на основании доверенностей),
в отсутствие представителя ГКУ ПК "Имущественное казначейство Пермского края" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение (вх.N 8890/24) ГКУ ПК "Имущественное казначейство Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Современные Технологии Строительства" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по демонтажу (сносу) недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Дзержинский, ул. Локомотивная, д. 18а (изв.N 0356200008223000030),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200008223000030 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по демонтажу (сносу) недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Дзержинский, ул. Локомотивная, д. 18а. Начальная (максимальная) цена контракта - 862 562,40 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 14.06.2024 N 6352/24) рассмотрение обращения было назначено на 19.06.2024 в 14:30 ч. В связи с техническими проблемами, рассмотрение обращения, на основании уведомления Пермского УФАС России (от 20.06.2024 г. N 6474/24), было перенесено на 20.06.2024 в 16:30. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17:00 20.06.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
Согласно реестровой записи контракта N 2590229273823000041 22.12.2023 г. между Заказчиком и ООО "Современные Технологии Строительства" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на выполнение работ по демонтажу (сносу) недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Дзержинский, ул. Локомотивная, д. 18а (далее - Контракт). Цена контракта - 287 060,57 руб.
В связи с нарушением Подрядчиком условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 31.05.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 7 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 7 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что согласно п. 1.4, п. 1.5 Контракта срок выполнения работ 30 календарных дней с 25.12.2023 г. Таким образом, работы Подрядчиком должны быть выполнены в срок не позднее 23.01.2024 г. В адрес Подрядчика неоднократно были направлены мотивированные отказы: от 29.02.2024 г. N 31.1-04-55, от 18.04.2024 г. N 31.1-04-109, а также письмо от 15.03.2024 г. N 31.1-04-75 с требованием выполнить работы в установленный срок. При этом замечания, явившиеся основанием для мотивированных отказов в приемке работ Подрядчиком устранены не были. Таким образом, Подрядчиком неоднократно нарушены сроки выполнения работ по Контракту, Контракт фактическим не исполнен.
Поскольку на 31.05.2024 г. Подрядчиком обязательства по Контракту не выполнены, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 31.05.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 2590229273823000041 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 31.05.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В регламентированный ч. 14 ст. 96 Закона о закупках срок Подрядчиком нарушения условий контракта не устранены. Оснований для отмены Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имеется.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.06.2024 г. Информация об ООО "Современные Технологии Строительства" была направлена в адрес Пермского УФАС России 13.06.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Подрядчика указал, что неотъемлемой частью Контракта является Проект Шифр 57/10-2023 ПОС от 10.10.2023 г. организации работ по сносу объекта недвижимого имущества по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Дзержинский, ул. Локомотивная, д. 18а на листе 29 имеется Технологическая последовательность при сносе зданий и сооружений:
- демонтаж конструкций надземной части здания
- демонтаж конструкций нулевого цикла (фундаменты)
В Проект Шифр 57/10-2023 ПОС от 10.10.2023 г. приложена копия технического паспорта здания от 24.07.2018 г., Инвентарный номер 56128 (лист 43-51), лист 48 - копия выписки паспорта на домовладение, где указана площадь здания 128 м2, фундамент бутовый ленточный, перекрытия деревянные утепленные, крыша металлочерепица, полы дощатые линолеум керамическая плитка. Лист 49 - ситуационный план где указана высота здания Н=3,39 м. Также неотъемлемой частью контракта является локальный сметный расчет, где указываются объемы работ и рассчитывается стоимость данных работ. В локальном сметном расчете в разделе 1 указаны параметры сносимого здания магазина (литера А) строительный V здания=437,0 м3, S застройки=128,8 м2. В п. 1 локально сметного расчета указано: разборка зданий методом обрушения: кирпичных отапливаемых на 100 м3 строительного объема, включая подвал рассчитан объем 4,37 м3 полученный путем перемножения S застройки=128,8 м2 на высоту, взятую с ситуационного плана с Технический паспорт здания лист 1 где указано Н=3,39 м. Далее в локальном сметном расчете идет расчет строительного мусора, засыпка котлована, смесь песчаная, уплотнение грунта, вывоз строительного мусора, планировка территории. Отсутствует расчет разборки конструкций нулевого цикла (фундаменты). Из-за чего нет возможно выполнить работы по засыпке котлована, смесь песчаная, уплотнение грунта, и в 100% объеме планировку. О данном факте Заказчик был уведомлен телефонограммой 12.01.2024 г. и вызван на объект для составления акта осмотра. На официальную почту Заказчика также было отправлено письмо Исх. N 01 от 18.01.2024 г. с просьбой согласовать не учтенные в ЛСР N 02.10.3-2023. объемы демонтаж конструкций нулевого цикла (фундаменты). 01.02.2024 г. Подрядчиком были загружены документы об исполнении где подкреплено письмо Исх. N 01 от 18.01.2024 г. с просьбой согласовать объемы демонтаж конструкций нулевого цикла (фундаменты). 29.02.2024 г. Заказчиком было отказано в приемке и выслано письмо от 29.02.2024 г. за N 31.1-04-55. где заказчик ссылается на Выписку из ЕГРН (подтверждающим право собственности на тот или иной объект недвижимости) и указанная площадь здания 109 м2, кадастровый номер объекта был присвоен 15.05.2012 г. Технический паспорт объекта был выдан Приуральским филиалом АО "Ростех Инвентаризации-Федеральное БТИ" от 24.07.2018 г. После чего собственник объекта не внес изменения в ЕГРН. В ЛСР N 02.10.3-2023 подсчитывается строительный объём здания согласно п. А7 СП 118.13330.2020 "Свод правил. Общественные здания и сооружения". Строительный объем общественного здания определяется как сумма строительного объема выше отметки 0,000 (надземная часть) и строительного объема ниже отметки 0,000 (подземная часть), измеряемого до уровня пола последнего подземного этажа. Строительный объем определяют в пределах ограничивающих наружных поверхностей с включением ограждающих конструкций, световых фонарей и других надстроек, начиная с отметки чистого пола надземной и подземной частей общественного здания, без учета выступающих архитектурных деталей и конструктивных элементов, козырьков, портиков, балконов, террас, объема проездов и пространства под общественным зданием на опорах (в чистоте), проветриваемых подполий и подпольных каналов. Высота была взята из технического паспорта объекта с ситуационного плана где указано Н=3,39 м. Как отметил представитель Подрядчика выполнить работы, указанные в п. 6, 7, 8 ЛСР N 02.10.3-2023, невозможно из-за отсутствия расчета разборки конструкций нулевого цикла (фундаменты). П. 11 ЛСР N 02.10.3-2023 не выполнен в объеме равное площади здания 128 м2.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно п. 1 Локально-сметного расчета объем здания составляет 437 м3, площадь застройки составляет 128,8 м2. Вместе с тем, согласно разделу 7 технического паспорта на здание, помимо самого здания площадью 128,8 м2, в состав здания также входит крыльцо с площадью 6,7 м2, холодный пристрой с площадью 84,4 м2. Указанные элементы также имеют бетонное основание и фундамент.
Таким образом, указанные объемы крыльца и холодильного пристроя в локально-сметном расчете не учтены, указана лишь площадь самого здания.
Согласно имеющимся фотоснимкам объекта, не снесенной отсеется лишь фундаментная часть
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в частности, относительно неучтенных площадей здания.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. "а" п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Современные Технологии Строительства" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Современные Технологии Строительства" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июня 2024 г. N РНП-59-229
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024