рассмотрев жалобу ООО "Строительно-Отделочная Фирма "БаРо" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГБУЗ "Ермаковская районная больница" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на поставку с доставкой медицинских изделий (шприцы) для нужд КГБУЗ "Ермаковская РБ" (далее - электронный аукцион) размещенного на электронной площадке АО "ТЭК - Торг" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Строительно-Отделочная Фирма "БаРо" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона с извещением N 0319200066424000105.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению по существу. В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы. Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы. До начала рассмотрения жалобы по существу заказчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, а также мотивированные возражения на доводы жалобы. Податель жалобы направил ходатайство о рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС).
Ходатайство было удовлетворено Комиссией. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 21 июня 2024 года в 10 часов 30 минут податель жалобы не обеспечил явку своего представителя посредством ВКС. Из содержания жалобы следует, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контактной системе по позициям 5, 6 описания объекта закупки установлено требование о поставке шприцев, совокупность характеристик которых соответствует лишь единственному производителю на 2024-10413 территории Российской Федерации - ООО "Парамед Консалтинг", а также не представлено надлежащее обоснование применения дополнительных характеристик. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно- телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью, заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий (шприцы). Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1). Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального Закона о контрактной системе Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации; Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Из пунктов 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении, в том 2024-10413 числе при описании объекта закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объекта закупки, которое включается в извещение о проведении закупки. Комиссия, изучив извещение о проведении аукциона, установила, что в разделе "Информация об объекте закупки" по позициям N5, N6 заказчиком применены КТРУ: 32.50.13.110-00004566 "Шприц общего назначения", 32.50.13.110-00004568 "Шприц общего назначения". Комиссия отмечает, что выбранные заказчиком позиции КТРУ соответствуют предмету рассматриваемой закупки. Из анализа описания объекта закупки следует, что заказчиком указано обоснование применения дополнительных характеристик, а именно: "Дополнительные требования установлены в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145.
В связи с невозможностью иного описания и для наиболее полного и объективного описания объекта закупки с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе были указаны дополнительные характеристики закупаемой продукции, имеющие существенное значение для удовлетворения потребности Заказчика". Комиссия отмечает, что действующее законодательство о контрактной системе не предъявляет требований к объему и содержанию обоснования необходимости использования дополнительной информации, а лишь устанавливает требование об обязанности заказчика обосновывать дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик при описании объекта закупки должен таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из его потребностей. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок и определить содержание закупки. Данные выводы коррелируются с позицией Арбитражного суда Красноярского края по делу NА33-18074/2022.
Также законодательство о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком. Кроме того, заказчик обосновал необходимость применения указанных характеристик в описании объекта закупки.
Таким образом, в рассматриваемом случае, при выборе соответствующей позиции КТРУ Заказчик учитывал необходимость обеспечения конечного результата - поставку медицинскому учреждению изделия, обеспечивающего проведение наиболее эффективных медицинских манипуляций, в связи с чем установление Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона характеристик товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности медицинской организации в силу их потребности, не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, Комиссии не было представлено доказательств того факта, что выбранная позиция КТРУ не соответствует потребности заказчика. Относительно довода подателя жалобы, из которого следует, что по позициям N5, N6 описания объекта закупки подходит лишь один производитель ООО "Парамед Консалтинг" Комиссия отмечает следующее. Комиссия, детально изучив реестр медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора, 2024-10413 установила, что в настоящее время на рынке существуют как минимум два производителя, изготавливающий товар, отвечающий требованиям и потребности заказчика:
1) Шприц инъекционный однократного применения стерильный по ТУ 32.50.13-001- 41784054- 2020.
РУ N РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 г. Производитель: ООО "Парамед Консалтинг", КНР.
2) Шприцы инъекционные безопасные однократного применения стерильные двух- и трехкомпонентные с иглами и без игл Vogt Medical.
РУ N РЗН 2016/3938 от 16.02.2017.
Вместе с тем, к заседанию Комиссии заказчиком была представлена сравнительная таблица, в которой содержалась информация об аналогичных товарах, с указанием на все необходимые характеристики с приложением выписок из инструкций по применению медицинских изделия. Производители, информация о которых содержалась в сранвительной таблице:
1) ФСЗ 2009/0562, "Орипласт гмбХ";
2) ФСЗ 2010/07421, Шаньдун Вейгао Груп Медикал Полимер Продактс Ко, ЛТД.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что закупаемый заказчиком товар не является уникальным, имеет свободное обращение на территории Российской Федерации и зарегистрирован в установленном порядке несколькими производителями. Комиссия также отмечает, что предметом аукциона является поставка, а не производство товара, в связи с чем, поставщиком товара может выступить любое физическое лицо, юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения и удовлетворяющую потребности Заказчика. При описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на технологию производства, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, позволяющие идентифицировать товар конкретного производителя. Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, в свою очередь, положения Закона о контрактной системе не обязывают ответчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений действующего законодательства о контрактной системе и признает доводы подателя жалобы необоснованными.
Таким образом, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь пунктом 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ООО "Строительно-Отделочная Фирма "БаРо" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай М.А. Косенко Исп.Косенко М.А. тел.(391)2110144 2024-10413
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 июня 2024 г. N 024/06/106-1858/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024