Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей ООО "Теплоэнергомонтаж", по доверенностям;
- представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Теплоэнергомонтаж",
У С Т А Н О В И Л А:
17.06.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "Теплоэнергомонтаж" (далее - Заявитель) на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на обустройство лесопарковой зоны за многофункциональным культурным центром (тротуары) (извещение N 0340200003324007370).
Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного учреждения, выразившиеся в отклонении заявки ООО "Теплоэнергомонтаж". Считает, что согласно п. 5.2 Дополнительной информации к извещению об осуществлении закупки требуется наличие опыта исполнения договора по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений). В обоснование наличия такого опыта представлен контракт N 01073000008200001190001 от 22.09.2020 г. Контракт прошел аккредитацию на электронной площадке без замечаний. Дополнительно направили письмо ООО "Проектно-технологическое бюро", технический паспорт на септик.
Рассмотрение жалобы назначено на 21.06.2024 г., отложено на 24.06.2024 г. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного учреждения направил письменные пояснения, сообщил, что при оценке заявки Заявителя установлено в составе заявки наличие контракта (реестровая запись в ЕИС N 3111700548220000044, в извещении установлено ОКПД2 43.22.11.190 работы по монтажу водопроводных и канализационных систем прочие, не включенные в другие группировки) и акт КС-2. Вместе с тем, представленный договор не может быть засчитан в подтверждение опыта: в 1 случае - договор не подходит по предмету, не является строительством некапитального строения, сооружения, не подходит под благоустройство территории; во 2 случае - договор не на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, не представлены акты приемки объекта капитального строительства, разрешение на ввод; в 3 случае - участник не являлся застройщиком, разрешение на ввод в эксплуатацию, проектную документацию не представил. Просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
30.05.2024 г. на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003324007370 о проведении электронного аукциона на обустройство лесопарковой зоны за многофункциональным культурным центром (тротуары). Начальная (максимальная) цена - 5 354 466,76 руб.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
В извещении о проведении электронного аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению РФ N 2571.
В соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории участник закупки должен обладать следующим опытом выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом "б" п. 3 Постановления Правительства РФ N 2571 установлено, что для целей данного постановления если приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" предусмотрено несколько видов опыта выполнения работ, то соответствующим требованию о наличии опыта выполнения работ является участник закупки, обладающий хотя бы одним из таких видов опыта.
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Указанные требования содержатся в извещении об осуществлении закупки, а также в п. 5.2 раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению".
В составе заявки Заявителя представлены следующие документы, подтверждающие опыт исполнения обязательств по контракту: контракт N 01073000008200001190001 от 22.09.2020 г. (далее - Контракт), акт о приемке выполненных работ по форме КС-2.
Согласно п. 1.1 Контракта предметом контракта является выполнение работ по поставке и установке септика в муниципальной бани г. Емва (далее - Работы) для нужд Заказчика в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и Локальной сметой (Приложение N 2 к Контракту) на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 6.5 Контракта приемка результата работ оформляется подписанием уполномоченными представителями Сторон акта формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ КС-3. Работы считаются принятыми с даты подписания Заказчиком Акта о приемке выполненных работ (КС-2).
Согласно Приложению N 2 к контракту (локальная смета), КС-2, КС-3 предусмотрены и выполнены работы на сумму 1 300 000,00 руб.
При рассмотрении жалобы представитель Заявителя пояснил, что данный контракт, несмотря на название, является договором строительного подряда (смета, КС-2, КС-3, техническое задание). Септик является элементом системы автономной канализации и не является законченным очистным сооружением, поскольку после септика осветлённый сток подается на сооружение подземной фильтрации, которое окончательно очищает сток методом почвенной фильтрации. Септик смонтирован без устройства фундамента на подготовленное щебеночное основание, не имеет прочной связи с землей, его можно переместить и (или) демонтировать без ущерба назначению. Септик рассматривается как некапитальное строение (сооружение) (письмо ООО "Проектно-технологическое бюро" от 24.06.2024 г., технический паспорт на септик).
Согласно п. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр) предусмотрены работы общестроительные (массовые виды строительных работ, связанные с непосредственным возведением зданий и сооружений (земляные, бетонные, каменные работы, монтаж сборных несущих и ограждающих конструкций, отделочные, кровельные и гидроизоляционные работы, устройство полов, столярные и стекольные работы и т.д.)) (п. 3.17); работы специальные строительные (отдельные виды работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов, связанные с устройством, переносом или заменой инженерных сетей, систем, монтажом инженерного оборудования) (п. 3.18); строительно-монтажные работы (комплексный термин, объединяющий общестроительные и (или) специальные строительные виды работ, выполняемые по договору строительного (генерального) подряда) (п. 3.22).
Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту предусмотрены разд. III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624. В указанный Перечень, в частности, входят: геодезические работы, выполняемые на строительных площадках; подготовительные работы; земляные работы; устройство скважин; свайные работы, закрепление грунтов; устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций; монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций; буровзрывные работы при строительстве; работы по устройству каменных конструкций; монтаж металлических конструкций; монтаж деревянных конструкций; устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений; устройство наружных сетей канализации; монтажные работы; пусконаладочные работы и др.
Таким образом, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о том, что данный контракт соответствует требованиям извещения (п. 2 позиции 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 и п. 5.2 раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению"), и подтверждает опыт исполнения договора по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений).
Порядок рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе предусмотрен статьей 49 Закона о контрактной системе.
Согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с пунктом 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.06.2024 NИЭА1 комиссия по осуществлению закупок отклонила заявку Заявителя (Номер заявки 116720879) на основании: несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Несоответствие разделу извещения "Требование к участникам" и п. "н" ч. 1 Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке. Несоответствие участника требованиям, установленным ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ (представленный договор не соответствует требованиям извещения об электронном аукционе).
C учетом изложенного, комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного учреждения допущены нарушения требований пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя обоснован.
При таких обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Теплоэнергомонтаж" на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на обустройство лесопарковой зоны за многофункциональным культурным центром (тротуары) (извещение N 0340200003324007370) обоснованной.
2. Признать Уполномоченное учреждение нарушившим требование пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 июня 2024 г. N 043/06/106-546/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024