Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, Врио руководителя, члены Комиссии: М.А. Грицай, начальник отдела, М.А. Косенко, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ООО "БРОКЕР ГРУПП" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Администрации города Енисейска Красноярского края (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Разработка проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона "Полюс" г. Енисейска" с извещением N 0119300060024000024 (далее - конкурс), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. Существо жалобы: составление извещения о проведении конкурса с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению. В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик и податель жалобы явку своих представителей не обеспечили, ходатайств не направляли. Из доводов жалобы следует, что заказчиком в нарушение требований действующего законодательства о контрактной системе установлен неправомерный порядок оценки по критерию "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчиком были представлены материалы и сведения, истребованные Комиссией, а также мотивированные возражения на доводы жалобы. 2024-10697 Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью, заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на разработку планировки и проекта межевания территории микрорайона "Полюс" г. Енисейска с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 4 445 00,00 рублей.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с указанными выше положениями Закона о контрактной системе постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 года за N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которым установлено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке. Порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Постановление 2604).
В соответствии с положениями пункта 25 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг); 2024-10697 б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам. Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что указанный перечень показателей не является закрытым.
Согласно пункту 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с положениями пункта 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. Исходя из указанных положений, заказчик вправе самостоятельно определить показатели, на основании которых определяются качественные показатели товара, и их максимальные или минимальные значения. Комиссией установлено, что заказчиком установлен нестоимостный критерий оценки заявок участников - наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При этом, по указанному показателю оценивается наибольшее количество у участника закупки руководителей и ключевых специалистов, имеющих опыт работы и образование по укрупненной группе специальностей:
1) в соответствии с ОК 009-2003 "Общероссийский классификатор специальностей по образованию":
1.1. "Архитектура и строительство":
- "Градостроительство", - "Городское строительство и хозяйство", - "Водоснабжение и водоотведение", - "Промышленное и гражданское строительство".
1.2. "Геодезия и землеустройство";
1.3. "Экономика и управление";
1.4. "Естественные науки":
- "Экология";
- Природопользование";
- "Экология и природопользование" и (или) 2) в соответствии с ОК 009-2016 "Общероссийский классификатор специальностей по образованию":
2.1. "Архитектура":
- "Градостроительство", 2.2. "Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия":
- "Землеустройство и кадастры", 2.3. "Экономика и управление", 2.4. "Техника и технологии строительства":
- "Строительство", 2.5. "Науки о Земле":
- "Экология и природопользование" В соответствии с ОК 016-94 "Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов":
- к руководителям относятся: генеральный директор, директор (начальник), заместители директора (начальника), главный инженер.
- к ключевым специалистам относятся специалисты: инженер, экономист, архитектор, эколог. Специалисты должны находиться в штате участника закупки или быть с ним в договорных отношениях. 2024-10697 Сведения о наличии у участника закупки руководителей и ключевых специалистов, имеющих опыт работы и образование по укрупненной группе специальностей подтверждаются копиями:
- дипломов о профессиональном образовании государственного образца;
- документов, подтверждающих наличие трудовых отношений с участником закупки. Таким документом может являться любой из ниже представленных:
- копии приказов о приеме специалистов на работу или выписки из таких приказов;
- копии трудовых книжек;
- копии трудовых договоров сотрудников с участником закупки; В случае, если специалист находится в договорных отношениях гражданско-правового характера с участником закупки, то копией гражданско-правового договора).
В силу подпункта "а" пункта 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Таким образом, перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, устанавливаются в объеме необходимым для выполнения работ, являющимся объектом закупки.
Как указано выше, заказчиком в качестве специалистов, оцениваемых по рассматриваемому показателю, установлены, в том числе следующие специалисты по направлениям (специальностям): "городское строительство и хозяйство", "водоснабжение и водоотведение", "промышленное и гражданское строительство", "строительство", "экономика и управление", "техника и технологии строительства". Вместе с тем, в силу статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов. На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.
В силу статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для разработки проекта межевания территории, а равно для внесения в него изменений, отсутствует обязательная необходимость в наличии у исполнителя таких специалистов как "городское строительство и хозяйство", "водоснабжение и водоотведение", "промышленное и гражданское строительство", "строительство", "экономика и управление", "техника и технологии строительства". При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что наличие у участника закупки специалистов по направлениям (специальностям): "городское строительство и хозяйство", "водоснабжение и водоотведение", "промышленное и гражданское строительство", "строительство", "экономика и управление", "техника и технологии строительства" не может служить дополнительной гарантией выполнения победителем закупки обязательств, не приводит к выявлению лучшего предложения, наиболее соответствующего потребностям заказчика. 2024-10697 Доказательств обратного Комиссии представлено не было. Кроме того, из извещения о проведении открытого конкурса невозможно однозначно сделать вывод каким образом участнику закупки необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (по всем специалистам либо по отдельности), а равно каким образом данные документы оцениваются (например, в случае если участник закупки предоставил документы в отношении специалистов только по одной категории).
Таким образом, Комиссией установлено нарушение в действиях Заказчика пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядока оценки заявок участников. Указанное выше нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "Брокер Групп" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В целях устранения нарушения законодательства о контрактной системе и восстановления нарушения прав участников закупки выдать обязательное для исполнения предписание, в этой связи:
- комиссии по осуществлению закупок, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса;
- заказчику внести изменения в извещение о проведении открытого конкурса;
- продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе не менее, чем на 10 дней, начиная со дня размещения измененного извещения о проведении открытого конкурса 4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай М.А. Косенко Исп.Косенко М.А. тел.(391)2110144 2024-10697
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 июня 2024 г. N 024/06/106-1900/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024