Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя: ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ": С.В. Сергеева (по дов. N 47-Ю/2024 от 20.12.2023), ИП Панова О.А.: Е.Б. Петровой (по дов. N б/н от 13.06.2024), рассмотрев жалобу ИП Панова О.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку одноразовых расходных медицинских материалов (Перчатки медицинские нестерильные) для нужд ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" (Закупка N 0373200059724000343) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-28495 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы с описанием объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, 2024-28495 3 работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в описании объекта закупки должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком некорректно сформировано техническое описание объекта закупки, поскольку в графе 2024-28495 4 "Обоснование дополнительных характеристик" включены характеристики, отсутствующие в графе "Характеристики" технического задания, а именно: по п.1-3: "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Дополнительные требования: внутренний слой - экстракт шелка обладает высокой молекулярной массой, что способствует осмотической активности слоя с протеинами натурального шёлка и создает гидрофильный слой внутри перчатки. Протеины натурального шелка являются биологически нейтральными и наиболее полно отвечают потребностям Заказчика, используются для персонала с раздраженной, чувствительной кожей рук"; по п.14-17: "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Дополнительные требования: информация о наличии компонента (Алое Вера) натурального происхождения указана в Регистрационном удостоверении или в приложении к регистрационному удостоверению на сайте РЗН и на групповой упаковке ГОСТ Р 52239-2004 п. 8, для проверки заявленного изделия". При этом структурированное техническое задание также не отражает ряд характеристик, содержащихся в графе "Обоснование дополнительных характеристик" технического задания, что не позволяет должным образом заполнить заявку на участие в закупке. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информация (далее - КТРУ)) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской 2024-28495 5 Федерации.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень 2024-28495 6 радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.5 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Так, Комиссией Управления установлено, что в составе извещения Заказчиком размещен электронный документ "Техническое задание" содержащий в своем составе, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. При этом Комиссией Управления установлено, что в электроном документе "Техническое задание" Заказчиком установлены требования к характеристикам закупаемых изделий, например по п.1: "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные":
- "Обоснование дополнительных характеристик": "Обоснование дополнительных характеристикОбоснование дополнительных характеристик (а также дополнительные требования): В соответствии с ч.1 ст.33 Закона N44-ФЗ в части указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, заказчиком определены значимые для осуществления своей деятельности характеристики объекта закупки. Текстурный рисунок в области пальцев для улучшенного захвата инструментов. Удлинение при разрыве (до ускоренного старения) в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004.
Длина перчатки для фиксации на предплечье. Герметичность (AQL) в соответствии с ГОСТ Р 52239- 2004.Количество пар в упаковке для использования в кабинетах с низким расходом перчаток. Дополнительные требования: внутренний слой - экстракт шелка обладает высокой молекулярной массой, что способствует осмотической активности слоя с протеинами натурального шёлка и создает гидрофильный слой внутри перчатки. Протеины натурального шелка являются биологически нейтральными и наиболее полно отвечают потребностям Заказчика, используются для персонала с раздраженной, чувствительной кожей рук. Упаковка обеспечивает подачу перчаток 2024-28495 7 снизу по одной, манжетой вперед для профилактики контактного пути распространения инфекции за счет исключения контакта рук с другими перчатками и упаковкой";
- "Характеристики": "Назначение: Смотровые. Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты: 240
400 мм. Допустимый уровень качества AQL, герметичность: Меньше или равно 2.5. Количество перчаток в упаковке:
10
25 пар. Одинарная толщина в центре ладони: Больше или равно 0.11 мм. Одинарная толщина среднего пальца перчатки: >= 0.1 мм. Размер: S. Тип поверхности: Текстурированная на пальцах. Удлинение при разрыве до ускоренного старения: Больше или равно 500 %.
Конструктивные особенности: Манжета с валиком"; по п.14: "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные":
- "Обоснование дополнительных характеристик": "Обоснование дополнительных характеристик Обоснование дополнительных характеристик (а также дополнительные требования): В соответствии с ч.1 ст.33 Закона N44-ФЗ в части указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, заказчиком определены значимые для осуществления своей деятельности характеристики объекта закупки. Одинарная толщина (палец) для обеспечения механической прочности. Удлинение при разрыве (до ускоренного старения) в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004.
