Инспекцией Забайкальского УФАС России в составе: председателя инспекции Яковлевой Т.И. Врио руководителя Забайкальского УФАС России, участников инспекции: Осиповой А.О. начальника отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Китаевой И.С. главного государственного инспектора отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Козловой Ю.А. ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России,
на основании информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (обращение в адрес Минприроды России Галичкиной Ю.Ю., направленное по подведомственности ФАС России), в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе муниципальным заказчиком - Администрацией муниципального района "Читинский район" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района "Читинский район" (00010381-ЭА)" (реестровый N 0891200000623009827), в присутствии по средством ВКС представителя уполномоченного учреждения- Шульги Я.О. (доверенность от 06.03.2024 N5), при участии представителя заказчика- Михайлюк М.Ю. (доверенность от 19.04.2024 N 45), в отсутствии заявителя, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения обращения,
УСТАНОВИЛА:
23.04.2024 в адрес Забайкальского УФАС России поступило обращение Галичкиной Ю.Ю. (направлено в Минприроды России, передано по подведомственности ФАС России для рассмотрения в пределах полномочий) на положения муниципального контракта по результатам электронных аукционов N 0891200000623009827 .
Заявителем указано следующее: "Я, Галичкина Юлия Юрьевна, являюсь общественным инспектором в области обращения с животными в Забайкальском крае, о чем мне выдано удостоверение N 0003027/076-075 от 17.11.2023 г. в установленном законом порядке. Ко мне, как к общественному инспектору, обращаются физические лица за оказанием содействия в поиске потерявшихся домашних животных. Бывают случаи, когда отловленное домашнее животное находится в приюте для безнадзорных животных, ранее попавшее в отлов. При передаче животных из приюта хозяевам организацией, осуществляющей мероприятия по обращению с животными без владельцев, требуются денежные средства в размере от 4 500 рублей до 7 500 рублей за особь. Указанные денежные средства перечисляются через приложения банков по номеру телефона, зарегистрированному на физическое лицо (работника приюта), либо по реквизитам ООО "Байкалвет" и ООО "Пять звезд". В случае не перечисления физическими лицами запрашиваемых приютом денежных сумм (отказа в перечислении, недостатка личных денежных средств) - животные из приюта не выдаются, в том числе и владельцам. На территории Забайкальского края и г. Чита ООО "Пять звезд" (ОГРН 1083808014707 ИНН 3808186087) оказывает услуги по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на основании заключенных муниципальных контрактов в том числе, N 34/23 от 23.11.2023 (на территории муниципального района "Читинский район").
Согласно п. 5.2 Технического задания к контракту от 23.11.2023 N 34/23 Исполнитель (ООО "Пять звёзд") вправе потребовать от владельца животного возмещения расходов, связанных с отловом, транспортировкой, содержанием животного, ветеринарными мероприятиями и оказанием ветеринарной помощи животному.
В соответствии с условиями контракта Исполнителю Заказчиком оплачиваются услуги по отлову, маркированию животных, транспортировке, содержанию (включая пожизненное содержание), стерилизации, вакцинации, умерщвлению, утилизации (Приложение N 2 "Техническое задание" муниципального контракта N 34/23)".
В связи с изложенным заявитель просит дать оценку условиям контракта, а именно, в части наделения приюта возможностью истребования с граждан денежных средств в виде возмещения расходов, связанных с содержанием животных в приюте, учитывая, что в своей деятельности организация никаких расходов по содержанию, вакцинации, стерилизации животных не несет". В обоснование доводов заявителем представлены копии: платежного поручения от 02.03.2024 N085501 на сумму 2300,00 рублей в адрес ООО "Пять звёзд" с отметкой о назначении платежа "возврат собаки"; снимки экрана о переводах получателю ООО "Пять звёзд" на сумму 4500,00 рублей и 2200,00 рублей с назначением платежа "ветеринарные услуги"; а также переводов физическим лицам на сумму 4500,00 рублей с отметкой "за свою собаку из приюта Пять звезд", на сумму 4500,00 рублей и на сумму 3700,00 рублей.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом и уведомлением от 06.06.2024 назначено проведение внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки N 0891200000623009827 .
