская Федерация, Самарская область, г.Самара, Красноглинский район, микрорайон Крутые ключи, улица Виталия Жалнина, дом 9, квартира 104, кадастровый номер 63:01:0336002:10492, соответствующее количественным, качественным и техническим характеристикам, установленным в Техническом задании, а Заказчик обязуется принять квартиру и оплатить в соответствии с условиями Контракта.
Жилое помещение (квартира) и общее имущество многоквартирного дома отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, свободно и подготовлено к заселению.
Техническое задание - Приложение N 1 является неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с приложением N1 к Контракту Поставщик передает Заказчику жилое помещение (квартиру) в течение 14 календарных дней со дня заключения контракта.
Согласно требованиям Контракта, технического задания определен тип рынка жилья - вторичный.
В соответствии с Техническим заданием, в частности требуется следующее. Жилое помещение (квартира) должно соответствовать условиям, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.04.2020 N 237/пр "Об утверждении условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью".
Жилое помещение должно соответствовать
- Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
- Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр);
-СП 54.13330.2022 "Здания жилые многоквартирные" (утв. приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр);
-СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.08. 2016 N 590/пр);
-СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2).
Пунктом 3.1 Контракта определена цена Контракта, то есть сумма денежных средств, подлежащих уплате Заказчиком Поставщику для приобретения жилого помещения (квартиры) устанавливается в размере 3 121 262,26 (Три миллиона сто двадцать одна тысяча двести шестьдесят два) рубля 26 копеек, НДС не подлежит уплате в бюджет в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 4.1.2 Контракта Поставщик обязан, осуществить передачу жилого помещения (квартиры), соответствующего условиям настоящего Контракта, не содержащего недостатков и износа отделки и инженерно-технического оборудования и приборов, не обремененного имущественными правами и претензиями третьих лиц, не состоящего под запрещением или арестом, не являющегося предметом спора, залога, инвестирования и т.д., в сроки и на условиях настоящего Контракта по документу о приемке.
Согласно пункту 5.7 Контракта Заказчик осуществляет приемку жилого помещения в течение 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления от Поставщика документа о приемке.
В случае отсутствия претензий к жилому помещению (квартире), Заказчик принимает жилое помещение (квартиру) по документу о приемке и подписывает его в ЕИС, а при наличии претензий (замечаний, недостатков) Заказчик в сроки, установленные настоящим пунктом, направляет Поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указание причин такого отказа.
Формирование, подписание и размещение Сторонами документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке осуществляется с использованием единой информационной системы в сфере закупок в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом Поставщик безвозмездно, в сроки, установленные Заказчиком, устраняет причины, указанные в мотивированном отказе, и направляет заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктами 8.1, 8.2 Контракта определено, что настоящий Контракт считается заключенным со дня его подписания Сторонами и действует до 31.12.2024. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту. Прекращение (окончание) срока действия настоящего Контракта не освобождает Стороны от гарантийных обязательств, предусмотренных статьей 5 настоящего Контракта, а также от обязанности Заказчика по оплате Квартир, переданных до окончания действия Контракта, и ответственности за его нарушения, если таковые имели место при исполнении условий настоящего Контракта.
Пунктом 8.3 Контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.
22.04.2024 от Поставщика в адрес Заказчика поступило сообщение о готовности передать квартиру, а также направлен документ о приемке в личном кабинете единой информационной системы (далее-ЕИС).
26.04.2024 представителем Департамента и членами комиссии осуществлен визуальный осмотр объекта закупки, расположенного по адресу: Российская Федерация, г.о. Самара, Красноглинский район, микрорайон Крутые ключи, улица Виталия Жалнина, дом 9, квартира 104, в ходе которого было выявлено несоответствие требованиям Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) передаваемой Поставщиком объекта закупки, а именно:
1. Напольное покрытие в отапливаемых помещениях квартиры имеет неровности, трещины, следы от мебели, видимый износ от эксплуатации.
2. На обоях в комнате присутствуют поверхностные пятна, царапины, облезания рисунка.
3. Имеется скол на сэндвич панели балконной двери.
4. Не отрегулирован оконный блок на кухне, фурнитура имеет следы загрязнений, грязные стекла.
5. Видимая щель снаружи входной двери в квартиру;
6. У межкомнатных дверей имеется видимый износ, потертости, грязные пятна, сколы, мелкие царапины.
7. Запирающее устройство в санузле не работает.
8. На сантехнических приборах, умывальнике присутствуют следы загрязнений; смесители требуют регулировки.
9. Трубы водоснабжения и водоотведения со следами загрязнений.
10. Газовая плита со следами загрязнений.
11. Отсутствует табличка на фасаде многоквартирного дома о классе энергетической эффективности.
12. На прилегающей территории отсутствует детская площадка.
13. Квартира не соответствует условиям отнесения жилого помещения к стандартному жилью.
27.04.2024 Заказчиком посредством ЕИС направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. Согласно направленному отказу поставщику установлен срок устранения выявленных недостатков - в течение 5 рабочих дней со дня поступления такого отказа.
08.05.2024 от Поставщика поступило уведомление об устранении недостатков, указанных в мотивированном отказе от подписания документа о приемке от 27.04.2024 и готовности передать объект закупки, повторно направлен документ о приемке посредством ЕИС.
Департаментом сформирована приемочная комиссия для приемки объекта закупки, о дате и времени осмотра уведомлены члены комиссии и Поставщик (Исх. N Вн.-17-07-29/2942 от 13.05.2024).