Перчатка двухслойная, внешний слой контрастного цвета по отношению к внутреннему слою, для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и во время работы. Внутреннее полимерное покрытие усиливает барьерные свойства перчаток содержит противовоспалительный компонент на основе Алое Вера для профилактики контактного дерматита и воспалительных заболеваний кожи рук. Текстурный рисунок по всей рабочей поверхности перчаток для улучшенного захвата инструментов и оборудования. Длина перчатки для фиксации на предплечье. Герметичность (AQL) в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004. Kласс потенциального риска применения для применения с активными медицинскими изделиями и манипуляций по обеззараживанию в соответствии с ГОСТ 31508-2012; приказ Минздрава России 4Н. Дополнительные требования: информация о наличии компонента (Алое Вера) натурального происхождения указана в Регистрационном удостоверении или в приложении к регистрационному удостоверению на сайте РЗН и на групповой упаковке ГОСТ Р 52239-2004 п. 8, для проверки заявленного изделия";
- "Характеристики": "Назначение: Смотровые. Требования к упаковке: Одноразовый блок с окошком. Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты: 240
400 мм. Допустимый уровень качества AQL, герметичность: Меньше или равно 2.5. Одинарная толщина в центре ладони: Больше или равно 0.16 мм. Одинарная толщина среднего пальца перчатки: >= 0.1 мм. Размер: S. Тип поверхности: Текстурированная по всей рабочей поверхности. Удлинение при разрыве до ускоренного старения: Больше или равно 500 %.
Класс потенциального риска: 2А. Конструктивные особенности: Двухслойные; Манжета с валиком; Без опудривания. Обработка внутренней поверхности изделия: Полимерное покрытие; Увлажняющее покрытие с Алое Вера. Цвет внешнего слоя: Зеленый; Синий". 2024-28495 8 Вместе с этим Комиссией Управления также установлено, что в составе структурированной формы извещения Заказчиком установлены требования к характеристикам необходимых товаров, а именно, по п.1: "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" указано следующее:
- "Наименование товара, работы, услуги": "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: Обоснование дополнительных характеристикОбоснование дополнительных характеристик (а также дополнительные требования): В соответствии с ч.1 ст.33 Закона N44-ФЗ в части указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, заказчиком определены значимые для осуществления своей деятельности характеристики объекта закупки. Текстурный рисунок в области пальцев для улучшенного захвата инструментов. Удлинение при разрыве (до ускоренного старения) в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004.
Длина перчатки для фиксации на предплечье. Герметичность (AQL) в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004.Количество пар в упаковке для использования в кабинетах с низким расходом перчаток. Дополнительные требования: внутренний слой - экстракт шелка обладает высокой молекулярной массой, что способствует осмотической активности слоя с протеинами натурального шёлка и создает гидрофильный слой внутри перчатки. Протеины натурального шелка являются биологически нейтральными и наиболее полно отвечают потребностям Заказчика, используются для персонала с раздраженной, чувствительной кожей рук. Упаковка обеспечивает подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед для профилактики контактного пути распространения инфекции за счет исключения контакта рук с другими перчатками и упаковкой";
- "Характеристики": "Назначение: Смотровые. Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты: 240
400 мм. Допустимый уровень качества AQL, герметичность: Меньше или равно 2.5. Количество перчаток в упаковке:
10
25 пар. Одинарная толщина в центре ладони: Больше или равно 0.11 мм. Одинарная толщина среднего пальца перчатки: >= 0.1 мм. Размер: S. Тип поверхности: Текстурированная на пальцах. Удлинение при разрыве до ускоренного старения: Больше или равно 500 %.
Конструктивные особенности: Манжета с валиком"; по п.14: "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные":
- "Наименование товара, работы, услуги": "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: Обоснование дополнительных характеристик Обоснование дополнительных характеристик (а также дополнительные требования): В соответствии с ч.1 ст.33 Закона N44-ФЗ в части указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, заказчиком определены значимые для осуществления своей деятельности характеристики объекта закупки. Одинарная 2024-28495 9 толщина (палец) для обеспечения механической прочности. Удлинение при разрыве (до ускоренного старения) в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004.
