Инспекцией Забайкальского УФАС России в составе: председателя инспекции Гойгова М.Б., руководителя Забайкальского УФАС России, участников инспекции: Осиповой А.О. начальника отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Китаевой И.С. главного государственного инспектора отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России,
на основании информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (обращение ООО "Атланмедпром", вх. от 31.05.2024 N4400/24), в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе, закона), проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе государственным заказчиком - Государственным учреждением здравоохранения "Краевая клиническая больница" при проведении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, на поставку нити хирургической из полиолефина, мононить (реестровый номер закупки 0391200025824000014, ИКЗ 242753601222675360100101770010000244), при участии по видеоконференцсвязи представителей заказчика ГУЗ "Краевая клиническая больница":
и.о. главного врача Викторова А.В. (приказ от 14.06.2024 N354), Исаевой Т.В. (доверенность от 14.06.2024 N1493), Парахонькова А.В. (доверенность от 07.03.2024 N 488), Шеретеко С.Г. (доверенность от 14.06.2024 N 1494), при участии по видеоконференцсвязи представителя поставщика ООО "Промедис" Тугариновой С.П. (доверенность от 11.06.2024), при участии представителя заявителя ООО "Атланмедпром" Скосырской Е.В. (доверенность от 27.05.2024),
УСТАНОВИЛА:
31.05.2024 в адрес Забайкальского УФАС России поступило обращение ООО "Атланмедпром" о нарушении законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства государственным заказчиком - ГУЗ "Краевая клиническая больница" при проведении 10 закупок, осуществляемых в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе закупки на поставку нити хирургической из полиолефина, мононить (реестровый номер закупки 0391200025824000014, ИКЗ 242753601222675360100101770010000244).
Заявителем указано, что заказчиком неверно выбран способ закупки, т.к. в КТРУ на закупаемый товар отсутствуют характеристики (соответственно, заказчиком при размещении извещения не может быть описан товар, то есть указаны его характеристики с применением каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ); участником не может быть предложен конкретный товар, соответствующий потребности заказчика, т.к. ввиду отсутствия понимания о характеристиках требуемого заказчику товара невозможно сформировать ценовое предложение для участия в закупке; заказчику при приемке необходимо оценить соответствие товара условиям контракта, который, вопреки требованиям законодательства о контрактной системе, не содержит конкретные характеристики товара). Исходя из указанного, контракт не содержит характеристики закупаемого товара, что не позволяет при приемке оценить соответствие поставляемого товара с условиями контракта. Учитывая размещенную в ЕИС информацию о заключении и исполнении контрактов (в отсутствие понимания о потребности заказчика и характеристиках необходимого товара) с поставщиками из иных регионов (фактически, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Республики Бурятия) заявителем указано на признаки согласованных действий, чем ограничивается возможность работы по участию в закупках и поставке товаров местными поставщиками. По спорной закупке также указано, что по накладной поставлено 19 позиций товара с одним наименованием и разным количеством, характеристики не прописаны. Заявитель, указывая на необоснованность проведения закупки названым способом, просит провести внеплановую проверку соблюдения государственным заказчиком законодательства о контрактной системе, выдать предписание об устранении нарушений, привлечь должностных лиц заказчика к административной ответственности.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом от 06.06.2024 N110/24 и уведомлением от 11.06.2024 NМГ/2552/24 назначено проведение внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки N0391200025824000014.
Ввиду отсутствия в составе извещения описания объекта закупки, позволяющего установить требуемый заказчику товар, в целях выяснения потребности учреждения в характеристиках закупаемого товара, уведомлением от 11.06.2024 NМГ/2552/24 у заказчика запрошена информация: о заявке отделения, запросах коммерческих предложений и ответов на них, пояснения о поставленном товаре (позиция РУ).
Также запрошены пояснения по доводам заявителя, пояснения о выборе способа закупки. Заседание инспекции проведено 18.06.2024.