Заседания инспекции проведены 05.06.2024 и 27.06.2024.
Заказчиком представлены возражения по доводам заявителя, указано следующее: "Процедура заключения муниципального контракта N 34/2023 на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению только с животными без владельцев на территории муниципального района "Читинский район" между заказчиком- Администрацией MP "Читинский район" и исполнителем ООО "Пять звезд" осуществлена в соответствии с требованиями ФЗ N 44, а так же положениям Гражданского Кодекса РФ. Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью контракта, составлено в соответствии с требованиями ст. 33 ФЗ N 44, которое в том числе содержит описание, состав услуг (объекта закупки), объем и порядок предоставления отчетности по оказанным услугам.
Согласно п. 13 Технического задания исполнитель ежемесячно предоставляет в администрацию MP "Читинский район" следующую отчетную документацию:
- акты отлова животных без владельцев;
- акт выполненных работ по содержанию и регулированию численности безнадзорных животных (за отчетный период, в котором оказана услуга);
-учетное дело животного без владельца -копию реестра животных без владельцев -копии заключение о клиническом состоянии животного без владельца -копии актов выбытия животных без владельцев (Приложения N5).
- копии актов выбытия животных без владельцев (по причине эвтаназии). Учитывая, что предметом контракта является только оказание услуг, связанных с действиями по работе с животными без владельцев, то и отношения между Заказчиком и исполнителем регулируются только в отношении предмета контракта, и соответственно отчетная документация предоставляется по предмету оказанных услуг.
Таким образом, контрактом не предусмотрено предоставление отчетной информации исполнителем по количеству, содержанию и отлову животных, имеющих владельцев. Вместе с этим, необходимо отметить, что в соответствии с действующим контрактом в полномочия заказчика, не входит контроль отлова, содержания и иных действий работниками приютов и исполнителя контракта по отношению к животным, содержащимся в приюте и имеющим владельцев, так данные действия не являются предметом контракта и относятся к самостоятельной финансовой деятельности приютов ООО "Пять звезд". Оплата за оказанные услуги производится на основании актов выполненных работ, в которых указана стоимость оказанных услуг, согласно спецификации, иные услуги, связанные в том числе в отношении животных, имеющих владельцев администрацией MP "Читинский район" не оплачиваются и не возмещаются". Представителем уполномоченного учреждения пояснено, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1.2. Постановления Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 г. N 544 (ред. от 12.04.2023) "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" не наделено полномочиями на определение поставщиков в части обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта, подписания контракта, установления требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В ходе проверки инспекцией установлено следующее. 02.11.2023 заказчиком в ЕИС размещено извещение и электронные документы о проведении электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района "Читинский район" (00010381- ЭА) (ИКЗ 233752400081175360100100360017500244 , реестровый N 0891200000623009827 ).
Начальная (максимальная) цена 10408 900,00 рублей. На участие в закупке поступила 1 заявка, которая признана соответствующей установленным в извещении требованиям, аукцион признан несостоявшимся (протокол от 10.11.2023). 23.11.2023 между заказчиком-Администрацией муниципального района "Читинский район" и ООО "Пять звёзд" заключен муниципальный контракт N 34/23 (реестровый N 3753608837723000055).
Одной из целей, установленных техническим заданием извещений, является возврат потерявшихся домашних животных собственникам. Условия оказания услуг утверждены в техническом задании к извещению о закупке (являются приложением N 2 к контракту):
5. "Возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания", в соответствии с которым в том числе предусмотрено: "5.1.Владельцы приютов и уполномоченные ими лица должны: возвращать владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах; обеспечивать владельцу потерявшегося животного возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приюте животных; размещать сведения (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения и иные дополнительные сведения) о находящихся в приюте животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем в течение трех дней со дня поступления соответствующего животного в приют для животных.