Перчатка двухслойная, внешний слой контрастного цвета по отношению к внутреннему слою, для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и во время работы. Внутреннее полимерное покрытие усиливает барьерные свойства перчаток содержит противовоспалительный компонент на основе Алое Вера для профилактики контактного дерматита и воспалительных заболеваний кожи рук. Текстурный рисунок по всей рабочей поверхности перчаток для улучшенного захвата инструментов и оборудования. Длина перчатки для фиксации на предплечье. Герметичность (AQL) в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004. Kласс потенциального риска применения для применения с активными медицинскими изделиями и манипуляций по обеззараживанию в соответствии с ГОСТ 31508-2012; приказ Минздрава России 4Н. Дополнительные требования: информация о наличии компонента (Алое Вера) натурального происхождения указана в Регистрационном удостоверении или в приложении к регистрационному удостоверению на сайте РЗН и на групповой упаковке ГОСТ Р 52239-2004 п. 8, для проверки заявленного изделия";
- "Характеристики": "Назначение: Смотровые. Требования к упаковке: Одноразовый блок с окошком. Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты: 240
400 мм. Допустимый уровень качества AQL, герметичность: Меньше или равно 2.5. Одинарная толщина в центре ладони: Больше или равно 0.16 мм. Одинарная толщина среднего пальца перчатки: >= 0.1 мм. Размер: S. Тип поверхности: Текстурированная по всей рабочей поверхности. Удлинение при разрыве до ускоренного старения: Больше или равно 500 %.
Класс потенциального риска: 2А. Конструктивные особенности: Двухслойные; Манжета с валиком; Без опудривания. Обработка внутренней поверхности изделия: Полимерное покрытие; Увлажняющее покрытие с Алое Вера. Цвет внешнего слоя: Зеленый; Синий".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках настоящей закупки Заказчиком закупаются медицинские перчатки с кодом КТРУ 22.19.60.119-00000008, в позиции которой не содержится каких-либо характеристик и обязательной информации к указанию, ввиду чего Заказчик в извещении указал дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. Представитель Заказчика также добавил, что в настоящее время для Заказчиков на территории г. Москва, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы (далее - ДЗМ), как в структурированной форме, так и в электронном документе, описание объекта закупки для раздела "характеристики" формируется 2024-28495 10 только из данных, которые в тот или иной момент приведены для позиции КТРУ в разделе характеристики, в случае отсутствия указанных данных, ту или иную характеристику ДЗМ с использованием собственных ресурсов в рамках взаимодействия с электронными площадками "заводит" для той или иной позиции КТРУ. Однако, указанные в настоящем техническом задании дополнительные характеристики, в настоящее время ДЗМ не приведены для типовых технических заданий, вследствие чего Заказчик не имеет технической возможности привести указанные характеристики в разделе "Характеристики", как для электронного документа, так и для структурированного извещения. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что в составе структурированной формы извещения информация о части характеристик указана в разделе "Наименование товара, работы, услуги", при этом в отношении таких характеристик отсутствуют графы, позволяющие представить значение по таким характеристикам, а также отсутствует инструкция по предоставлению сведений о таких характеристик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что характеристики, указанные Заказчиком в разделе "Наименование товара, работы, услуги" не подлежат представлению в составе заявки на участие в закупке, посредством заполнения структурированной формы, в то время как в пп.4 п.14 информационной карты по проведению аукциона в электронной форме "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" установлено требование "Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе". Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что положения извещения сформированы Заказчиком таким образом, что не позволяют участникам закупки представить сведения о поставляемом изделии надлежащим образом, посредством заполнения сведений, указанных в структурированной формы извещения, размещенной в соответствии ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе. Управление обращает особое внимание на то, что раздел "Обоснование ..." по своей сути относится непосредственно к самому обоснованию использования характеристик не предусмотренных КТРУ (во исполнение п.6 Правил пользования КТРУ) и/или не предусмотренных ГОСТ (во исполнение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе). Вместе с этим размещенное в составе описания объекта закупки обоснование таковым по сути не является, так как содержит в себе требования к товарам, которые в свою очередь отсутствуют в разделе "Характеристики товара, работы, услуги".