Заказчиком представлены возражения по доводам заявителя, указано следующее: "Закупка осуществлена в соответствии с п. 12 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу данного пункта в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 настоящей статьи, в электронной форме с использованием электронной площадки может осуществляться на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, закупка, по результатам которой заключается контракт на поставку товара или контракт, предметом которого является предоставление права на использование программы для электронной вычислительной машины и (или) базы данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее в настоящей части также - товар). Годовой объем закупок, осуществляемых в таком порядке, не должен превышать сто миллионов рублей. ГУЗ "ККБ" является многопрофильным медицинским учреждением, оказывающим различные виды медицинской помощи (стационарную: плановую, неотложную, экстренную, в том числе высокотехнологичную, специализированную (оказывается врачами-специалистами по различным профилям и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию), квалифицированную (в том числе узконаправленную), жителям Забайкальского края. В связи с введением структурированных заявок, а также кадровым дефицитом зна- чительно удлинились сроки подготовки документации для проведения аукционов, в связи с чем закрыть не терпящую отлагательств потребность учреждения (а именно, отделения кардиохирургии, имеющим потребность в постоянном наличии данной нити для оказания помощи, в том числе экстренной, пациентам) путем проведения аукциона не представлялось возможным. Запрос котировок в электронной форме также не
решил
данный вопрос в срочном порядке, учитывая сроки проведения данной процедуры (на практике около месяца). В сложившейся ситуации, учитывая острую потребность отделения в товаре для ока- зания в том числе, скорой и неотложной медицинской помощи в экстренной форме, заказчик осуществил закупку в соответствии с пунктом 12 статьи 93 Закона о контрактной системе. Требования настоящей нормы при проведении закупки были соблюдены: сумма контракта не превышает 5 млн руб., годовой объем закупок, осуществляемых в таком порядке. не превышает сто миллионов рублей (62.5 млн. руб.). Приведен скриншот (снимок экрана) заявки участника закупки. Страна происхождении указана в соответствии с заявкой указанной участником. То, что в товарной накладной товар разбит на 19 позиций, не свидетельствует о наличии нарушений, поскольку общее количество товара совпадает со спецификацией. В счет фактурах указаны страны происхождения, соответствующие регистрационным удостоверениям США (ФСЗ 2010/06040), Испания (РЗН 2017/6386).
Кроме того, заказчиком получено 3 коммерческих предложения поставщиков, которые могут осуществить поставку соответствующего медицинского изделия, на основании которых рассчитана НМЦК. Довод о том, что контракт заключен по завышенным ценам, не подтвержден. Следует отметить, что в данной закупке приняло участие 2 участника: ООО "Медстрим" и ООО "Промедис". Каких-либо доказательств невозможности участия в закупках по п. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе ООО "Алтанмедпром" не предоставило. Хотелось бы отметить, что учреждение "не увлекается" данным способом закупки, поскольку по состоянию на 13.06.2024 учреждением заключено 380 контрактов по результатам проведения аукционов на сумму 768.9 млн. руб.. в том числе по п. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе проведено 60 закупок на сумму 62.5 млн. руб., что составило около 16% от количества заключенных контрактов и 8% от суммы заключенных контрактов".
На основании изложенного заказчик считает, что проверяемая закупка проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства. К письменные пояснениям представлены: рапорт о потребности отделения в 26 видах шовного материала конкретных производителей (вх. от 27.02.24 N540), 3 коммерческих предложения (от 20.02.2024 N55, от 20.02.2024 N20/02-1, от 19.02.2024 N51/24 без указания конкретных видов нитей хирургических, без отметки номеров входящей корреспонденции), регистрационные удостоверения на медицинские изделия ФСЗ 2010/06040 иРЗН 2017/6386.
