Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 8892/24) ГБУ ПК "ЦРЖКХ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений ООО "ММА" (далее также - Общество, Исполнитель) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом экономкласса и транспортом повышенной проходимости для нужд ГБУ ПК "ЦРЖКХ" (N изв. 0156200009923001476).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 19.06.2024 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссией был объявлен перерыв до 20.06.2024 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом экономкласса и транспортом повышенной проходимости для нужд ГБУ ПК "ЦРЖКХ". Начальная (максимальная) цена контракта 4 000 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
25.12.2023 г. между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 0156200009923001476 на оказание услуг по перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом экономкласса и транспортом повышенной проходимости для нужд ГБУ ПК "ЦРЖКХ" (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 28.05.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
a. Предмет Контракта: оказание услуг по перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом экономкласса и транспортом повышенной проходимости для нужд ГБУ ПК "ЦРЖКХ" (далее - услуга).
1. Исполнитель обязуется оказать услуги, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
2. Требования к качеству, порядку оказания услуг, результату услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Если маршрут движения автотранспортного средства более 50 км от адреса Заказчика, установленного в Приложении 1 к Техническому заданию, то время оказания услуги при движении с пассажиром в обе стороны увеличивается на коэффициент 1,3.
1. Срок начала оказания услуг: 09.01.2024 г. (срок начала оказания услуг не может быть ранее даты заключения Контракта).
2. Срок окончания оказания услуг: 31.12.2024 г.
3. Оказание услуг осуществляется:
1. кольцевым автотранспортным средством на основании письменной заявки Заказчика, поступившей посредством электронной почты диспетчеру Исполнителя. Автотранспортное средство должно быть предоставлено ко времени, указанному в заявке Заказчика, либо в случае, если время подачи транспортного средства не определено, в течение 30(тридцати) минут с момента получения диспетчером Исполнителя заявки Заказчика. В случае выезда за пределы г. Пермь, заявка направляется посредством электронной почты не менее чем за 0.5 часов до предполагаемой поездки. Одновременно может быть предоставлено до 10 кольцевых автотранспортных средств. Отсчет времени оказания услуг начинается с момента прибытия автомобиля, но не ранее назначенного времени, и заканчивается в момент высадки пассажира в назначенном месте.
a. Место оказания услуг: 614039, Пермский край, г. Пермь, ул. Пушкина, 78а. (далее - услуга).
3. Исполнитель обязуется оказать услуги, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
4. Требования к качеству, порядку оказания услуг, результату услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Если маршрут движения автотранспортного средства более 50 км от адреса Заказчика, установленного в Приложении 1 к Техническому заданию, то время оказания услуги при движении с пассажиром в обе стороны увеличивается на коэффициент 1,3.
5. Срок начала оказания услуг: 09.01.2024 г. (срок начала оказания услуг не может быть ранее даты заключения Контракта).
6. Срок окончания оказания услуг: 31.12.2024 г.
7. Оказание услуг осуществляется:
1. кольцевым автотранспортным средством на основании письменной заявки Заказчика, поступившей посредством электронной почты диспетчеру Исполнителя. Автотранспортное средство должно быть предоставлено ко времени, указанному в заявке Заказчика, либо в случае, если время подачи транспортного средства не определено, в течение 30(тридцати) минут с момента получения диспетчером Исполнителя заявки Заказчика. В случае выезда за пределы г. Пермь, заявка направляется посредством электронной почты не менее чем за 0.5 часов до предполагаемой поездки. Одновременно может быть предоставлено до 10 кольцевых автотранспортных средств. Отсчет времени оказания услуг начинается с момента прибытия автомобиля, но не ранее назначенного времени, и заканчивается в момент высадки пассажира в назначенном месте.
Место оказания услуг: 614039, Пермский край, г. Пермь, ул. Пушкина, 78а.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта.
11.2 Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, датой надлежащего уведомления Поставщика является 28.05.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.06.2024 г.