Таким образом, Заказчику, во исполнение требований п.2 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и Правил пользования КТРУ, надлежало отразить все значимые характеристики закупаемых товаров в разделе 2024-28495 11 "Характеристики товара, работы, услуги" с указанием в соответствующих графах наименования характеристик, значение характеристик, единицы измерения характеристик, инструкцию по заполнению характеристик в заявке, а в разделе "Обоснование включения дополнительной информации" отразить исключительно обоснование таких характеристик, в случае, если они не предусмотрены используемой Заказчиком позицией КТРУ и/или ГОСТ, чего Заказчиком сделано не было.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.06.2024 NИЭА1 на участие в закупке поданы и признаны соответствующими 3 заявки, снижение в ходе подачи ценовых предложений составило 32,03%, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки и объективной возможности формирования и подачи заявки на участие в закупке. 2.
Также согласно доводам Заявителя, совокупность установленных Заказчиком параметров к закупаемым товарам по п.1-3 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" не позволяет участникам закупки подобрать соответствующий товар, поскольку по соответствию наличия внутреннего слоя с экстрактом шелка удовлетворяют перчатки конкретного производителя - "МЕРКАТОР МЕДИКАЛ Лтд.", регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/13339 от 29.11.2012, при этом данные перчатки выпускаются в обычном блоке - 50 пар, без подачи перчаток снизу, что не соответствует требованиям Технического задания. Кроме того, по мнению Заявителя, совокупность установленных Заказчиком параметров к закупаемым товарам по п.14-17 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" соответствует товарам единственного производителя, а именно: Перчатки диагностические нитриловые, нестерильные, неопудренные с Aloe Vera - Hydrex// Nitrile examination gloves, non-sterile, powder free with Aloe Vera - Hydrex, производства "Шэн Вэй Ю.Эс.Эй., Инк.", регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/10956 от 23.09.2020, при этом ограничивающим к поставке товара иного производителя является следующее требование: "Дополнительные требования: информация о наличии компонента (Алое Вера) натурального происхождения указана в Регистрационном удостоверении или в приложении к регистрационному удостоверению на сайте РЗН и на групповой упаковке ГОСТ Р 52239-2004 п. 8, для проверки заявленного изделия". 2024-28495 12 При этом в обосновании своей позиции Заявитель указывает, что требование о наличии сведений о внутреннем компоненте медицинской перчатки в регистрационном удостоверении или в приложении к регистрационному удостоверению на сайте Росздравнадзора и на групповой упаковке не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку согласно нормам действующего законодательства регистрационное удостоверение не должно содержать всей информации о характеристиках медицинского изделия, при этом из положений ГОСТ Р 52239-2004 также не следует, что производитель медицинского изделия обязан указывать информацию о наличии внутреннего компонента на упаковке медицинского изделия. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласился с доводом жалобы, при этом добавил, что к закупаемым товарам по п.1-3, 14-17 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" с характеристиками, заявленными в техническом задании, соответствуют товары различных производителей, в частности: по п.1-3 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" соответствуют товары трех производителей: "ВРП Азия Пасифик" с регистрационным удостоверением N ФСЗ 2010/07612, "Шэн Вэй Ю.Эс.Эй" с регистрационным удостоверением N ФСЗ 2011/10956, "Хелиомед Хандэльсгез" с регистрационным удостоверением N ФСЗ 2009/04144; по п.14-17 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" соответствуют также товарам трех производителей: "ТЖ Медикал" с регистрационным удостоверением N ФСЗ 2009/05620, "Шэн Вэй Ю.Эс.Эй" с регистрационным удостоверением N ФСЗ 2011/10956, "Пити Медисэйф Технолоджис" с регистрационным удостоверением N РЗН 2019/8115.