Представителями заказчика даны пояснения, что запросы коммерческих предложений осуществляются разными способами, в том числе в телефонном режиме, а также с использованием мессенджеров (какие-либо запросы коммерческих предложений, в том числе из которых можно установить требуемые заказчику характеристики товара, в материалы дела не представлены). В ходе заседания инспекции заказчиком представлены пояснения, что в рамках рассматриваемой закупки по контракту поставлены требуемых заказчику товары "Оптилен" и "Пролен". Представителем ООО "Промедис" в ходе заседания инспекции даны пояснения, что участником сформировано предварительное предложение о поставке шовного материала. По мнению общества, ничего не мешает сторонам по контракту согласовывать при исполнении контракта поставку необходимого учреждению вида товара. Указано, что общество имеет возможность поставить любое из медицинских изделий, указанное в приложенных к заявке РУ. Считает подход заявителя по указанию в жалобе 10 закупок избирательным, указывает, что аналогичным образом заказчиком осуществлена закупка N 0391200025824000002, поставщиком по которой признан индивидуальным предприниматель из г. Бердск. В ходе проверки установлено следующее. 26.02.2024 16:44 (МСК+6) заказчиком на официальном сайте единой информационной системе (далее - ЕИС) размещены извещение и электронные документы о проведении закупки у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, на поставку товара - "Нить хирургическая из полиолефина, мононить" (реестровый номер закупки 0391200025824000014, ИКЗ 242753601222675360100101770010000244).
Заказчиком применен код Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) "21.20.24.120-00000028 Нить хирургическая из полиолефина, мононить". Начальная цена контракта 2 749 506,24 рублей. Заказчиком размещено следующее описание объекта закупки: Техническое задание Наименование, описание согласно КТРУ Ед. Кол-во изм. Код КТРУ: 21.20.24.120-00000028 шт 2 568 Код ОКПД2: 21.20.24.120 Нить хирургическая из полиолефина, мононить. Общее описание по КТРУ: Синтетическая нерассасывающаяся мононить из полиолефина (например, из полипропилена, полиэтилена, политетрафторэтилена, поливинилиденфторида), предназначенная для соединения (аппроксимации) краев раны мягких тканей или разреза путем сшивания или для лигирования мягких тканей; может комплектоваться прикрепленной одноразовой иглой, которую необходимо утилизировать сразу после использования. Нить обеспечивает временную поддержку раны до тех пор, пока она не будет в достаточной степени вылечена. Не самофиксирующаяся и не содержит антимикробных веществ/материалов. Это изделие одноразового использования и предназначено для использования в стерильных условиях.
Согласно сведениям ГИС "Независимый регистратор" оператором Электронной площадки ООО "РТС-тендер" 26.02.2024 16:55:30 произведена регистрация (присвоение идентификационного номера) предварительных предложений N 115972837 (ООО "Промедис") и N115972840 (ООО "Медстрим") на участие в закупке товаров согласно ч.12 ст. 93 N 44-ФЗ (согласно информации ЕИС отображается как дата и время подачи заявки 26.02.2024 10:55:30 (МСК+6).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 27.02.2024: на момент окончания срока определения заявок на участие в закупке товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, оператором были определены следующие заявки (предварительные предложения), соответствующие требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и содержащие наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки: Порядковый номер заявки, Идентификационный номер присвоенный заявки, присвоенный оператором Цена за единицу товара Общая сумма оператором электронной площадки электронной площадки 115972837 1 1070,00 2747760,00 115972840 2 1070,68 2749506,24 Согласно сведениям ГИС "Независимый регистратор" в заявке участника закупки N115972837 (ООО "Промедис" ИНН 0326552335) предложен следующий товар: Наименование товара по КТРУ: Нить хирургическая из полиолефина, мононить Код товара по КТРУ: 21.20.24.120-00000028 Товарный знак: отсутствует Наименование страны происхождения товара: Королевство Испания; Соединенные Штаты Америки Единица измерения товара: Штука Наименование медицинского изделия в соответствии с РУ (только для мед.изделий): Шовный хирургический материал (Пролен, Оптилен) Цена за единицу: 1070.00 В составе заявки ООО "Промедис" представлены следующие документы: Документы товара Посмотреть Название документа Документ Дата/время данные об ЭП Страна происхождения товара.pdf Страна происхождения товара.pdf 26.02.2024 10:29 МСК Сведения об ЭП Рег удостоверение Оптилен.pdf Рег удостоверение Оптилен.pdf 26.02.2024 10:29 МСК Сведения об ЭП Рег удостоверение Пролен.pdf Рег удостоверение Пролен.pdf 26.02.2024 10:30 МСК Сведения об ЭП Согласно сведениям ГИС "Независимый регистратор" в заявке участника закупки N115972840 (ООО "Медстрим" ИНН 7701385947) предложен следующий товар: Наименование товара по КТРУ: Нить хирургическая из полиолефина, мононить Код товара по КТРУ: 21.20.24.120-00000028 Товарный знак: отсутствует Наименование страны происхождения товара: Королевство Испания; Соединенные Штаты Америки Единица измерения товара: Штука Цена за единицу: 1070.68 В составе заявки ООО "Медстрим" представлены следующие документы: Документы товара Посмотреть Название документа Документ Дата/время данные об ЭП Декларирование страны Декларирование страны происхождения 26.02.2024 Сведения об ЭП происхождения товара.pdf товара.pdf 10:15 МСК 26.02.2024 РУ нерассасыв 2022.pdf РУ нерассасыв 2022.pdf Сведения об ЭП 10:17 МСК РУ Оптилен шовный compressed.p 26.02.2024 РУ Оптилен шовный compressed.pdf Сведения об ЭП df 10:18 МСК В составе обеих заявок представлены регистрационные удостоверения (РУ):