5.2. В случае возврата животного ее владельцев соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации возмещает приюту расходы, связанные с отловом, транспортировкой, содержанием животного, ветеринарными мероприятиями и оказанием ветеринарной помощи животному. Возврат животного его владельцу не осуществляется в случае, если животное является носителем возбудителей особо опасных болезней животных, включенных Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2011 года N476 " Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которомым могут устанавливаться ограниченные мероприятия (карантин)". Возврат животного его владельцу не осуществляется в случае, если животное является носителем возбудителей особо опасных болезней животных, включенных Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2011 года N476 " Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которомым могут устанавливаться ограниченные мероприятия (карантин)". Животные без владельцев могут быть возвращены на прежние места их обитания только после прохождения карантина, лечения (при необходимости), вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, стерилизации, маркирования. Животные без владельцев, имеющие приплод, могут быть возвращены в прежнюю среду обитания только после прекращения вскармливания приплода и прохождения процедуры стерилизации. 5.3 Возврат животных без владельцев на прежние места обитания производится только на основании решения комиссии, в состав которой должны входить: специалист в области ветеринарии, работник приюта, осуществляющий уход, кормление, поение, выгул животного без владельца, владелиц приюта (уполномоченный представитель), лицо, уполномоченное на принятие решений о возврате животных без владельцев на прежнее места обитания животных без владельцев, органам местного самоуправления. 5.4 По истечении 20 дней содержания в приюте животных без владельцев, собак ростом в холке не выше 25 сантиметров, не проявляющих немотивированной агрессивности, осуществляется их возврат в места прежнего обитания, вне границ детских и спортивных площадок, территорий образовательных организаций, организаций здравоохранения и общественного питания. Все собаки, чей рост в холке превышает 25 сантиметров, не подлежат выпуску, а остаются в приюте пожизненно, на основании приказа Государственной ветеринарной службы Забайкальского края N 181 от 1 сентября 2020 года с изменениями от 25 августа 2023 года (Приказ N 136). 5.5.
Возврат животных без владельцев осуществляется с ведением видеозаписи возврата животного в прежнюю среду обитания с указанием в ней даты возврата, а также адресной привязки места обитания. По требованию Заказчика, Исполнитель обязан предоставить копию видеозаписи возврата животного в прежнюю среду обитания.
5.6. Возврат животных без владельцев на прежние места обитания оформляется Актом- осмотром выбытия по причине возврата животного без владельца на прежнее место обитания (Приложение N 7).
Также данные о выбытии животного из приюта вносятся в журнал учета и карточку учета животного без владельца. При необходимости Исполнитель имеет право привлекать независимую организацию или зоозащитную организацию для осмотра животных перед возвратом на прежнее место обитания.
5.7. В рабочий день, предыдущий дню возврата животных без владельцев на прежнее место их обитания, Исполнитель обязан предупредить Заказчика (путем направления информации на электронный адрес Заказчика ус х c hr @ m ail . ru ) о дне, времени, месте (местах), количестве и порядковых номерах животных без владельцев, в отношении которых принято решение о возврате их на прежнее место их обитания. Представитель Заказчика вправе присутствовать при проведении процедуры возврата животных без владельцев на прежнее место их обитания.
5.8. В рабочий день, предыдущий дню возврата животных без владельцев на прежнее место их обитания, для информирования жителей сведения о животных без владельцев, в отношении которых принято решение о возврате на прежние места их обитания, с указанием регистрационных номеров, нанесенных на ушную бирку таких животных, времени и месте (местах) возврата, должны быть размещены на официальном сайте Исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Не позднее одного дня, следующего за днем возврата этих животных без владельцев на прежнее место их обитания эти сведения должны быть обновлены исходя из фактических обстоятельств. 6.4.
В целях возможности поиска животных их владельцами и поиска новых владельцев для животных Исполнитель обеспечивает владельцам потерявшихся животных или лицам, уполномоченным владельцами таких животных, возможность поиска животных путем осмотра содержащихся в приютах животных в приемные дни и часы с учетом распорядка дня и регламента работ приюта, утвержденных Исполнителем.
4.8.Содержание животного без владельца в приюте оканчивается в случаях: возврата не проявляющего немотивированной агрессивности, вакцинированного и стерилизованного животного без владельца на прежнее место его обитания по истечении 20 дней содержания в приюте; возврата потерявшихся животных их владельцам; передачи вакцинированного и стерилизованного животного без владельца, содержащегося в приюте, новому владельцу, в другой приют; умерщвления в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных без владельцев при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного; естественной смерти животного. В ходе проведения проверки Инспекция пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
5) проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Инспекцией установлено, что условия извещения о закупке (Техническое задание (Приложение N2 к проекту контракта) содержит условие, согласно которому: "5.2.