Относительно установленного требования к указанию информации о наличии компонента (Алое Вера) натурального происхождения в Регистрационном удостоверении или в приложении к регистрационному удостоверению на сайте РЗН и на групповой упаковке представитель Заказчика пояснил, что ГОСТ на медицинские смотровые перчатки Р 52239-2004 в разделе 8 прямо предусматривает необходимость указания использованного материала на упаковке: 8.2.1 Упаковка стерильных перчаток На единичной упаковке стерильных перчаток должны быть указаны следующие данные:
а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;
б) использованный материал, в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ". "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
г) размер;
д) при обработке опудривающим веществом необходимо указать, что перед использованием перчаток следует стерильно удалить опудривающее вещество;
е) номер партии; 2024-28495 13 ж) слова "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;
з) слова "СТЕРИЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРОВАНА ПРИ ЦЕЛОСТНОСТИ УПАКОВКИ";
и) слово "ОДНОРАЗОВЫЕ";
к) слова "ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ";
л) слова "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию". Кроме того, содержание информации о компоненте - Алое Вера - в одном из указанных источников существенно повышает гарантии Заказчика в получении товара надлежащего качества, при этом одновременно снижая необходимость проведения необоснованных затрат на проведение экспертиз. Ст.94 Закона о контрактной системе, однозначно говорит, что Заказчик обязан проводить экспертизу поставляемого товара в любом случае, однако, часть экспертизы Заказчик уполномочен проводить своими силами и своими средствами, при этом проведение экспертизы на установление наличия компонента Алое Вера, невозможно провести исключительно силами Заказчика, вследствие чего, каждая поставка таких перчаток потребует проведения таких экспертиз с привлечением сторонних экспертов, что влечет за собой дополнительные расходы.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком, являются стандартными и отвечают требованиям, установленным к медицинским изделиям в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом такому требованию соответствуют товары нескольких различных производителей. В свою очередь, Комиссия Управления отмечает следующее.
Согласно п. 56 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", в Регистрационном Удостоверении в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:
а) наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению);
б) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер;
в) в отношении лица, на имя которого выдано регистрационное удостоверение, - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица и адрес места его нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;
г) в отношении производителя (изготовителя) - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес места нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя; 2024-28495 14 д) место производства медицинского изделия;
е) номер регистрационного досье;
ж) подпункт утратил силу с 13 июня 2018 года - постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2018 года N 633;
з) класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации;
и) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. При этом п. 56 "Правил государственной регистрации медицинских изделий" не запрещает указание информации о текстуре, длине, цвете, способе обработки поверхности перчаток и т.д. в регистрационном удостоверении. Приказ Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13, которым утверждена форма регистрационного удостоверения на медицинское изделие, также не содержит каких-либо запретов на включение в регистрационное удостоверение информации о способе обработки, текстуре, цвете, материалах изготовления и прочих характеристиках медицинского изделия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" утверждены правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
В соответствии с п.2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. П.6 Правил установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. В соответствие ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской 2024-28495 15 реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. При этом ч. 11 ст. 38 Закона N 323-ФЗ не запрещает указание информации о цвете перчатки, наличие двойной хлоринации, наличии ромбовидной текстуры по всей поверхности, о наличие двух слоев нитрила в Регистрационном удостоверении. ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
В соответствии с пунктом 8.2.2 ГОСТ Р 52239-2004 на упаковке нестерильных перчаток должны быть указаны:
а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;
б) использованный материал;
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
г) размер;
д) номер партии;
е) слово "ОДНОРАЗОВЫЕ";
ж) слово "НЕСТЕРИЛЬНЫЕ";
з) слова "ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ";
и) слова "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;
к) слова "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию".
В соответствии с пунктом 8.3. ГОСТ Р 52239-2004 групповая упаковка содержит определенное количество единичных упаковок перчаток одинакового размера, обеспечивающих безопасное транспортирование и хранение. Групповые упаковки должны быть маркированы в соответствии с 8.2.1 или 8.2.2 с указанием количества пар перчаток и дополнительными инструкциями для хранения. Государственный стандарт не ограничивает производителя в праве указания информации о товаре на упаковке. Более того, такая информация позволяет идентифицировать товар.
Таким образом, указанные Заказчиком требования к маркировке не нарушают права участников закупки. 2024-28495 16 Включение требуемой в Техническом задании информации в технический паспорт, инструкцию, размещение информации на фотографии, включение информации в иные документы (сведения), размещенные в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, является исполнение требований Заказчика, предусмотренных Техническим заданием.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что совокупность установленных Заказчиком параметров к закупаемым товарам по п.1-3, 14-17 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" соответствует товарам нескольких производителей, вопреки утверждению Заявителя об обратном. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также о невозможности формирования заявки на участие в данном аукционе, а также документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к поставляемым товарам. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в техническом задании требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в техническом задании. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено. Кроме того, Комиссия также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к поставляемому товару в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемый товар. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 2024-28495 17 Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А
:
1. Признать жалобу ИП Панова О.А. на действия ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" обоснованной в части некорректно сформированного технического описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: М.О. Мацнева Е.Д. Мартьянова Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-28495
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2024 г. N 077/06/106-8026/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024