Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), ГБУЗ "ММКЦ "Коммунарка" ДЗМ": О.В. Дружининой (доверенность от 05.09.2023 N б/н), ООО "Спироника": А.В. Гутковского (ген. директор), рассмотрев жалобу ООО "Спироника" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ММКЦ "Коммунарка" ДЗМ" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходного материала "Абсорбент углекислого газа" (Закупка N 0373200087824001173) (далее - запрос котировок) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-28336 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые 2024-28336 3 предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком при описании необходимых к поставке товаров установлены неправомерные и избыточные требования к характеристикам необходимых к поставке товаров по п. "Абсорбент углекислого газа", а именно к параметру "Сопротивление потоку (60 л/мин): <= 2 см вод. Ст", поскольку отсутствуют стандарты, которые определяют данную характеристику или каким-то образом регламентируют, а также отсутствуют зарегистрированные медицинские изделия, в эксплуатационной документации которых наличествует оспариваемые характеристики, что вводит в заблуждение участников закупки, а также препятствует корректному формированию заявки.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что сопротивление потоку влияет на эффективность вентиляции, поскольку при высоком сопротивлении требуется больше усилий для доставки необходимого объема газовой смеси от аппарата к пациенту, при этом чем меньше сопротивление, тем легче воздуху проходить через абсорбент. При высоком уровне сопротивление мощности аппарата может быть недостаточно для доставки газовой смеси в заданном режиме вентиляции. Представитель Заказчика также добавил, что в действующем ГОСТ Р ИСО 80601-2-13-2013 "Изделия медицинские электрические. Часть 2-13. Частные требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик к анестезиологическим комплексам" (далее - ГОСТ), а именно в разделе 20.102.9.3 "Сопротивление потоку" указано, что: "Блоки циркуляционного абсорбера, не встроенные в анестезиологический дыхательный контур, при монтаже с другими 2024-28336 4 компонентами в соответствии с инструкцией по эксплуатации для получения полного анестезиологического дыхательного контура должны соответствовать требованиям к сопротивлению потоку по 201.102.7 не превышать 6 гПа (6 см. вод. ст.)". Кроме того, Заказчиком перед формированием закупочной документации для мониторинга рынка был направлен запрос производителям и уполномоченным представителям производителя с просьбой предоставить технические характеристики на медицинское изделие "Абсорбент". В ответ на запросы Заказчик получил не менее 2 ответов от производителей:
-от АО "Интерседжикал", являющимся уполномоченным представителем производителя медицинских изделий Intersurgical Ltd, исх. N115 от 16.05.2024, согласно РУ ФСЗ 2009/03551 от 08.06.2021, в котором уполномоченный представитель производителя указал, что в линейке имеются абсорбенты SpheraSorb (REF 2175000) и LoFloSorb (REF 217800) с показателем "Сопротивления потоку (при 60 л/мин) менее 0,9 см H2O";
-от официального представителя производителя ООО "Апексмед", РУ ФС3 N 2011/10188.
Согласно полученному ответу, высланному на адрес официальной электронной почты организации mmcc@zdrav.mos.ru, производитель ООО "Апексмед" также подтверждает наличие характеристики: "Сопротивление потоку (60 л/мин): <= 2 см вод. Ст" у производимых изделий. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в приведенном Заказчиком ГОСТ Р ИСО 80601-2-13-2013 "Изделия медицинские электрические. Часть 2-13. Частные требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик к анестезиологическим комплексам" в разделе 201.102.9.3 "Сопротивление потоку" установлено: "В инструкции по эксплуатации должны быть указаны характеристики зависимости давления на вдохе и выдохе от скорости потока для блока циркуляционного абсорбера, включая давление при 60 л/мин. Соответствие проверяют испытаниями по 201.102.7 для блока циркуляционного абсорбера, соединенного с каждым анестезиологическим дыхательным контуром, указанным в инструкции по эксплуатации".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что значение параметра "Сопротивление потоку" для блока циркуляционного абсорбера, соединенного с каждым анестезиологическим дыхательным контуром, определяется методами испытания. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Указанная позиция также подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по 2024-28336 5 заполнению заявки на участие в закупке". Кроме того, Комиссия Управления также отмечает, что в приведенных Заказчиком письмах производитель и уполномоченный представитель производителя не указывают какое конкретное значение показателя "Сопротивление потоку" имеет их изделие, в то время как согласно инструкции по заполнению характеристик в заявке участник закупки, подавая заявку на участие, должен указать конкретное значение характеристики. Так, например, в письме АО "Интерседжикал" (исх. N115 от 16.05.2024) уполномоченный представитель производителя указывает, что у абсорбентов SpheraSorb (REF 2175000) и LoFloSorb (REF 217800) показатель "Сопротивление потоку (при 60 л/мин)" составляет менее 0,9 см H2O, при этом в направленном письме от ООО "Апексмед" официальный представитель производителя исключительно подтверждает наличие такой характеристики, однако также не указывает какое конкретное значение имеет изделие по оспариваемому показателю.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком в Техническом задании неправомерно установлено требование "Сопротивление потоку (60 л/мин): <= 2 см вод. Ст", поскольку конкретное значение по данному показателю устанавливается исключительно в ходе проведения испытаний, при этом в приведенных письмах производителя и уполномоченного представителя производителя, которые могли бы также служить доказательством наличия данного параметра у производимых изделий, не содержат конкретных значений, ввиду чего у участника закупки при подаче заявки отсутствует возможность указания значения по характеристике "Сопротивление потоку (60 л/мин)" в связи с невозможностью его определения.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-28336 6
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Спироника" на действия ГБУЗ "ММКЦ "Коммунарка" ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова Члены комиссии: А.И. Рахматуллаев Е.Д. Мартьянова Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-28336
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2024 г. N 077/06/106-7979/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024