В случае возврата животного ее владельцу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, возмещает приюту расходы, связанные с отловом, транспортировкой, содержанием животного, ветеринарными мероприятиями и оказанием ветеринарной помощи животному".
Таким образом, заказчик- Администрация муниципального района "Читинский район" наделил исполнителя правом на получение возмещения расходов, понесенных при отлове потерявшихся домашних животных. Пользуясь названными условиями, исполнитель по контракту (ООО "Пять звёзд") получает денежные средства от владельцев потерявшихся домашних животных, при этом условия извещения о закупке не содержит порядок оплаты вышеназванных услуг (взаиморасчетов с заказчиком при получении возмещения расходов) в названной части. Следствием указанного является получение исполнителем контракта (ООО "Пять звёзд") двойной оплаты за оказанные услуги - оплаты в рамках оказания услуг по актам приемки от заказчика, а также от владельцев потерявшихся домашних животных. Указанное не соответствует казанным в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе целям законодательства о контрактной системе - повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок при осуществлении закупок. Кроме того, названные действия не соответствуют установленному в статье 12 Закона о контрактной системе принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, поскольку отсутствие условий об оплате услуг при возмещении собственником домашнего животного возмещенных расходов не позволяет отловить большее количество животных (на размер перечисленных денежных средств в качестве возмещения расходов). Довод представителя заказчика, что в полномочия заказчика, не входит контроль отлова, содержания и иных действий работниками приютов и исполнителя контракта по отношению к животным, содержащимся в приюте и имеющим владельцев, так данные действия не являются предметом контракта и относятся к самостоятельной финансовой деятельности приютов ООО "Пять звезд" отклоняются комиссией виду следующего.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
2) деятельность по обращению с животными без владельцев - это деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными;
6) животное без владельца - это животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен; В соответствии с условиями заключенного контракта (пункт 2.8. Технического задания) в ходе осуществления отлова животных без владельца исполнителю запрещается в том числе: изымать животных с огороженных территорий частных домовладений и из жилых помещений; снимать с привязи животных, временно оставленных в общественных местах на непродолжительное время (срок менее трех часов), На основании вышеизложенного, инспекция делает вывод, что согласно условиям заключенного контракта, любое животное, находящиеся в приюте изначально считается "животным без владельца", за оказание услуг которому по содержанию, отлову, транспортировки и тд, заказчик оплачивает исполнителю в соответствии с условиями контракта.
Таким образом, заказчиком, не установившим надлежащим образом условия о приемке и оплате услуг при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев при возврате потерявшихся домашних животных собственникам в случае возмещения владельцами расходов (при осуществлении закупки N 0891200000623009827 ) нарушены требованиям п. 5 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе. Ответственность за выявленное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе если контракт заключен , в связи с чем предписание об устранении выявленных нарушений не выдаётся. Поскольку муниципальный контракт по закупке (реестровый N 0891200000623009827 ) заключен, предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдается. Доводы заявителя, касающиеся проверки исполнения муниципального контракта не оценивались инспекцией, поскольку в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе относятся к контролю, осуществляемому органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция,
РЕШИЛА:
1. В ходе проверки Инспекция выявила в действиях муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Читинский район" нарушение требований п. 5 ч. 2 ст.42, п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района "Читинский район" (00010381-ЭА)"(реестровый N 0891200000623009827).
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3. Передать должностному лицу Забайкальского УФАС России материалы внеплановой проверки N18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Передать материалы проверки в правоохранительные органы, а так же Министерство финансов Забайкальского края.
Решение по результатам проведения внеплановой проверки N18 может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Т.И. Яковлева Члены комиссии: А.О. Осипова И.С. Китаева Ю.А. Козлова
2024-3219
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 26 июня 2024 г. N 18 (ключевые темы: животные - товар. работа. услуга. - техническое задание - муниципальный контракт - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024