на основании устава), представителя ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почёта" Пермская краевая клиническая больница" - Вишневой О.П. (на основании доверенности),
рассмотрев обращение (вх.N 8799/24) ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почёта" Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Адара Сервис" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию офисной техники (48) (изв.N 0356200002023001584),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001424000959 Заказчиком проводился электронный аукцион на на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию офисной техники (48). Начальная (максимальная) цена контракта - 400 000,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 13.06.2024 г. N 6219/24) рассмотрение обращения было назначено на 17.06.2024 в 15:30 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 18.06.2024 г. до 11:30. С целью принятия решения Комиссией был повторно объявлен перерыв до 19.06.2024 г.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
Согласно реестровой записи контракта N 2590229047323001568 13.12.2023 г. между Заказчиком и ООО "Адара Сервис" (далее - Исполнитель, Общество) заключен контракт на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию офисной техники (48) (далее - Контракт). Цена контракта - 400 000,00 руб.
В связи с нарушением Исполнителем условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 31.05.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 7 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что в соответствии с п. 1.6. Контракта оказание услуг осуществляется по заявкам Заказчика в следующем порядке: в течении 1 дня с момента заявки. Заказчик посредством электронной системы Исполнителя направлял заявки на ремонт офисной техники. Однако в срок, предусмотренный Контрактом услуги по ремонту офисной техники Исполнитель не оказал. Заказчиком были составлены и подписаны акты рекламаций по неоказанию услуг, предусмотренных Контрактом. Так, в указанных актах рекламаций зафиксированы следующие факты неоказания Исполнителем услуг:
1) акт рекламаций N 1 и N 2: заявка от 23.01.2024 г. - не выполнен ремонт блока питания;
2) акт рекламации N 3: заявка от 19.03.2024 г. - не выполнен ремонт трех блоков питания;
3) акт рекламации N 6: заявка от 22.03.2024 г.: - не выполнен ремонт двух ризографов;
4) акт рекламации N 7: заявка от 04.04.2024 г. - не выполнен ремонт блока питания;
5) акт рекламации N 12 и 20: заявка от 08.04.2024 г. - не выполнен ремонт системного блока;
6) акт рекламации N 13 и 21: заявка от 09.04.2024 г. - не выполнена замена оперативной памяти;
7) акт рекламации N 14: заявка от 10.04.2024 г. - не выполнена замены системы охлаждения процессора;
8) акты рекламаций N 16 и N 23: заявка от 11.04.2024 г. - не выполнен ремонт блока питания;
9) акты рекламаций N 17 и N 24: заявка от 11.04.2024 г. - не выполнена замена SDD-диска;
10) акт рекламации N 25: заявка от 25.04.2024 г. - не выполнен ремонт оборудования;
11) акт рекламации N 26: заявка от 14.05.2024 г. - не выполнен ремонт оборудования.
В связи с ненадлежащим исполнением Исполнителем своих обязательств на 31.05.2024 г., на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 31.05.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 2590229047323001568 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 31.05.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В регламентированный ч. 14 ст. 96 Закона о закупках срок Поставщиком нарушения условий контракта не устранены. Оснований для отмены Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имеется.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.06.2024 г. Информация об ООО "Адара Сервис" была направлена в адрес Пермского УФАС России 11.06.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель "Адара Сервис" указал, что на протяжении действия Контракта Заказчиком были неоднократно допущены нарушения условий такого Контракта, в части требований оказания услуг, не предусмотренных Контрактом. Письма и претензии, направленные Исполнителем в адрес Заказчика, игнорируются, фактически Заказчик уклоняется от исполнения договора. Действия Заказчика приводят к появлению дополнительных расходов и убытков у Исполнителя, которые не предусмотрены условиями договора.