1) от 07.07.2022 NРЗН 2017/6386 на медицинское изделие "Материал шовный хирургический синтетический монофиламентный нерассасывающийся стерильный "Оптилен" производства "Б.Браун Сурджикал С.А." Испания (содержащее сведения о 886 вариантах исполнения - медицинских изделий с различными характеристиками длины, диаметра и иных);
2) от 25.04.2022 NФСЗ 2010/06040 на медицинское изделие "Шовные материалы хирургические стерильные, натуральные и синтетические, нерассасывающиеся, с атравматичными иглами и без игл" производства "Этикон, Эл-Эл-Си" (ООО "Джонсон & Джонсон"), США (содержащее сведения о множестве различных вариантов исполнения, в том числе нитей по п. 6 "Пролен (PROLENE)" 407 видов - медицинских изделий с различными характеристиками длины, диаметра и иных).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 27.02.2024 заказчиком принято решение признать обе заявки соответствующими установленным требованиям, заключить контракт с участником закупки, идентификационный номер заявки которого:115972837 ООО "Промедис". 01.03.2024 заключен государственный контракт N8823 на поставку нити хирургической из полиолефина, мононить/ Наименование медицинского изделия в соответствии с РУ Шовный хирургический материал (Пролен, Оптилен) (реестровый номер контракта N 2753601222624000125) с ООО "Промедис". В ходе проведения проверки Инспекция пришла к следующим выводам. Заказчик выбирает способ определения поставщика в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное ограничение числа участников закупки (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе). Способы определения поставщиков и правила их выбора закреплены в статье 24 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе з ак азчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами являются (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе):
1) конкурсы (электронный конкурс, закрытый конкурс, закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион, закрытый электронный аукцион;
3) запрос котировок в электронной форме. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов (часть 7 статьи 24 Закона о контрактной системе). Перечень случаев, при которых возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закреплен в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе в электронной форме с использованием электронной площадки может быть осуществлена закупка товара у единственного поставщика на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей. Годовой объем закупок, осуществляемых в таком порядке, не должен превышать сто миллионов рублей. Закупка товара в соответствии с частью 12 осуществляется в следующем порядке:
1) в целях участия в проводимых на электронной площадке закупках, предусмотренных настоящей частью, участники закупки вправе сформировать на электронной площадке, подписать усиленной электронной подписью и разместить на такой электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров (далее - предварительное предложение), содержащее в отношении каждого товара, предлагаемого таким участником закупки к поставкам:
а) наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) товарный знак (при наличии);
в) наименование страны происхождения товара;
г) документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона). В случае отсутствия такого документа (или его копии) такой товар приравнивается к товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств;
д) единица измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей;
е) цена (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" настоящего пункта количества товара, предлагаемого участником закупки к поставкам, и субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов), муниципального (муниципальных) округа (округов) или городского (городских) округа (округов), в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
ж) минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам. При этом такое количество товара может быть указано с учетом предусмотренных подпунктом "з" настоящего пункта субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов), муниципального (муниципальных) округа (округов) или городского (городских) округа (округов), в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
з) наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов), муниципального (муниципальных) округа (округов) или городского (городских) округа (округов) по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
и) срок действия предварительного предложения, который не может составлять более одного месяца с даты его размещения на электронной площадке. Участник закупки вправе продлить срок действия предварительного предложения или отозвать его в любой момент до направления оператором электронной площадки заявки заказчику в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 настоящей части;
к) информацию и документы, предусмотренные подпунктами "н" - "п" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
л) минимальный (минимальные) срок (сроки) и (или) максимальный (максимальные) срок (сроки) поставки товара с учетом предусмотренных подпунктами "ж" и "з" настоящего пункта количества товара, предлагаемого участником закупки к поставкам, и субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов), муниципального (муниципальных) округа (округов) или городского (городских) округа (округов), в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам. Предусмотренные настоящим подпунктом сроки поставки товара исчисляются календарными днями и указываются в предварительном предложении в календарных днях. При этом неуказание в соответствии с настоящим подпунктом минимального (минимальных) или максимального (максимальных) срока (сроков) означает согласие участника закупки со сроком поставки товара, предусмотренным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящей части;
