Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - КГБУЗ "Консультативно-диагностическая поликлиника N 14, г. Барнаул" - Мякенькой Юлии Александровны
от Регионального отделения Общероссийской общественной организации военных инвалидов "Воин" в Алтайском крае - Бартенева Сергея Владимировича;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУЗ "Консультативно-диагностическая поликлиника N 14, г. Барнаул" о включении сведений об РО ОООВИ "Воин" в Алтайском крае, его директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000324007180 "Поставка медицинских изделий (Халат операционный, одноразового использования)"
а также по обращению РО ОООВИ "Воин" в Алтайском крае о предоставлении возможности возврата контракта по результатам закупки N 0817200000324007180 "Поставка медицинских изделий (Халат операционный, одноразового использования)" на стадию подписания сторонами, согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
18 июня 2024 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Консультативно-диагностическая поликлиника N 14, г. Барнаул" о включении сведений об РО ОООВИ "Воин" в Алтайском крае, его директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000324007180 "Поставка медицинских изделий (Халат операционный, одноразового использования)".
18 июня 2024 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Регионального отделения Общероссийской общественной организации военных инвалидов "Воин" в Алтайском крае о предоставлении возможности возврата контракта по результатам закупки N 0817200000324007180 "Поставка медицинских изделий (Халат операционный, одноразового использования)" на стадию подписания сторонами.
Представитель заказчика указал, что победителем закупки был пропущен срок подписания проекта контракта, контракт был подписан после истечения установленного срока и до опубликования протокола о признании уклонившимся от подписания контракта. Победитель закупки представил заказчику подписанный проект контракта на бумажном носителе и доказательства внесения обеспечения исполнения контракта.
Представитель общества против удовлетворения обращения возражает. Указал, что проект контракта не был подписан в установленный законом срок по причине невнимательности работника общества. Между тем, победитель закупки заключил контракт о приобретении товара с третьим лицом, внес обеспечение исполнения контракта и подписал проект контракта.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
27 мая 2024 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000324007180 "Поставка медицинских изделий (Халат операционный, одноразового использования)". Начальная (максимальная) цена контракта - 318 568 руб. 80 коп.
На участие в закупке было подано 8 заявок. Протоколом от 05.06.2024 г. семь заявок были признаны соответствующими. Победителем признан участник закупки идентификационный N 116700671, с ценовым предложением 219 809 руб. 25 коп. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 31,0 %.
06 июня 2024 года заказчиком размещен проект контракта.
Согласно пунктам 1 и 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
14 июня 2024 года победитель закупки - РО ОООВИ "Воин" в Алтайском крае направило протокол разногласий.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В тот же день, 14 июня 2024 года заказчик разместил доработанный проект контракта, с учетом протокола разногласий.
Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе определено, что не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи.
Вместе с тем установленный законом срок - до 17 июня 2024 года (включительно) победитель закупки проект контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил.
Победитель закупки подписал проект контракта 18 июня 2024 года.
В тот же день от электронной площадки получен документ "Участник не подписал контракт в регламентированный срок".
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Поскольку РО ОООВИ "Воин" в Алтайском крае не подписало проект контракта, заказчиком 18 июня 2024 года размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
В тот же день заказчику от РО ОООВИ "Воин" в Алтайском крае поступило гарантийное письмо о намерении поставить товар по закупке N 0817200000324007180 и сведения об оплате обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Согласно пункту 14 Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Представителем РО ОООВИ "Воин" в Алтайском крае на заседании Комиссии были представлены сведения о приобретении товара для поставки заказчику по рассматриваемой закупке, а также сведения о добросовестном исполнении ранее заключенных контрактов.
Комиссия не находит оснований для включения сведений об РО ОООВИ "Воин" в Алтайском крае в реестр недобросовестных поставщиков, так как в его действиях невозможно однозначно установить признаки умышленного уклонения от подписания проекта контракта: проект контракта подписан за пределами установленного срока, внесено обеспечение исполнения контракта, с третьи лицом заключен контракт на приобретение необходимого товара.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 23 вышеназванной статьи определено, что предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения.
Рассмотрев обращение РО ОООВИ "Воин" в Алтайском крае, по результатам проведенной внеплановой проверки, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи заказчику предписания о возврате контракта по результатам закупки N 0817200000324007180 на стадию подписания сторонами.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Не включить сведения о Региональном отделения Общероссийской общественной организации военных инвалидов "Воин" в Алтайском крае в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах
М.Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 24 июня 2024 г. N 022/10/104-733/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024