Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России: А.С. Аминовой, Н.В. Воронцовой (дов.N142 от 15.12.2023), ООО ЧОО "ФАРАОН-МСК": М.О. Ивановой (дов.Nб/н от 10.06.2024), В.А. Пестеровой (дов.Nб/н от 10.06.2024), ООО "Щит-3": Д.А. Цыкалова (дов.N07-07/24 от 20.05.2024), рассмотрев жалобы ООО ЧОО "ФАРАОН-МСК" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по осуществлению комплексных мер, направленных на охрану имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов, осуществление контроля и реагирование на сигналы срабатывания автоматических систем противопожарной защиты на объектах ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России (Закупки N 0373100108124000220, 2024-28758 2 0373100108124000234) (далее - конкурсы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов. По результатам рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
Заявитель обжалует действия закупочной комиссий Заказчика в части оценки заявки ООО ЧОО "ФАРАОН-МСК" в нарушение установленного в конкурсных документациях порядка оценки заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалоб о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке. Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий конкурсной комиссии Заказчика в части применения установленного в конкурсных документациях порядка оценки заявок на участие в конкурсах. Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта 2024-28758 3 закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно ч.4 ст.24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) В соответствии с п.24 Порядка для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. 2024-28758 4 Согласно п.25 Порядка для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели. Комиссией Управления определено, что согласно закупочной документации Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров": "Оценка заявок осуществляется в соответствии с подпунктом б пункта 20 Положения. Оценивается общая цена исполненных договоров, принятых к оценке членами комиссии по осуществлению закупок. Предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): · Услуги по обеспечению охраны объектов (территорий) Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); · Договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров) (абз. 3 пп. в) п. 28 Положения); · Последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок (пп.
г) п. 28 Положения); · К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пп.
д) п. 28 Положения); · К оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии (пп.
е) п. 28 Положения); · К оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающие оказание услуг по обеспечению охраны объектов 2024-28758 5 (территорий) (пп.
б) п. 35 Положения). Установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек)".
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В составе жалоб Заявитель указывает, что в соответствии протоколами подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2024 NИЭОК1, от 07.06.2024 NИЭОК2 закупочной комиссией Заказчика принято к рассмотрению 27 представленных в составе заявки Заявителя контрактов, подтверждающих наличие опыта у участника закупки, при этом общая стоимость таких контрактов составляет 1 062 692 882.58 руб., тогда как закупочной комиссией Заказчика учтен опыт на уменьшенную сумму, а именно 820 516 650.92 руб., что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку представленный опыт в полной мере соответствует установленному порядку оценки.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Не согласившись с доводом жалоб представитель Заказчика пояснил, что в составе заявок Заявителя представлено сведений о наличии опыта выполнения работ 27 контрактов, при этом в соответствии с установленным порядком оценки последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положений, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок, что также указано в пп. "г" п.28 Положений, ввиду чего закупочной комиссией Заказчика по договорам N02/07-2018 от 02.07.2018, N02/07-2018 от 02.07.2018, N01/12-2017 от 27.11.2017 приняты к учету исполненные акты выполненных работ в период 06.2019 по 06.2024 на сумму 820 516 650.92 руб.
Таким образом, представитель Заказчика отмечает, что действия закупочной комиссии Заказчика не противоречат установленному порядку оценки и нормам действующего законодательства.
Согласно пп. "а", "г" п.28 Положений в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения: применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров При этом, последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Комиссией Управления установлено, что пп. "а" п.28 Положений 2024-28758 6 однозначным образом установлено, что оценки подлежат договора, представленные в составе заявки участника закупки, но не отдельные его акты выполненных работ. Кроме того, положениями пп. "г" п.28 Положений установлены требования к дате последнего акта выполненных работ, при этом в случае соответствия такого акта требованиям закупочной комиссией Заказчика надлежит произвести оценку представленного договора в полном объеме, что в настоящем случае не осуществлено комиссией Заказчика.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке; 2024-28758 7 9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях комиссии Заказчика выявлены нарушения пп. "б" п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе при оценке заявки Заявителя, что образует признаки состава административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
Кроме того, в составе жалобы на закупочную процедуру N0373100108124000234 Заявитель также указывает, что согласно данным бухгалтерской отчетности ресурса БФО выручка ООО "Щит-3" (ИНН 2308102873), составляет c 2020 по 2021 год 79 634 000 руб.