Относительно содержания актов рекламаций Исполнитель указал следующее:
1) заявка Заказчика от 23.01.2024 г. на ремонт блока питания. Предметом контракта является услуга по ремонту и техническому обслуживанию офисной техники. Условия Контракта не предполагают поставку отдельных запасных частей или комплектующих, а также ремонт не комплектной и разобранной офисной техники. Передача отдельных блоков или запасных частей для ремонта не позволяет идентифицировать оборудование (ни по инвентарному, ни по заводскому номерам), которому принадлежат отдельные запасные части и блоки, а также невозможно определить принадлежность запасных частей и блоков непосредственно Заказчику. Кроме того, Исполнитель вынужден нести дополнительные расходы, не предусмотренные заключенным Контрактом на идентификацию и диагностику отдельных блоков и запасных частей;
2) заявка Заказчика от 19.03.2024 г. на ремонт трех блоков питания. Предметом контракта является услуга по ремонту и техническому обслуживанию офисной техники. Условия Контракта не предполагают поставку отдельных запасных частей или комплектующих, а также ремонт не комплектной и разобранной офисной техники. Передача отдельных блоков или запасных частей для ремонта не позволяет идентифицировать оборудование (ни по инвентарному, ни по заводскому номерам), которому принадлежат отдельные запасные части и блоки, а также невозможно определить принадлежность запасных частей и блоков непосредственно Заказчику. Кроме того, Исполнитель вынужден нести дополнительные расходы, не предусмотренные заключенным Контрактом на идентификацию и диагностику отдельных блоков и запасных частей;
3) заявка Заказчика на ремонт двух дубликаторов Riso от 22.03.2024 г.: выполнены работы, предусмотренные условиями Контракта. Выполнение работ с заменой запасных частей не предусмотрены спецификацией;
4) заявка Заказчика от 04.04.2024 г. на ремонт блока питания. Предметом контракта является услуга по ремонту и техническому обслуживанию офисной техники. Условия Контракта не предполагают поставку отдельных запасных частей или комплектующих, а также ремонт не комплектной и разобранной офисной техники. Передачи отдельных блоков или запасных частей для ремонта не позволяет идентифицировать оборудование (ни по инвентарному, ни по заводскому номерам), которому принадлежат отдельные запасные части и блоки, а также невозможно определить принадлежность запасных частей и блоков непосредственно Заказчику. Кроме того, Исполнитель вынужден нести дополнительные расходы, не предусмотренные заключенным Контрактом, на идентификацию и диагностику отдельных блоков и запасных частей;
5) заявка на ремонт системного блока от 08.04.2024 г. - требуется проведение технического обслуживания системного блока. Данный вид работ не предусмотрен условиями Контракта;
6) заявка на замену оперативной памяти от 09.04.2024 г. Предметом Контракта является услуга по ремонту и техническому обслуживанию офисной техники. Условия контракта не предполагают поставку отдельных запасных частей или комплектующих, а также ремонт не комплектной и разобранной офисной техники. Передачи отдельных блоков или запасных частей для ремонта не позволяет идентифицировать оборудование (ни по инвентарному, ни по заводскому номерам), которому принадлежат отдельные запасные части и блоки, а также невозможно определить принадлежность запасных частей и блоков непосредственно Заказчику. Кроме того, Исполнитель вынужден нести дополнительные расходы, не предусмотренные заключенным Контрактом на идентификацию и диагностику отдельных блоков и запасных частей;
7) заявка от 10.04.2024 г. на замену системы охлаждения системного блока. Замена системы охлаждения не требуется. Необходимо проведение технического обслуживания системного блока. Данный вид работ не предусмотрен условиями договора;
8) заявка от 11.04.2022 г. на ремонт блока питания. Предметом контракта является услуга по ремонту и техническому обслуживанию офисной техники. Условия Контракта не предполагают поставку отдельных запасных частей или комплектующих, а также ремонт не комплектной и разобранной офисной техники. Передачи отдельных блоков или запасных частей для ремонта не позволяет идентифицировать оборудование (ни по инвентарному, ни по заводскому номерам), которому принадлежат отдельные запасные части и блоки, а также невозможно определить принадлежность запасных частей и блоков непосредственно Заказчику. Кроме того, Исполнитель вынужден нести дополнительные расходы, не предусмотренные заключенным Контрактом на идентификацию и диагностику отдельных блоков и запасных частей;
9) заявка на замену SSD от 11.04.2024 г.: замена SSD не требуется. Требуется переустановка операционной системы. Данный вид работ не предусмотрен условиями Контракта;
10) заявки на ремонт оборудования от 25.04.2024 г., 14.05.2024 г. невозможно идентифицировать.
Как отметил Исполнитель в дополнительных письменных пояснениях исходя из заявок и писем Заказчик не мог надлежащим образом идентифицировать как запасные части оборудования, так и само оборудование, которому требуется техническое обслуживание.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно приложению N 1 "Техническое задание" к Контракту в стоимость работ должны быть включены расходы на замену комплектующих (включая стоимость комплектующих), использованных материалов, деталей, расходы на перевозку, доставку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, установленные законодательством, а также любые иные расходы исполнителя.
Работы по ремонту, техническому обслуживанию техники осуществляются на месте Заказчика (рабочем месте пользователя), а в случае отсутствия такой возможности Исполнитель за свой счет и своими силами осуществляет доставку неисправного оборудования в сервисный центр, с установкой на время ремонта аналогичного оборудования.
Перечень оборудования для которого необходимо оказание услуг по техническому обслуживанию, а также перечень необходимых услуг, указан в Техническом задании.
При этом Комиссия принят во внимание тот факт, что перечень оборудования не содержит указание как на наименование производителя оборудования или запасной части, так и на инвентарный номер.
Исходя из представленных Заказчиком заявок следует, что заявка содержит лишь указание на наименование оборудования или запасной части, при этом в отношении запасных частей не указано как оборудование, на котором оно было установлено, так и наименование производителя, марка или модель запасной части.
Кроме того, исходя из пояснений Исполнителя и актов рекламаций Заказчика следует, что стороны не согласны в части видов работ, которые должны быть выполнены Исполнителем.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, равно как и порядка оказания услуг по такому контракту.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Адара Сервис" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Адара Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 июня 2024 г. N РНП-59-227
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024