Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Бастраков А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
членов Комиссии:
Ершова Г.С. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Ухова И.Н. - специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
- Уполномоченного органа - Комитета по регулированию контрактной системе в сфере закупок Республики Марий Эл: Средина Л.Р. (на основании доверенности), Снигирев А.В. (на основании доверенности),
- Заказчика - ГБУ Республика Марий Эл "Волжская СББЖ": Ишатова З.Н. (законный представитель), Антонов Е.Н. (на основании доверенности),
- Заявителя - ООО "Реалмед": Шестаков Д.И.
рассмотрев жалобу ООО "Реалмед" на положения извещения электронного аукциона в электронной форме на автоматический анализатор для биохимических исследований (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru N 0108500000424002507),
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом проводился электронный аукцион в электронной форме на автоматический анализатор для биохимических исследований.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО "Реалмед" на положения извещения об осуществлении закупки.
По мнению Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки не были применены требования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Уполномоченный орган, Заказчик с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, в которых просили признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования N 145).
По смыслу пунктов 5 и 6 Правил использования N 145, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, при условии наличия в извещении об осуществлении закупки обоснования необходимости использования данных характеристик.
При этом, согласно пункту 7 Правил использования N 145 в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении закупки, объектом закупки является поставка автоматического анализатора для биохимических исследований.
Заказчиком выбран код ОКПД2 26.51.53.141 "Анализаторы для диагностики in vitro".
В приложении N 1 к описанию объекта закупки Заказчиком указаны функциональные и качественные характеристики товара.
Из жалобы следует, что Заказчик должен был использовать код КТРУ 26.51.53.141-00000036 или код КТРУ 26.51.53.141-00000035, или код КТРУ 26.51.53.141-00000034, или код КТРУ 26.51.53.141-00000033, или код КТРУ 26.51.53.141-00000032 и связи с тем, что Заказчик не использовал код КТРУ ООО "Реалмед" не может участвовать в данной закупке, поскольку не подходит под описание объекта закупки товар ООО "Реалмед".
Из пояснений Заказчика следует, что указанные Заявителем коды КТРУ содержат только единственную характеристику товара, работы, услуги: "Количество выполняемых тестов". Данная позиция не обеспечивает потребностей Заказчика как по функционалу товара, так и по производительности товара.
Таким образом, Заказчик, пользуясь данным ему правом определил код ОКПД2 в соответствии со своими потребностями.
Изучив позицию сторон, Комиссия Марийского УФАС России отмечает следующее.
Статьей 8 Закона о контрактной системе Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, описание объекта закупки должно быть продиктовано потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
К аналогичной позиции пришел Верховный суд Российской Федерации в Определении N 308-ЭС21-18982 от 21.10.2021.
При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
На основании указанных норм, надлежащим формированием описания объекта закупки будет являться включение характеристик, которые имеются у как минимум 2-х производителей, при отсутствии доказательств исключительной необходимости закупки товара конкретного производителя.
Комиссия Марийского УФАС России проанализировала содержания коммерческих предложений, направленных в ответ на запрос цен при формировании НМЦК, следует, что участниками рынка предложены товары различных производителей, таких как: анализатор XL-200 автоматический биохимический, производства Еrba, анализатор СА-270 автоматический биохимический, производства Furuno, анализатор ДДС-240 автоматический биохимический, производства Диакон-ДС.
Комиссия Марийского УФАС России установила, что единственный участник закупки предложил товар анализатор XL-200 автоматический биохимический, производства Еrba.
Анализатор СА-270 автоматический биохимический, производства Furuno не подходит Заказчику по пунктам 10, 21 технического задания (письмо АО "Диакон" от 19.06.2024 N 417).
Анализатор ДДС-240 автоматический биохимический, производства Диакон-ДС не подходит Заказчику по пункту 16 технического задания (руководство по описанию типа средства измерений анализатора).
Заказчиком в материалы дела не представлены сведения о соответствии установленным в извещении о проведении обжалуемой закупки товаров не менее двух производителей.
Таким образом, Заказчик не применил код КТРУ, а решил описать объект закупки в соответствии с статьей 33 Закона о контрактной системе, что привело ограничения количества потенциальных участников закупки.
На основании изложенного Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы.
В действиях Заказчика установлены нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Реалмед" обоснованной.
2. Признать в действиях ГБУ Республики Марий Эл "Волжская СББЖ" нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать ГБУ Республики Марий Эл "Волжская СББЖ" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 19 июня 2024 г. N 012/06/106-437/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024