14.05.2024 Поставщик, представитель Поставщика, действующий на основании доверенности, не прибыл и не предоставил доступ в жилое помещение (квартиру) членам приемочной комиссии, о чем был составлен соответствующий акт (копия прилагается).
Вместе с тем, при визуальном осмотре мест общего пользования и придомовой территории выявлено, что жилое помещение (квартира) не соответствует требования технического задания, а именно: жилое помещение (квартира) не соответствует условиям, утвержденным Приказом N 237/пр, в части присвоения класса энергетической эффективности многоквартирному дому.
Членами комиссии установлено отсутствие таблички на фасаде многоквартирного дома о классе энергетической эффективности. Правоустанавливающие документы, подтверждающие присвоение класса энергетической эффективности "В" и выше Поставщиком, не предоставлены.
Кроме того, установлено, что жилое помещение, являющееся квартирой, расположено в многоквартирном доме, в котором не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к общему имуществу собственников помещений в доме.
На основании вышеизложенного жилое помещение не соответствует условиям отнесения жилого к стандартному жилью, утвержденным Приказом Минстроя России от 29.04.2020 N 237/пр и требованиям технического задания (приложение N 1 к контракту).
22.05.2024 Заказчиком посредством ЕИС направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
22.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Решение размещено в ЕИС 22.05.2024.
23.05.2024 в личный кабинет Заказчика в ЕИС от Поставщика поступило уведомление об устранении недостатков, указанных в мотивированном отказе от подписания документа о приемке и решении Заказника об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.05.2024.
29.05.2024 Заказчиком принято решение об отмене не вступившего в силу решения от 22.05.2024 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
30.05.2024 извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.05.2024 размещено в ЕИС.
30.05.2024 Заказчиком в адрес Поставщика посредством ЕИС, а также на адрес электронной почты, направлено уведомление о формировании приемочной комиссии и о назначении даты осмотра объекта на 31.05.2024.
31.05.2024 Заказчиком осуществлен визуальный осмотр объекта закупки, в ходе которого было выявлено несоответствие требованиям Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) передаваемого Поставщиком объекта закупки:
1. Имеется скол на сэндвич панели балконной двери (замечание повторно).
2. Не отрегулирован оконный блок на кухне, фурнитура имеет следы загрязнений, грязные стекла (замечание повторно).
3. Дверь в комнату требует регулировки (откосы препятствуют открыванию двери).
4. На сантехнических приборах, умывальнике присутствуют следы загрязнений; смесители требуют регулировки (замечание повторно).
5. Трубы водоснабжения и водоотведения со следами загрязнений (замечание повторно).
6. Раковина на кухне имеет вмятины и требует замены (замечание повторно).
7. Отсутствует табличка на фасаде многоквартирного дома о классе энергетической эффективности.
8. На прилегающей территории отсутствует детская площадка.
9. Объект закупки не соответствует условиям, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.04.2020 N 237/пр "Об утверждении условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью".
На основании вышеизложенного, 05.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, решение размещено в ЕИС 05.06.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
18.06.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Согласно сведениям представленным Заказчиком, Обществом, Поставщиком совершались необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте, и, как следствие, эти действия были направлены на удовлетворение государственных нужд, являющихся предметом аукциона в электронной форме.
В письменных пояснениях Общество сообщает, что несущественные замечания по внутреннему состоянию жилого помещения (квартиры), указанные Заказчиком в Решении об одностороннем отказе (поверхностные пятна на обоях, потертости, грязные пятна на межкомнатных дверях, следы загрязнений на газовой плите, следы загрязнений на трубах водоснабжения), не являющиеся основанием для отказа в приемке, устранены Поставщиком.
Кроме того, доводы Заказчика о несоответствии жилого помещения, являющегося предметом Муниципального контракта требованиям, утвержденным Приказом Минстроя России от 29.04.2020 г. N 237/пр "Об утверждении условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью", также являются необоснованными, ввиду того, что в соответствии с действующим законодательством и правоприменительной практикой, требования к жилым помещения, установленные в Приказе N 237/пр, используются для квартир и домов, которые государство должно предоставлять льготным категориям граждан. При этом органы государственной власти могут либо построить это жилье самостоятельно, либо выкупить у застройщиков, если оно соответствует заявленным критериям.
Таким образом, соответствовать требованиям Приказа N 237/пр должны только новые, относящиеся к первичному рынку жилья, не бывшие в употреблении жилые помещения (квартиры).
При этом в соответствии с аукционной документацией объектом закупки являлся рынок вторичного жилья.
Также, Общество в письменных пояснениях указывает, что в соответствии с действующим законодательством, класс энергоэффективности в обязательном порядке присваивается построенному многоквартирному дому (новостройкам), домам после реконструкции или капитального ремонта, или зданиям, подлежащим государственному строительному надзору.
Класс энергетической эффективности многоквартирного дома в процессе эксплуатации устанавливается и подтверждается органом государственного жилищного надзора по желанию собственников помещений многоквартирного дома, то есть присваивание класса энергетической эффективности многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию до 2016 года, не является обязательным.
Комиссией самарского УФАС России установлено, что между Заказчиком и Обществом велась переписка, Общество не уклонялось от исполнения контракта, предпринимало меры для устранения недостатков.
Заказчик на включении сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.
Учитывая факт отсутствия сведений об ООО "Рельеф" в реестре недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не усматривает в действиях Общества однозначных признаков уклонения от исполнения контракта.
Согласно пункту а части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении ООО "Рельеф" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Рельеф" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Информацию об ООО "Рельеф" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 июня 2024 г. N РНП-63-167
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024