Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К. В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Силичева М.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича (ИНН 272399957915) на положения извещения утвержденное - Муниципальным казенным учреждением "Производственно-техническое объединение" (ИНН 6503013550) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Строительство дома культуры в с. Сокол (Приобретение и поставка цифрового пианино)" (извещение N 0161300006324000121),
УСТАНОВИЛА:
17.06.2024 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения извещения, в которых допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
07.06.2024 Уполномоченным учреждением размещено извещение об осуществлении закупки по объекту: "Строительство дома культуры в с. Сокол (Приобретение и поставка цифрового пианино)".
Начальная (максимальная) цена: 184 421 рубля 14 копеек.
Согласно первому доводу жалобы Заявителя, исходя из установленных характеристик закупаемой Заказчиком продукции соответствует единственный производитель.
Согласно описания объекта закупки, к поставке требуется:
ЦИФРОВОЕ ПИАНИНО Индикатор 153400333, применен соответствующий код КТРУ 32.20.14.110-00000001 Пианино цифровое.
Из указанного КТРУ применены следующие характеристики:
Количество клавиш: 85 штук
Вид корпуса стационарного пианино: Классический
Тип клавиатуры: Молоточковая балансная
Вид: Стационарный
Материал корпуса: Пластик
Тип педалей: Подключаемые
Мощность акустической системы: >= 60,0000 и < 80,000 Ватт.
Также как указывает заявитель, исходя из совокупности установленных требований приобрести необходимое оборудование не представляется возможным, возможно только произвести такую модель на заказ, что в установленный контрактом срок не возможно.
Из представленных пояснений заказчика следует, что указанная закупка размещена на основании проектной документации 58.04-10-2021-СМ, в которой также имеется конъюнктурный анализ на закупаемые товары. Указанная проектная документация получила положительное заключение ОАУ "Управление государственной экспертизы". Таким образом Заказчик при описании объекта закупки, не имел права выйти за рамки характеристик товаров, включенных в проектную документацию.
Вместе с тем, Комиссия Сахалинского УФАС России отмечает, что при участии и подачи заявки потенциальный участник закупки опирается на устанавливаемые заказчиком в техническом задании требования и технические характеристики к продукции. Соответственно, учитывая, что показатели необходимой продукции становятся известными только при размещении соответствующей закупки с устанавливаемыми в документации требованиями, участник только при изучении документации может сделать вывод о возможности осуществления поставки нужного товара и согласиться с устанавливаемыми условиями заказчика.
Правила описания объекта закупки определены статьей 33 Закона о контрактной системе. Частью 2 указанной статьи установлено, что извещение о закупке должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений Закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.
Исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
При этом Комиссия отмечает, что включение в закупочную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств, возможности поставки товара соответствующего всем характеристикам установленным в описании объекта закупки, также Заказчиком не представлено доказательств наличия на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
С учетом изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях заказчика усматривается нарушение ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, довод жалобы является обоснованным. Выдать обязательное для исполнения предписание.
Согласно второго довода Заявитель указывает о недостоверности сведений, представленных в аукционной документации и составлению описания объекта закупки с нарушением действующего законодательства выразившегося в том, что требования к товару в описании объекта закупки противоречат характеристикам товаров, являвшихся предметом при обосновании НМЦК. А также предмет закупки вводит участников в заблуждение.
Согласно пояснениям заказчика, не вводит участников закупки в заблуждение, поскольку объект "Строительство дома культуры", в том числе муниципальные контракты по закупке товаров по его оснащению, финансируются за счет средств адресно-инвестиционной программы. Изменение предмета закупки, приведет к невозможности оплаты контракта.
Также Комиссия Сахалинского УФАС России, отмечает, что наименование объекта закупки содержит указание на приобретение и поставку цифрового пианино, также аукционная документация содержит указание на приобретение и поставку цифрового пианино. Таким образом, указанный довод признается необоснованным.
Касательно вопроса о обосновании НМЦК, Комиссия Сахалинского УФАС России отмечает следующее.
Частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).установлено, что ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 1 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, во исполнение положений части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контроль в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора с учетом подведомственности территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Таким образом, Сахалинское УФАС России является контрольным органом не уполномоченным на осуществление функций по контролю за соблюдением законодательства в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича (ИНН 272399957915) на положения извещения утвержденное - Муниципальным казенным учреждением "Производственно-техническое объединение" (ИНН 6503013550) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Строительство дома культуры в с. Сокол (Приобретение и поставка цифрового пианино)" (извещение N 0161300006324000121) - частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и Уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
К.В. Солонин
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
М.В. Силичев
|
|
|
Е.Э. Осташова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 20 июня 2024 г. N 065/06/106-406/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024