Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя МБУ "Центр культуры и спорта "Костино" по доверенности;
рассмотрев жалобу ИП,
У С Т А Н О В И Л А:
12.06.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ИП (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МБУ "Центр культуры и спорта "Костино" при проведении электронного аукциона на поставку звукового оборудования (обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек) в МБУ "Центр культуры и спорта "Костино" (извещение N 0340200003324007122).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку, во-первых, под требования подходит только товар от одного производителя, неправомерно установлены избыточные характеристики, не применены позиции КТРУ, что ведет к ограничению конкуренции, а также к необоснованному ограничению участников закупок. Во-вторых, обоснование НМЦК не соответствует требованиям описания объекта закупки. В-третьих, считает, что Заказчик неправомерно не устанавливает объем услуг по монтажу. В-четвертых, считает, что Заказчиком неправомерно объединены товары, входящие в перечень по постановлениям N 878 и N 617, в один лот. Просит привести аукционную документацию в соответствие с требованиями законодательства, рассмотреть жалобу в свое отсутствие.
Заявитель просит истребовать документы: заявки у оператора электронной площадки, сравнительную таблицу характеристик из описания объекта закупки у Заказчика. Статьей 106 Закона о контрактной системе установлен особый ускоренный порядок рассмотрения материалов жалобы (пять рабочих дней), который не содержит норм, предусматривающих ознакомление с документами и сведениями, представленными в ходе рассмотрения жалобы, истребование документов. В соответствии со ст. 66 АПК РФ документы, представленные в материалах жалобы, могут быть представлены антимонопольным органом в случае истребования их судом. В удовлетворении ходатайства отказано.
Рассмотрение жалобы назначено на 18.06.2024 г., отложено на 19.06.2024 г. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Заказчик направил письменные пояснения, указал, что описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", применение указанных Заявителем КТРУ (укрупненные позиции) технически невозможно ввиду отсутствия их в программе (скриншот из программы веб-торги). Анализ КТРУ показал, что позиция, которая бы отвечала потребностям Заказчика отсутствует, поэтому им указана позиция ОКПД2. Отмечает, что у Заказчика есть коммерческие предложения от трех разных организаций, готовых поставить товар, являющийся объектом текущей закупки, задачей Заказчика является удовлетворение своих потребностей, а не обеспечение доступа к торгам максимально широкого круга лиц. Под контроллер акустической системы подходит товар Контур Аудио P48, TDA-audio, а также как отмечает сам Заявитель, еще один товар- DSP BY NAG D-8. Заказчику требуется поставка и установка товара, при запросе коммерческих предложений об этом указывалось. Считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
27.05.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003324007122 о проведении электронного аукциона на поставку звукового оборудования (обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек) в МБУ "Центр культуры и спорта "Костино". Начальная (максимальная) цена контракта - 2 073 140,00 руб.
Согласно извещению к поставке требуется аппаратура для воспроизведения звука прочая ОКПД2 26.40.31.190, аппаратура для воспроизведения звука прочая ОКПД2 26.40.31.190, части и принадлежности звукового и видеооборудования ОКПД2 26.40.51.000,
аппаратура для воспроизведения звука прочая ОКПД2 26.40.31.190, усилители электрические звуковых частот ОКПД2 26.40.43.110, усилители электрические звуковых частот ОКПД2 26.40.43.110.
Относительно довода о нарушении требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Согласно п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил использования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Федерального закона соответственно.
Согласно извещению, в рамках рассматриваемого электронного аукциона предусмотрена поставка товара с кодами ОКПД2 26.40.31.190, ОКПД2 26.40.51.000, ОКПД2 26.40.43.110.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Комиссия Кировского УФАС России отмечает, что Заказчику предоставлено право самостоятельно определять код ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки применительно к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги).
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД2, к порядку выбора кода ОКПД2. Также Закон о контрактной системе не предусматривает такого нарушения, как неправильно выбранный заказчиком код ОКПД2, вместе с тем, правильное соотнесение закупаемого товара (работы, услуги) применительно к конкретному коду ОКПД2 влияет на правильный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор кода ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Техническое задание (описание объекта закупки) электронного аукциона N 0340200003324007122 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, значения показателей, которые не могут изменяться, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода о проверке обоснованности начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
На основании изложенного, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи жалобы в орган внутреннего государственного финансового контроля для проведения проверки в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Относительно довода о не установлении объема услуг по монтажу.
Согласно ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Пунктом 3.1 проекта контракта установлены условия поставки товара: доставка, погрузо-разгрузочные работы, демонтаж и монтаж, пуско-наладка, обучение сотрудников Заказчика производятся силами и средствами Поставщика.
Заказчик пояснил, что под установкой (монтажом) понимается только сам факт включения, проверки исправности, настройки поставленного оборудования в имеющиеся точки подключения питания с укладкой в существующий кабель-канал, работы на высоте не предусматриваются, в рэк будет установлен имеющийся на балансе учреждения стейдж бокс, в который необходимо осуществить подключение портальной системы, мониторы необходимо подключить в две линии от стейдж бокса, ширина сцены 14,5 м., при установке оборудования необходимо произвести настройку АЧХ и ФЧХ под особенности зрительного зала, прикладывает схему. Считает, что законодательство не запрещает заключать смешанные договоры, проектно-сметная документация не требуется. Данная информация также содержится в разъяснениях положений извещения N 97 от 07.06.24 г.
Заказчик в запросе коммерческих предложений указывает, что просит предоставить стоимость материалов и установки в соответствии с техническим заданием.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком, не противоречат Закону о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода о неправомерном объединении товаров, входящих в перечень по постановлениям N 878 и N 617, в один лот.
В извещении установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в том числе в соответствии с Постановлением N 878. Коды ОКПД2 26.40.31.190, ОКПД2 26.40.51.000, ОКПД2 26.40.43.110 включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением N 878 (пункты 33, 38, 37 Перечня).
В соответствии с письмом Минфина России от 24 мая 2023 г. N 24-06-06/47217 "О рассмотрении обращения" постановлением N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 617). Так, ограничения допуска, предусмотренные Постановлением N 617, устанавливаются только при закупке товаров, включенных в Перечень N 617. Учитывая, что позиции товара с кодами ОКПД2 26.40.31.190, ОКПД2 26.40.51.000, ОКПД2 26.40.43.110 не включены в Перечень N 617, в отношении указанных товаров ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 617 не устанавливаются.
Пунктом 5 постановления N 617 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
Вместе с тем, коды ОКПД2 26.40.31.190, ОКПД2 26.40.51.000, ОКПД2 26.40.43.110 отсутствуют в перечне отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Пунктом 6 постановления N 617 установлено, что музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню согласно приложению, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота).
Коды ОКПД2 26.40.31.190, ОКПД2 26.40.43.110 содержатся в перечне производственных групп музыкальных инструментов и звукового оборудования, являющемся приложением к Постановлению N 617, и находятся в одной производственной группе - звуковое оборудование, код ОКПД2 26.40.51.000 (кейс для хранения звукового оборудования) отсутствует в обоих перечнях постановления N 617.
Как указано в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 г., при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.
Довод Заявителя не обоснован.
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы Заявитель не представил документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ИП на действия Заказчика - МБУ "Центр культуры и спорта "Костино" при проведении электронного аукциона на поставку звукового оборудования (обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек) в МБУ "Центр культуры и спорта "Костино" (извещение N 0340200003324007122).
2. Направить жалобу в части довода относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта в департамент финансов администрации города Кирова.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 19 июня 2024 г. N 043/06/106-522/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024