Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителя: ГБУЗ "ЦЛО ДЗМ": Проскуряковой М.Н. (по доверенности N 611 от 14.06.2024); в отсутствие представителей ООО "Брокер групп", о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных надлежащим образом посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "Брокер групп" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ЦЛО ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по устройству вентилируемого фасада на административном здании Аптечного склада N 2 ГБУЗ "ЦЛО ДЗМ" (Закупка N0373200174524000097) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О 2024-28693 2 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы.
Согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 2024-28693 3 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановление N 2571.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением объектом закупки является выполнение комплекса работ по устройству вентилируемого фасада на административном здании Аптечного склада N 2 ГБУЗ "ЦЛО ДЗМ", с начальной (максимальной) ценой контракта 5 898 670,26 рублей. В Приложении к постановлению N 2571 дополнительные требования к участникам закупки установлены в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг и сгруппированы в разделы в разрезе сферы закупаемых товаров, работ, услуг. Комиссией установлено, что в Извещении о проведении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 Приложения к Постановлению N 2571, а именно на работы по текущему ремонту зданий, сооружений.
В соответствии с пп. "а" п.3 постановления N 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиция приложения к постановлению N 2571 применяется с учетом положений п.3 постановления N 2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок"; позиция 15 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно доводам жалобы перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 2024-28693 4 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень).
Согласно пункту 14.2 "Устройство вентилируемых фасадов" Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства, следовательно, Заказчиком ненадлежащим образом установлены дополнительные требования.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленные по данной закупочной процедуре дополнительные требования можно отнести как к капитальному ремонту, так и к текущему ремонту. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно Техническому заданию Заказчиком установлен перечень объекта закупки: Выполнение работ по текущему ремонту объекта в сфере здравоохранения: Вид объекта: Здание. Элемент, подлежащий текущему ремонту: Оконное заполнение; Входная группа; Фасад. Кроме того в смете, размещенной в составе извещения, установлены, в том числе, следующие работы: (Демонтаж с сохранением. ) Установка наружного блока сплит-системы весом до 30 кг (без стоимости блока и кронштейнов); (Демонтаж) Монтаж мелких конструкций из стали различного профиля массой до 100 кг (козырьки над лестницами). Разделом 7 технического задания установлен Перечень нормативных правовых и нормативных технических актов в соответствии с которым выполняются работы, которым также предусмотрен капитальный ремонт, в частности: П.7.9 Приказ Минстроя России от 16.05.2023 N 344/пр "Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства"; П.7.13 Постановление Правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве" (вместе с "Перечнем правовых актов города Москвы, признаваемых утратившими силу", "Требованиями к декоративно-художественному оформлению временных ограждений мест проведения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в городе Москве"). 2024-28693 5 Согласно позиции 10 приложения к постановлению N 2571 при проведении закупки на работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) предъявляются требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Также позиции 10 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Кодекса капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. При капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется замена или восстановление строительных конструкций объекта либо его элементов, в том числе такая замена (восстановление) может улучшать показатели конструкций и элементов.
В соответствии с Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312 капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели 2024-28693 6 ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Таким образом, предмет закупки включает в себя капитальный ремонт, что соответствует позиции 10 постановления N 2571 согласно которому к участникам устанавливаются дополнительные требования на работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Вместе с тем, установленные Заказчиком дополнительные требования к участникам закупки не позволяют подтвердить соответствие требованиям наличием опыта в том числе по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), а также неправомерно позволяет подтвердить опыт наличием исполненных контрактов на выполнение текущего ремонта, что не предусмотрено позицией 10 приложения к постановлению N 2571.
Более того, такие работы как "Устройство вентилируемых фасадов" включены в Перечень работ по капитальному ремонту с использованием знака (Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), что указывает на капитальность подобных работ поскольку как однозначно следует из Перечня такие работы оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства. Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4, ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-28693 7
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Брокер групп" на действия ГБУЗ "ЦЛО ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: Е.Д. Мартьянова М.О. Мацнева Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-28693
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2024 г. N 077/06/106-8394/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024