2) размещение предварительного предложения в соответствии с пунктом 1 настоящей части означает согласие участника закупки на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящей части. При этом ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки. Предусмотренное настоящим пунктом предварительное предложение о поставке товара признается заявкой на участие в закупке, поданной участником закупки, начиная с осуществления оператором электронной площадки действия, предусмотренного подпунктом "а" пункта 5 настоящей части. Участник закупки в порядке, установленном пунктом 1 настоящей части для формирования и размещения предварительного предложения, вправе внести в предварительное предложение изменения. При этом такие изменения применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе после размещения на электронной площадке таких изменений;
3) заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее:
а) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
б) информацию, указанную в пунктах 1 - 3, 9, 10, 13, 15, 17, 18 и 24 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
в) наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, количество закупаемого товара, единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей, срок и место поставки товара . Предусмотренный настоящим подпунктом срок поставки товара исчисляется календарными днями и указывается в извещении об осуществлении закупки в календарных днях;
г) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 23 и 25 статьи 95 закона;
д) требования, предъявляемые к участникам закупки и предусмотренные частями 1 и 2 статьи 31 закона (при наличии);
е) требование, устанавливаемое в соответствии с частью 1.1 статьи 31 закона (при наличии);
4) извещение об осуществлении закупки, предусмотренное пунктом 3 настоящей части, должно содержать проект контракта, а также обоснование цены контракта у единственного поставщика. Внесение изменений в такое извещение не допускается;
5) в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки с учетом положений пункта 8 настоящей части с использованием электронной площадки:
а) определяет из числа всех предварительных предложений, размещенных в соответствии с пунктом 1 настоящей части, не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с подпунктами "в" и "е" пункта 3 настоящей части, и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки ;
б) присваивает каждой заявке идентификационный номер, порядковый номер в порядке возрастания цены В случае, если в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта определена одна заявка на участие в закупке, такой заявке присваивается первый порядковый номер;
в) направляет заказчику заявки на участие в закупке (с указанием присвоенных порядковых номеров), предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта и содержащие информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "е" и "к" пункта 1 настоящей части, пунктом 2 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона;
г) в случае указания участником закупки в предварительном предложении в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 настоящей части максимального количества товара блокирует количество товара в размере предусмотренного в извещении об осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящей части количества закупаемого товара;
6) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, заказчик:
а) принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или решение об отклонении заявки на участие в закупке в случае непредставления информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, либо в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6, 8 части 12 статьи 48 закона;
б) присваивает каждой заявке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены . Первый порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара, или являющейся единственной заявкой, которая не отклонена;
в) формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки . Такой протокол должен содержать дату подведения итогов, идентификационные номера заявок и информацию о решениях, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, обоснование решения об отклонении заявки на участие в закупке (в случае принятия такого решения), содержащее указание на положения заявки на участие в закупке, а также положения закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, а также информацию, предусмотренную подпунктом "б" настоящего пункта;
7) заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 50 настоящего Федерального закона;
8) в случае отсутствия заявок оператор электронной площадки в течение 1 часа направляет заказчику уведомление об отсутствии заявок на участие в закупке, а также размещает такое уведомление в ЕИС. При осуществлении закупок, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона, обеспечивается доступность информации обо всех предварительных предложениях, размещенных участниками закупок на всех электронных площадках, посредством информационного взаимодействия с единой информационной системой. Требования к такому информационному взаимодействию устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 13 статьи 93 Закона).
