На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также пункта 19 раздела V постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения государственного заказчика ГБУ "Жилищник района Теплый Стан" законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предмет проверки: электронный аукцион на выполнение работ по монтажу и демонтажу сплит систем (реестровый N 0373200032224000504).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: 2024-28895 2 Е.Ю. Давыденко - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя ГБУ "Жилищник района Теплый Стан": А.А. Плеханов (доверенность N 33 от 16.01.2024), а также в отсутствие уполномоченных представителей ООО "РЕМСТРОЙ" (о времени и порядке заседания Комиссии Управления стороны уведомлены письмом исх. N ЕИ/23002/24 от 10.06.2024),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение ООО "РЕМСТРОЙ" (далее - Заявитель) о возможных нарушениях законодательства о контрактной системе в действиях ГБУ "Жилищник района Теплый Стан" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу и демонтажу сплит систем (реестровый N 0373200032224000504) (далее - Аукцион; Закупка).
1. В составе обращения Заявитель указывает, что в составе извещения Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении характеристик товаров в составе заявки, наименования страны происхождения, а также информации и документов, подтверждающих страну происхождения товаров, поскольку закупаемые товары, являются используемыми при выполнении работ в рамках данной закупки, а не поставляемыми.
Также Заявитель указывает, что факт того, что товар является используемым при выполнении работ, подтверждается отсутствием установления в Извещении каких-либо ограничений и запретов в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. П. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и 2024-28895 3 оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о 2024-28895 4 закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что согласно п. 14 Информационной карты заявка должна в том числе содержать: " - Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
- Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе.
- Товарный знак (при наличии)". Комиссией Управления установлено, что согласно п. 6.1 Технического задания определено: "6 Требования к используемым материалам и оборудованию 6.1 Для обеспечения надлежащего качества выполнения работ Подрядчик обязан 2024-28895 5 обеспечить при их оказании применение материалов, изделий, конструкций и оборудования, безопасных для жизни, здоровья человека, окружающей среды, исключающих причинение вреда имуществу Заказчика и соответствующих требованиям Приложения 3 "Сметная документация" к настоящему Техническому заданию". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предметом Контракта является проведение работ по монтажу и демонтажу сплит систем. Монтажные работы подразумевают под собой установку оборудования, предложенного участником в составе заявки на участие в электронном аукционе. Стоимость кондиционеров предусмотрена сметной документацией и включена в раздел монтажных работ. После выполнения работ, исполнитель выставляет электронный структурированный документ о приемке выполненных работ. Поставка товара по Контракту не осуществляется. Комиссия Управления отмечает, что согласно положениям п. 6.1 Технического задания отражены требования к используемым материалам и оборудованию, а также указано, что используемые материалы и оборудование должны соответствовать, в том числе Приложению N 3 "Сметная документация". Комиссия Управления отмечает, что описание объекта закупки подобным образом вводит в заблуждение участников закупки, поскольку из извещения не представляется возможным определить логику формирования требований к конкретным показателям необходимых при выполнении работ товарам, принимая во внимание, что товары, требования к которым не установлены, по своим функциональным и потребительским свойствам не отличаются от вышеуказанных. С учетом изложенного, надлежащим исполнением требований ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе в рамках данной закупки может также являться указание в заявке исключительно согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных Извещением о закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. 2.
Также в составе обращения Заявитель указывает, что Извещением о проведении закупки установлен противоречивый срок выполнения работ, а именно согласно п. 3 Информационной карты установлен период выполнения работ с 17.06.2024 до 27.11.2024, при этом согласно п. 3.2 Контракта срок выполнения работ составляет 15 календарных дней с даты заключения Контракта. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Информационной карте установлен период выполнения работ с 17.06.2024 по 27.11.2024, в рамках которого Заказчик направляет заявку, при этом срок выполнения работ после направления такой заявки составляет 15 календарных дней. Комиссия Управления отмечает, что Информационная карта и Техническое задание содержат противоречивые сведения относительно срока выполнения работ. Комиссия Управления в ходе проведения внеплановой проверки приходит к выводу о нарушении Заказчика п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4, ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-28895 6
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях ГБУ "Жилищник района Теплый Стан" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку по результатам проведения электронного аукциона заключен контракт и восстановление законных прав и интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Спирякова Члены Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко К.В. Змиевская Исп.Давыденко Е.Ю. 2024-28895
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 июня 2024 г. N 077/10/99-7749/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024