Обращение о включении информации об ООО "ММА" в реестр недобросовестных поставщиков была направлена в адрес Пермского УФАС России 13.06.2024 г.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, Заказчик принял данное решение ввиду следующих обстоятельств.
В связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных Контрактом, в адрес Исполнителя неоднократно направлялись претензии об уплате штрафов, в частности, письмо от 15.01.2024 N 01у-01-84/05-8 "Требование (претензия) об уплате неустойки".
Также Заказчик в одностороннем отказе сообщает, что Исполнитель многократно не предоставлял транспортное средство по заявке Заказчика в установленный срок или необоснованно игнорировал требования Заказчика о предоставлении транспортных средств. В связи с чем Исполнитель неоднократно нарушил основное обязательство по Контракту без каких-либо причин.
Заказчик в одностороннем отказе сообщает, что Исполнитель в период с 22.04.2024 по 27.05.2024 многократно уклонялся от исполнения обязательства по перевозке пассажиров Заказчика. При этом Заказчиком зафиксированы неоднократные нарушения, выражавшиеся в непредставление Исполнителем транспортных средств по заявкам Заказчика.
В частности, Заказчиком зафиксировано 8 случаев, когда Исполнитель в нарушение положений Контракта не предоставлял легковой автомобиль эконом класса по направленной заранее заявке Заказчика.
Указанное подтверждает следующими письмами Заказчика: письмо от 27.05.2024 N 01у-01-84/05-56, письмо от 27.05.2024 N 01 у-01-84/05-62, письмо от 27.05.2024 N 01у-01-84/05-63, письмо от 27.05.2024 N 01у-01-84/05-64, письмо от 27.05.2024 N 01у-01-84/05-65, письмо от 28.05.2024 N 01у-01 -84/05-66, письмо от 28.05.2024 N 01у-01 -84/05-67, письмо от 28.05.2024 N 01у-01 -84/05-68.
Ввиду вышеописанного, Заказчик обращает внимание на то, что наиболее существенными являются нарушения Исполнителем установленных Контрактом сроков оказания услуг перевозки.
Также Заказчик сообщает, что в адрес Общества неоднократно направлялись письма с требованием об неоплате неустойки связи с неисполнением обязательств.
В подтверждение своей позиции, Заказчик предоставил вышеуказанные письма, а также иные документы.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что представители ООО "ММА" письменных пояснений в адрес Комиссии не направили. Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "ММА" не представили.
Изучив представленные в материалы обращения документы, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "ММА" нарушило условия исполнения Контракта.
В частности, Комиссия обращает внимание на то, что Общество неоднократно допускало неисполнение требований Контракта, выражающиеся в непредоставлении необходимого транспорта, либо предоставлении транспорта, не отвечающего требованиям, указанным в положениях Контракта, а также в несвоевременном предоставлении транспорта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, информация об Обществе уже включена в РНП.
Также Поставщиком не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "ММА" предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по Контракту.
Стоит отметить, что ООО "ММА" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "ММА" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "ММА" не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО "ММА" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилась со всеми изложенными в документации и Контракте требованиями Заказчика.
Также Комиссия обращает внимание на то, что участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
ООО "ММА" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В рассматриваемом случае, виновные действия Исполнителя не позволили удовлетворить государственную нужду, связанную с оказанием услуг по перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом эконом класса и транспортом повышенной проходимости для нужд ГБУ ПК "ЦРЖКХ".
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Общества, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Исполнителя свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "ММА" (Г.Санкт-Петербург, вн.тер.г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ЛИГОВКА-ЯМСКАЯ, ПР-КТ ЛИГОВСКИЙ, Д. 74, ЛИТЕРА А, ПОМЕЩ. 15-Н, ОФИС 204.1 РАБОЧЕЕ МЕСТО 1, ИНН 7811788145) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "ММА" Малеевой Марии Александровне (ИНН 470402790435) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "ММА", о генеральном директоре ООО "ММА" Малеевой Марии Александровне в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июня 2024 г. N РНП-59-228
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024