Согласно письму Министерства финансов России от 10.08.2023 N 24-03-06/75075, если описание объекта закупки, содержащее характеристики товара, не сформировано и не включено в позицию каталога, возможность реализации положений подпункта "в" пункта 3 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе отсутствует, поскольку в этом случае указать в извещении об осуществлении закупки характеристики закупаемого товара с использованием каталога невозможно. В этой связи закупка товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, осуществляется при наличии в каталоге позиции, содержащей описание объекта закупки, включающее характеристики товара.
Таким образом, заказчик не вправе закупить товар согласно части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, у которого не имеется подходящей позиции КТРУ, и отсутствуют характеристики в позиции КТРУ. Законом не установлено возможности указания дополнительных, непредусмотренных в позиции КТРУ характеристик, при осуществлении закупок такого вида. Исходя из указанного, с учетом приведенных выше требований пп. "в" пункта 3 части 12 стать 93 Закона о контрактной системе, инспекцией выясняется факт наличия / отсутствия характеристик закупаемого товара в примененной заказчиком позиции КТРУ "21.20.24.120- 00000028 Нить хирургическая из полиолефина, мононить".
Согласно информации ЕИС: Поскольку характеристики товара в позиции КТРУ 21.20.24.120-00000028 на момент размещения извещения в ЕИС не установлены, следовательно, заказчик в нарушение подпункта "в" пункта 3 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ разместил извещение о проведении закупки у единственного поставщика на поставку нити хирургической из полиолефина в отсутствие описания характеристик товара в КТРУ, то есть заказчиком выбран ненадлежащий способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок выбранный заказчиком способ определения поставщика не позволяет приобрести товар, соответствующий потребностям учреждения здравоохранения. Доводы заказчика об описании характеристик товара с использованием КТРУ инспекцией отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание с формировано в соответствии с пунк том 13 наст оящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 13 Правил, описание товара (если такое описание сформировано) включает потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).
Таким образом, характеристики товара в КТРУ размещены в разделе "Описание товара" (если такое описание сформировано). Исходя из изложенного, при размещении извещения о закупке в силу требования подпункта "в" пункта 3 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе характеристики товара, с использованием ЕИС, указываются в том виде, в котором они сформированы в разделе "Описание товара". Вместе с тем, в примененной заказчиком позиции КТРУ проверяемой закупки описание товара содержит указание "Характеристики отсутствуют", то есть описание на момент размещения извещения не сформировано. При этом заказчик, указывая на наличие в извещении описания объекта закупки и его характеристик согласно КТРУ, приводит описание товара, указанное в разделе "Справочная информация" (фактически, определение понятия закупаемого товара, в данном случае по номенклатурной классификации медицинских изделий).
Таким образом, поскольку раздел "Описание товара" не содержит сформированного описания товара и его характеристик, участники закупки аналогичным образом не могут технически сформировать предварительное предложение с указанием характеристик товара с использованием КТРУ, что в том числе подтверждается содержанием заявок ООО "Медстрим" и "Промедис". В связи с указанным, инспекция разделяет доводы ООО "Алтанмедпром" о невозможности размещения участниками закупки надлежащего предварительного предложения о поставке товара в рассматриваемых условиях. Довод сторон о понимании участниками закупки потребности учреждения в конкретном товаре исходя из запросов коммерческих предложений документально не подтвержден. При этом в рамках рассматриваемой закупки коммерческие предложения от участников закупки (ООО "Медстрим" и ООО "Промедис") заказчику не поступали (в материалы дела представлены коммерческие предложения иных хозяйствующих субъектов). Доводы заказчика о доступности предварительных предложений участников закупки на ЭП и, как следствие, размещение извещения о закупке с учетом наличия предварительных предложений ООО "Медстрим" и "Промедис", ставятся инспекцией под сомнение, поскольку хронология событий свидетельствует о планировании спорной закупки ранее формирования участником закупки предложения (согласно информации ЕИС закупка запланирована 22.02.2024).
