В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 14.06.2024 N 88/24 Комиссией Мурманского УФАС (далее - Комиссия) в составе: Руководителя Комиссии Мурманского УФАС России: Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Членов Комиссии Мурманского УФАС России: Неплюевой А.В. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Чоповской Н.И. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, без участия представителей: Федерального государственного бюджетное учреждения науки федерального исследовательского центра "Кольский научный центр Российской академии наук", Заявителя - АСО "Общественный контроль", должным образом уведомленных, проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в закупочной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр "Кольский научный центр Российской академии наук" (далее - ФГБУН "ФИЦ КНЦ РАН", Заказчик) при проведении электронного аукциона на при проведении при проведении электронного аукциона на поставку стерилизатора (реестровая запись извещения 0349100005124000016).
Проверка начата 20 июня 2024 года, окончена 25 июня 2024 года.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Поводом для проведения внеплановой проверки послужило обращение АСО "Общественный контроль", согласно которому Заказчиком, ответственным лицом Заказчика не установлены ограничения допуска в соответствии с положениями части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства от 10.07.2019 N 878.
По итогам внеплановой проверки Комиссия Мурманского УФАС России
установила
факт нарушения заказчиком Закона о контрактной системе ввиду следующего. Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закреплено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке. Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС России отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соблюдение национального режима при осуществлении закупки товаров является предметом регулирования различных правовых актов: Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Приказ N 126н), Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 (далее Постановление N878).
Согласно Извещению, объектом закупки является - поставка стерилизатора, позиция КТРУ 32.50.12.190-00000009.
Код 32.50.12 "Стерилизаторы хирургические или лабораторные" включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный в соответствии с Постановлением N878. На заседание Комиссии Мурманского УФАС России представитель Заказчика предоставил письменные пояснения и документы, согласно которым в программе обновления приборной базы КНЦ РАН, в рамках которой заказчиком проведена данная закупка, наименование закупаемого оборудования звучит как "стерилизатор паровой". При планировании закупки при формировании плана-графика заказчик применил код ОКПД 2: 28.29.60.000 - Установки для обработки материалов с использованием процессов, включающих изменение температуры, не включенные в другие группировки (План-график N 202403491000051001, позиция N 241510110028051180100100270002829244, наименование объекта закупки "Стерилизатор"). Позиция N 241510110028051180100100270002829244 плана- графика связана с закупкой (реестровый номер 0349100005124000016).
При этом при описании объекта закупки заказчик применил позицию КТРУ 32.50.12.190- 00000009 "Стерилизатор паровой", подлежащую обязательному применению с 17.02.2024 года, так как наименование объекта закупки фактически совпадало с наименованием позиции КТРУ. При выборе позиции из КТРУ заполнении описания объекта закупки, видимо, номер ОКПД 2 системой был принудительно изменен с 28.29.60.000 (содержится в позиции плана-графика) на 32.50.12.190 (содержится в позиции КТРУ).
Фактически под наименованием "Стерилизатор паровой" описывался "Автоклав", в связи с тем, что и стерилизатор, и автоклав имеют схожие технологические процессы. В обоснование своей позиции Заказчиком предоставлены три коммерческих предложения, согласно которым потенциальные поставщики предлагают к поставке в соответствии с заданными характеристиками изделие - "Автоклав".
Также Заказчик просил учесть, что ФГБУН "ФИЦ КНЦ РАН" не является учреждением здравоохранения, и, следовательно, не использует в своей деятельности инструменты и оборудования медицинские с кодом ОКПД2 32.50 "Инструменты и оборудование медицинские". Кроме того, Заказчик отметил, что для решения Полярно-альпийским ботаническим сада-институтом научной задачи "Проведение мониторинговых работ природных сред" выделены денежные средства на приобретение оборудования "Стерилизатор паровой", вместе с тем, Заказчику для решения поставленных научных задач требуется оборудование "Установки для обработки материалов с использованием процессов, включающих изменение температуры, не включенные в другие группировки ОКПД2 28.29.60.000".
Комиссия Мурманского УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит требований, устанавливающих обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 13.03.2019 г. N ИА/19176/19, код ОК 034-2014 (КПЕС 2008) определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения. Соответствие выбранного кода подтверждается техническим заданием рассматриваемой закупки. Выбранный Заказчиком код ОКПД2 28.29.60.000 полностью соответствует целям и задачам закупаемого оборудования При таких обстоятельствах, учитывая специфику применения оборудования, Заказчик правомерно применил ОКПД2 28.29.60.000, который не включен в Перечень, утвержденный Постановлением N 878, следовательно, при осуществлении закупки данного оборудования не требуется установление ограничений доступа. Вместе с тем, в Извещении о проведении закупки Заказчиком установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018, которым код ОКПД2: 28.29 - "Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки" включен в пункт 222 приложения N 1 вышеназванного приказа. Учитывая изложенное Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что Заказчиком соблюдены требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Комиссия Мурманского УФАС России по результатам проверки приходит к выводу, что Заказчик, опубликовав извещение об осуществлении закупки с кодом ОКПД2 отличным от указанного в плане-графике, разместил в ЕИС недостоверную информацию, что является нарушением части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе. Такие нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку на момент проведения внеплановой проверки контракт по результатам закупочной процедуры заключен и находится в статуса "исполнение", у Комиссии Мурманского УФАС России отсутствуют правовые основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе. Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения науки федеральный исследовательский центр "Кольский научный центр Российской академии наук" нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Мурманского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Руководитель комиссии Н.А. Калитина Члены комиссии: А.В.Неплюева Н.И.Чоповская Исп.Чоповская Н.И. тел.68-50-42
2024-3136
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 20 июня 2024 г. N 051/06/99-416/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024