Таким образом, по мнению Заявителя, исходя из несоответствия выручки участника закупки цене представленных контрактов/договоров, ООО "Щит-3" представлена недостоверная информация относительно своего опыта. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, при оценке и принятии решении о признании заявки соответствующей требованиям извещения комиссия Заказчика руководствуется информацией и документами, располагаемыми на момент рассмотрения заявок, при этом в данном случае у Заказчика отсутствовали документы и сведения, подтверждающие недостоверность представленных ООО "Щит-3", сведений, ввиду чего у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали правовые основания к отклонению заявки Победителя.
Таким образом, как следует из материалов дела, поданная ООО "Щит-3", заявка требованиям извещения об осуществлении закупки соответствовала. Каких- либо оснований сомневаться в достоверности представленных в них сведений в контексте ч.5 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются) у комиссии Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал. Кроме того, положения Закона о контрактной системе не содержат указание на обязанность закупочной комиссии Заказчика осуществлять проверку достоверности представленных в составе заявки сведений.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее. В составе заявки ООО "Щит-3", представлены сведения о наличии опыта выполнения работ сопоставимого с объектом закупки характера, например, договор N002/Б-0620 от 01.06.2020 заключенный с ООО "БАКУТИН" на сумму 176 000 000 руб., при этом акты выполненных работ на сумму указанную в договоре датированы 2020 и 2021 г. что не соответствует сведениям ресурса БФО за 2020 и 2021, согласно которым выручка ООО "Щит-3", составила 76 млн.руб. Проведение проверки сведений, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрено п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при 2024-28758 8 установлении заказчиками факта отсутствия у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Таким образом, в целях соблюдения положений Закона о контрактной системе заказчики учитываются сведения, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности участников закупок, в том числе посредством использования государственного информационного ресурса (ч. 9 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете).
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно ч.1 ст.10 Закона о бухгалтерском учете, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. При этом в силу ч. 11 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Согласно ч.1 ст.14 Закона о бухгалтерском учете годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом о бухгалтерском учете, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В соответствии с п. 26 "Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В соответствии с ч.9 ст.18 Закона о бухгалтерском учете заинтересованным 2024-28758 9 лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых доступ к указанной информации может быть ограничен, а также порядок ограничения и возобновления такого доступа. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, ограничение или возобновление доступа к такой информации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по заявлению организации, доступ к информации о которой ограничивается или возобновляется. Указанное заявление представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, по форме, формату и в порядке, которые утверждаются этим органом. Указанная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с настоящей частью, может быть предоставлена исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и Центральному банку Российской Федерации.
Согласно п.11 ч.1 ст.102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Учитывая изложенное, данные, представленные в составе заявки ООО "Щит-3", не соответствуют данным Федеральной налоговой службой, что является недостоверной информацией. Кроме того, на заседании Комиссии Управления представителем ООО "Щит-3", принимавшем участие в заседании, не представлена информация о подтверждении достоверности указанного договора, свидетельствующая о фактическом исполнении обязательств по контракту сторонами. При таких данных Комиссия Управления отмечает, что у комиссии Заказчика отсутствовала объективная возможность и необходимость проверки достоверности информации, представленной в составе заявки ООО "Щит-3", однако, основываясь на вышеизложенном, Комиссия Управления приходит к выводу, что в составе заявки победителя представлены недостоверные сведения в отношении представленных сведений, ввиду чего комиссии Заказчика надлежит отстранить ООО "Щит-3", от участия в конкурентной процедуре на основании представления недостоверной информации в составе заявки. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-28758 10
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "ФАРАОН-МСК" на действия конкурсной комиссии ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России по закупочной процедуре N0373100108124000220 обоснованной, жалобу по закупочной процедуре N0373100108124000234 обоснованной в части неправомерной оценки заявки ООО ЧОО "ФАРАОН-МСК".
2. Признать в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушение пп. "б" п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: М.О. Мацнева Н.А. Узкий Исп.Узкий Н.А. тел.8(495)784-75-05 2024-28758
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2024 г. N 077/06/106-8409/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024