Доводы заказчика о закупке товара у единственного поставщика в порядке части 12 статьи 93 Закона, ввиду необходимости оказания медицинской помощи, в том числе скорой и неотложной медицинской помощи в экстренной форме, отделением кардиохирургии, инспекцией приняты во внимание. Вместе с тем, для учреждения указанная деятельность является профильной, обеспечение отделений в необходимых товарах носит плановый характер. Кроме того, в экстраординарных случаях, при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно, законодательством о контрактной системе предусмотрен иной порядок осуществления закупки (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона). Учитывая отсутствие характеристик в КТРУ закупаемого товара и в связи с этим права на осуществление закупки у единственного поставщика в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, Инспекция пришла к выводу, что заказчиком неверно выбран способ определения поставщика - осуществление закупки у единственного поставщика в соответствии с частью 12 статьи 93 закона, не соответствует требованиям части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ. Поскольку государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдается. Указанные заявителем вопросы, связанные с обоснованием НМЦК закупки (в том числе, отсутствие запросов коммерческих предложений; направление запросов коммерческих предложений одним и тем же хозяйствующим субъектам, которые находятся в других регионах; отсутствие сведений о характеристиках требуемого товара и как следствие вероятность удорожания предлагаемой цены; подтверждение направления запросов и получения КП и иные), и проверкой исполнения государственного контракта N 2753601222624000125 (отсутствие сведений о конкретном товаре, поставленном по контракту), не относятся к компетенции и полномочиям Забайкальского УФАС России. Вопросы определения и обоснования НМЦК и цены контракта, заключаемой с единственным поставщиком согласно в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе относятся к контролю, осуществляемому органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Вопросы соблюдения предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта в силу пункта 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе также относятся к контролю, осуществляемому органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Поскольку Забайкальское УФАС России не обладает полномочиями по проверке обоснования цены контракта и проверке исполнения условий контракта, материалы дела направляются в Министерство финансов Забайкальского края для проведения проверки, а также в правоохранительные органы. Поскольку в рамках проверки инспекцией установлено, что предварительные предложения ООО "Медстрим" и ООО "Промедис" на поставку шовного материала (в предложении ООО "Медстрим" с ценой за единиц, в точности совпадающей с условиями извещения) размещено за 27 и 15 минут соответственно до размещения извещения в ЕИС, а также учитывая осведомленность поставщиков о конкретной потребности заказчика, сведения о которой отсутствуют в ЕИС, инспекция приходит к выводу о необходимости передачи материалов проверки в отдел антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о соблюдении требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также в правоохранительные органы. Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция,
РЕШИЛА:
1. В ходе проверки инспекция выявила нарушения требований подпункта "в" пункта 3 части 12 статьи 93, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе в действиях государственного заказчика - Государственного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" при проведении закупки на поставку нити хирургической из полиолефина, мононить (реестровый номер закупки 0391200025824000014, ИКЗ 242753601222675360100101770010000244).
2. Предписание об устранении нарушения не выдавать.
3. Передать материалы должностному лицу для привлечения виновных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
4. Передать материалы проверки в отдел антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о соблюдении требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
5. Передать материалы проверки в Министерство финансов Забайкальского края.
6. Передать материалы проверки в правоохранительные органы.
Решение по результатам проведения внеплановой проверки N 23 может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.Б. Гойгов Члены комиссии: А.О. Осипова И.С. Китаева
2024-3100
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 18 июня 2024 г. N 23 (ключевые темы: характеристика - участники закупок - товар. работа. услуга. - ктру - электронная торговая площадка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024