Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Халмурзиева М.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России.
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ИП Макаровской Н.И. (далее - Заявитель) на действия Дагестанской таможни (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0103100017424000009 на поставку сухого корма для служебных собак (далее - Аукцион),
с участием представителя Заказчика - Асильдарова М.А. (по доверенности),
Заявитель отсутствует (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
19.06.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие извещения о проведении Аукциона требованиям Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
17.05.2024 г. Заказчиком в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Аукциона с приложениями (действующая редакция от 13.06.2024).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 870 111 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком описание объекта закупки сформировано с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:
- неправомерно ссылается на приказ Федеральной таможенной службы России от 27.05.2011 N 1094;
- при описании требуемых показателей корма указывает на обязанность потенциального исполнителя указать данные по составу корма которых нет в таблице 3 ГОСТа Р 55453-2022;
- указывает показатели углеводов 15-33 % с ссылаясь на максимальное значение установлено связи с сниженной активностью амилазы у собак с высокими нагрузками. При этом, не предоставил документальное обоснование;
- с нарушением указаны единицы измерений показателей корма которые указаны в таблице 3 ГОСТа Р 55453-2022;
- состав корма указано дегидрированное мясо курицы - не менее 18%, дегидрированное мясо индейки - не менее 10%, в сумме 28 %. При том, что в начале таблице описания объекта закупки белок (протеин) требуемые значения в диапазоне 32-34 %;
- заказчиком, значительно завышено требование к содержанию жиров в составе корма, а именно 30-32%;
- заказчиком ограничено содержания белка (протеина) 32 -34%;
- требования Заказчика сформированы с целью ограничения конкуренции и предоставления преимуществ определенному участнику закупки;
- требует предоставить в составе заявки значения характеристик которые становятся известными после проведения испытания товара, который не должен быть в наличии у участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закон о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пунктом 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закон о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контратакой системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности Правил и требований Закона о контрактной системе Заказчик описывает объект закупки с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, исходя из своих потребностей, при условии недопущения ограничения конкуренции.
Как установлено Комиссией, Заказчиком сформировано описание объекта закупки в соответствии с пунктом 7 Правил в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки.
На рассмотрении жалобы, представитель Заказчика привел следующие возражения по доводам жалобы:
- в приказе Федеральной таможенной службы России от 27.05.2011 N 1094 указаны класс сухих полнорационных кормов и энергетическая ценность кормов, данный приказ разработан для использования территориальными органами Федеральной таможенной службы России.
- описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе с учетом потребностей Заказчика, установлены предусмотренные государственными стандартами требования, а так же требования о предоставлении значений характеристик закупаемого товара, которые необходимы Заказчику, не противоречат государственным стандартам и не ограничивают количество участников закупки.
А также в описании объекта закупки имеется обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге:
"Установленная форма крокет оптимален для взрослых собак всех пород и размеров. Требования к цвету и запаху в соответствии с ГОСТ Р 55453-2022. Белок - при недостатке белков снижается работоспособность. Жир - при его недостатке уменьшается поисковая выносливость. Углеводы (БЭВ) - установлено в связи с сниженной активностью амилазы у собак с высокими нагрузками. Крахмал - является источником энергии для собак. Клетчатка пищевая - клетчатка обеспечивает хороший кишечный транзит. Зола - обеспечение необходимого количества минеральных неорганических соединений. Влага - более высокая влажность приведет к риску развития плесени и иных бактерий. Кальций - обеспечивает крепкость костей и суставов. Фосфор - входит в состав костей, а также в состав мышечной и железистой ткани. Натрий - при недостатке тошнота, рвота, отсутствие аппетита, тахикардия. Калий - регулирует водный баланс и ритм сердца. Магний - необходим для поддержания жизни собаки. Медь - необходима для регулирования процессов снабжения клеток кислородом. Железо - необходимо для синтеза гемоглобина крови. Цинк - необходим для поддержания репродуктивной функции, вкуса и обоняния, нормального течения заживления ран. Марганец - активно влияет на обмен белков, углеводов и жиров. Селен -антиоксидант. Йод - незаменимый элемент щитовидной железы.Витамин A Витамины D3; С; E; В1; В2; В3; В4; В5; В6; В7; В9; В12 - повышают иммунитет, при недостатке повышается склонность к инфекционным заболевания. L-карнитин - Улучшает переносимость физических нагрузок, повышает выносливость и работоспособность, ускоряет восстановление после физических нагрузок. Более подробное обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре и по всем позициям указана в описании предмета закупки (прикреплённый файл) в связи с ограничением числа вводимых символов в структурированной форме извещения".
- Заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства, которые не предусматривают обязанности размещения в ЕИС документов обосновывающих данную потребность;
- единицы измерения все переводятся на 100 грамм корма, а также на 1 кг., с % на мг/кг, на МЕ/кг, а также наоборот, все единицы установлены в соответствии с мировыми стандартами единиц измерения величин. Существует калькулятор переводов единиц измерения;
- Заказчик указал требование к минимальной доле дегидрированного мяса курицы и индейки, участник закупки может представить больше показатель, чтобы белок (протеин) предлагаемого корма был в диапазоне 32-34 %;
- требование к содержанию жиров и белка (протеина) в составе корма установлено исходя из потребности Заказчика, с учетом специфики собак для которых закупается данный корм;
- Заявитель ссылается на приказ МВД России, при это совершенно иная служба и их внутренние приказы не имеют отношения к деятельности Дагестанской таможни;
- Заказчик устанавливая требования к закупаемому товару не преследовал цели ограничения конкуренции, а только удовлетворение своих потребностей. И по результатам закупки очевидно, что нет ограничения конкуренции.
- все требования к закупаемым товара установлены с учетом рекомендаций диетологов и кинологов, которые непосредственно работают с служебными собаками, и информации которую дают производители.
Как установлено Комиссией, на участие в закупке подано 3 заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона, в том числе заявка Заявителя.
Таким образом, требования Заказчика не ограничили возможность Заявителя в формировании заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2024 NИЭА2 победителем закупки предложена цена сниженная на 27.50 % от НМЦК, предложение Заявителя составила цену сниженной на 27 % от НМЦК.
соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно части 4 статьи 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, что жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о нарушении Заказчиком, Уполномоченным органом, требований Закона о контрактной системе и его законных прав и интересов, а также может представить соответствующие доказательства.
При этом, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что описание объекта ограничивает количество участников закупки не представил.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены разные требования к сроку годности закупаемого товара.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Как установлено Комиссией, в описании объекта закупки приложенного отдельным файлом к извещению о проведении аукциона указано следующее, в том числе: "Срок годности: С момента изготовления должен быть не менее 18 месяцев, с момента поставки не менее 14 месяцев".
В пункте 3.20 проекта контракта указано следующее: "Гарантийный срок годности должен составлять не менее 12 месяцев, а остаточный срок годности товара должен составлять не менее 10 месяцев с момента поставки товара на склад заказчика с полной гарантией сохранения витаминов и питательных веществ в корме в течение всего срока годности".
По мнению Комиссии описание объекта закупки приложенного отдельным файлом к извещению о проведении Аукциона и проект контракта содержат противоречивые требования к сроку годности закупаемого товара.
В связи с чем Комиссия приходит к выводу о допущении Заказчиком нарушения требования ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе и обоснованности довода жалобы Заявителя.
В связи с тем, что контракт заключается на условиях требований в том числе п. 3.20 проекта контракта, которые предлагают наиболее лучшие условия для участников закупки, удовлетворяют потребность Заказчика и выявленное нарушение не ограничило количество участников закупки, в том числе Заявителя, комиссия приходит к выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Аукциона.
3. Заявитель указывает, что Заказчиком не исполнено предписание Дагестанского УФАС России N 005/06/106-740/2024 от 30.05.2024 г., ранее выданное по результатам жалобы по данной закупке.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
30.05.2024 г. Комиссией Дагестанского УФАС России было принято решение N 005/06/106-740/2024 и Заказчику, его комиссии, Оператору электронной площадки было выдано предписание N 005/06/106-3051/2021 от 30.12.2021 г. (далее - Предписание).
Как установлено Комиссией предписание исполнено.
Довод жалобы Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание не выдавать.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Направить настоящее решение лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Исп. Багамаев Т.Р.
(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 25 июня 2024 г. N 005/06/106-889/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024